Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речевые ошибки допущены в предложении.




1 Губернатором должен стать профессионал своего дела, честный человек, который живет заботами людей.

2. Наступило время для прихода на уровень уп­равления высокоморальных, нравственных людей.

3. Управление поведением людей не менее зах­ватывающее занятие, чем управление шестисотым мерседесом.

4. Те, кто написал сочинение, может идти до­мой.

5. Народная медицина служит неисчерпаемым истоком для получения новых лекарственных рас­тений.

 

 

ВАРИАНТ 8

1. Расставьте ударения в словах:

1) договор, новорожденный

2) квартал, эксперт

3) исчерпать, звонишь

2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

1) констатировать о необходимости поездки

2) аргументировать положения доклада цифрами

3) придавать большую роль

4) беспокоиться о дочери

5) скучать по близким

3. Речевые ошибки допущены в предложении:

1. Возрождение домовых и квартального ко­митетов как первоначальной ступени самоуправ­ления населения принесло свои результаты.

2. На благоустройство территории было освое­но 2 миллиона рублей.

3. Необходимо уделять внимание на эту про­блему.

4. В администрации округа ведут бесплатные приемы юрисконсульт и специалист соцзащиты.

5. Музей-квартира Булгакова приобрела его личные вещи.

5. Определите, к какому стилю принадле­жит приведенный ниже текст:

1) разговорному

2) художественному

3) газетно-публицистическому

4) официально-деловому

5) научному

Разговорная речь широко использует просоди­ческие средства для выделения различных по сте­пени важности элементов высказывания. Наибо­лее динамически выделенными во фразе являют­ся слова, принимающие на себя синтагматичес­кое ударение, они, как правило, являются смысло­вым центром высказывания, коммуникативным ядром.

6. Укажите, как называется троп, осно­ванный на переносе названия по сходству при­знаков:

1) метафора

2) сравнение

3) олицетворение

4)эпитет

7. Укажите номера слов, которые в именительном падеже множественного числа оканчиваются на –а:

1) профессор

2)лектор

3) редактор

4) повар

5) сторож

8. Укажите, как называется троп, осно­ванный на переносе названия с части на целое:

1) синекдоха

2) олицетворение

3) эпитет

10. Укажите номера слов, которые относят­ся к мужскому роду:

1) кафе

2) кофе

3) авеню

4) меню

 

ВАРИАНТ 9

Задание 1. Выберите пункты, в которых допущена орфоэпическая ошибка:

1) пресса [р'э], патент [т'э], тембр [тэ]

2) Одесса [д'э], сессия [с'э], крем [рэ]

3) шинель [н'э], Вольтер [тэ], юриспруденция [д'э]

4) декада [дэ], рейтинг [рэ], термин [т'э]



5) коттедж [дэ], девальвация [д'э], сервис [сэ]

Задание 2.Найдите правильные варианты:

1) компрометировать

2) компрометировать

3) черезвычайный

4) чрезвычайный

5) ньюанс

6) нюанс

Задание 3.Выберите пункты, в которых допущена акцентологическая(ие) ошибка(ошибки):

1) квартал, кашлянуть

2) взаперти, нефтепровод

3) давящий, диспансер

4) поутру, предложить

5) повторим, мозоли

Задание 4.Выберите пункты, в которых все слова ряда относятся к мужскомуроду:

1)тюль, ретушь, мозоль

2) шампунь, рояль, стапель

3) бандероль, выхухоль, кадриль

4) табель, толь, туннель

5) брешь, залежь, вуаль

Задание 5.Выберите пункты, в которых все слова ряда относятся к женскомуроду:

1) МИД, ВАЗ

2) АТС, ЛЭП

3) АПН, ООН

4) ЦСКА, МВФ

5) АСУ, ГИБДД

Задание 6.Выберите пункты, в которых оба слова ряда не склоняются:

1) (Борис) Френкель, (Лаврентий) Берия

2) (Иван) Белых, (Игорь) Дубяго

3) (Валерий) Гнедич, (Николай) Трауберг

4) (Анна) Корнейчук, (Георгий) Гулиа

5) (Сергей) Жерех, (Виктор) Петренко

Задание 7.Выберите пункты, в которых допущены ошибки:

1) Олег и Максим Сойнеры

2) Братья Штерн

3) Муж и жена Вандербильдт

4) Супруги Гейдты

5) Эвелина и Маркое Розенберг

Задание 8.Выберите пункты, в которых падежная формавсех слов ряда соответствуетсовременным нормам:

1) обшлага, округа, сторожа

2) договора, катеры, шофёры

3) кители, конструктора, клапана

4) лацканы, егеря, сорта

5) бухгалтеры, якори, векселя

Задание 9.Выберите пункты, в которых все слова ряда имеют правильнуюграмматическую форму:



1) высочайший, родствен, более лучше

2) массовейший, искренен, менее удобнее

3) наидобрейший, естествен, звонче

4) удивительнейший, безукоризнен, слаже

5) разговорчивейший, ответственен, самый кратчайший

Задание 10.Выберите пункты, в которых при употреблении числительных допущены ошибки:

1) тридцать две ножниц, с семьюдесятью тремя учениками

2) 8,5 литра, у ста семнадцати машин

3) к первому сентябрю, в одна тысяче тридцать пятом ящике

4) пятьдесят трое саней, без восьмисот двадцати рублей

5) 76 1/7 граммов, (вернуть) тремстам одиннадцати должникам

 

 

ВАРИАНТ 10

Задание 1. Выберите пункты, в которых допущена орфоэпическая ошибка:

1) нарочно [шн], убыточный [чн], горчичник [чн]

2) пустячный [шн], Лукинична [шн], полуночный [чн]

3) сливочный [чн], скучно [шн], прачечная [шн]

4) молочный [чн], скворечник [чн], яичница [шн]

5) нечто [чт], ничто [шт], чтобы [шт]

Задание 2 .Найдите неправильныеварианты:

1) вилоончель

2) виолончель

3) пертурбация

4) перетрубация

5) дикобраз

6) дикобраз

Задание 3.Выберите пункты, в которых ударениево всех словах ряда поставлено правильно:

1) ворота, генезис

2) ассиметря, губчатый

3) задолго, закупорить

4) искра, гофрированный

5) гербовый, апостроф

Задание 4.Выберите пункты, в которых все слова ряда относятся к мужскомуроду:

1) кашне, интервью, колибри

2) кофе, бра, кенгуру

3) портье, иваси, авеню

4) пенальти, виски, хинди

Задание 5.Выберите пункты, в которых все слова ряда относятся к женскомуроду:

1) Мехико, «Космополитен»

2) Бали, «Тайме»

3) Сиракузы, «Дейли ньюс»

4) Килиманджаро, «Санди Холидей»

5) Кюсю, «Эль Декор»

Задание 6.Выберите пункты, в которых оба слова ряда не склоняются:

1) (станция) Орел, (пустыня) Сахара

2) (озеро) Мичиган, (гора) Качкар

3) (река) Брахмапутра, (деревня) Соколовка

4) (село) Дурнево, (озеро) Соленое

5) (остров) Эвбея, (штат) Монтана

Задание 7.Выберите пункты, в которых падежная формавсех слов ряда соответствуетсовременным нормам:

10. 1) (много) блюдцев, чулок, осетинов

2) (много) туфлей, ампер, туркмен

3) (много) помидоров, гектаров, турков

4) (много) носок, погон, цыган

5) (много) микрон, коррективов, таджиков

Задание 8.Выберите пункты, в которых все слова ряда имеют правильнуюграмматическую форму:

1) мимо их, подобно им

2) наперекор им, ихняя дочь

3) благодаря ней, вокруг него

4) вокруг него, рядом с им

5) согласно ему, около них

Задание 9.Выберите пункты, в которых при употреблении числительных допущены ошибки:

1) четверо студенток, обеим подругам

2) за троими детьми, с полуторами тысяч рублей

3) обоих слуг, пятеро сирот

4) полторы кружки, трое чулок

5) обоими сестрами, двое доцентов

Задание 10.Выберите пункты, в которых все слова ряда имеют правильнуюграмматическую форму:

1) уполномачивать, (я) сознаваю, (кто-то) рыскает

2) удостоивать, (кто-то) мяукает, (я) убежу

3) сосредоточивать, (он) сыплет, (что-то) опротивеет

4) обусловливать, (он) полоскает, (кто-то) кудахчет

5) успокаивать, (он) ропщет, (кто-то) выздоровеет

 

ВАРИАНТ 11

Задание 1.Найдите правильные варианты:

1) эскорт

2) экскорт

3) конкурентноспособный

4) конкурентоспособный

5) констатировать

6) константировать

Задание 2.Выберите пункты, в которых ударениево всех словах ряда поставлено правильно:

1) доведенный, (они) добры

2) (жесты) резки, трубопровод

3) красивее, каталог

4) загнут, (он) занял

5) (оно) взято, шрифты

Задание 3.Выберите пункты, в которых все слова ряда относятся к мужскомуроду:

1) атташе, шимпанзе, сирокко

2) кашне, интервью, колибри

3) кофе, бра, кенгуру

4) портье, иваси, авеню

5) пенальти, виски, хинди

Задание 4.Выберите пункты, в которых все слова ряда относятся к женскомуроду:

1) Мехико, «Космополитен»

2) Бали, «Тайме»

3) Сиракузы, «Дейли ньюс»

4) Килиманджаро, «Санди Холидей»

5) Кюсю, «Эль Декор»

Задание 5.Выберите пункты, в которых оба слова ряда не склоняются:

1) (станция) Орел, (пустыня) Сахара

2) (озеро) Мичиган, (гора) Качкар

3) (река) Брахмапутра, (деревня) Соколовка

4) (село) Дурнево, (озеро) Соленое

5) (остров) Эвбея, (штат) Монтана

Задание 6.Выберите пункты, в которых допущены ошибки:

1) рюмка коньяка, увидеть на лугу

2) сварить кисельку, сидеть на берегу

3) запах чая, следует хранить в спирте

4) пять лет от роду, на банковском счету

5) килограмм голландского сыра, разбираться в лесе

Задание 7.Выберите пункты, в которых падежная формавсех слов ряда соответствуетсовременным нормам:

1) (много) блюдцев, чулок, осетинов

2) (много) туфлей, ампер, туркмен

3) (много) помидоров, гектаров, турков

4) (много) носок, погон, цыган

5) (много) микрон, коррективов, таджиков

Задание 8.Выберите пункты, в которых при употреблении числительных допущены ошибки:

1) четверо студенток, обеим подругам

2) за троими детьми, с полуторами тысяч рублей

3) обоих слуг, пятеро сирот

4) полторы кружки, трое чулок

5) обоими сестрами, двое доцентов

Задание 9.Выберите пункты, в которых все слова ряда имеют правильнуюграмматическую форму:

1) (грязь) брызгает, высохнул, уведомь (директора)

2) (шов) метает, скис, выставь (за дверь)

3) (крыша) каплет, слепнул, почисти (обувь)

4) (чувство) движет, хрип, откупорь (бутылку)

5) (диск) метает, вымок, не порти (вещи)

Задание 10.Выберите пункты, в которых оба словосочетания ряда построены в соответствии с нормами управления:

1) согласно распоряжения, безвреден детям

2) любезный для посторонних, вопреки запрету

3) в связи с новыми директивами, имитировать лягушку

4) приемлемый руководству, 50-летие директору

5) контрастировать с общим фоном, смотреть вслед другу

 

ВАРИАНТ 12

Задание 1.Выберите пункты, в которых ударениево всех словах ряда поставлено правильно:

1) погружённые (на телегу), некролог

2) водопровод, начата

3) взбешенный, (она) отколота

4) новорождённый, прибить

5) договор, кедровый

Задание 2.Выберите пункты, в которых допущена акцентологическая(ие) ошибка(ошибки):

1) валовой, арбуз

2) мизерный, (она) ждала

3) переведённый, заржаветь

4) маркетинг, мельком

5) осока, паралич

Задание 3.Выберите пункты, в которых оба словосочетания ряда построены в соответствии с нормами управления:

1) анонс о концерте, не слышал шагов

2) бойкот врага, не знает этого

3) руководство фабрикой, не обращает внимание

4) заслужить награду, не забудет Москвы

5) заведующий отдела, не упустит случай

Задание 4.Выберите пункты, в которых оба словосочетания ряда построены с соблюдением норм согласования:

1) две неравные части, опытный врач Скворцова

2) первых два места, новая шоссе-магистраль

3) три новых гроссмейстера, от Московской до Курской об­ластей

4) современное и будущее поколение, за Невской или Нарвской

заставой

5) первая и вторая половины игры, за последние полстолетия

Задание 5.Выберите пункты, в которых содержатся речевые нарушения:

1) Четверым молодым работницам присвоен очередной про-

фессионалный разряд.

2) Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти какой-либо сувенир.

3) Толпа людей ворвалась в здание.

4) Он с жадностью выпил кружку крепкого чаю.

5) Его мятежная душа жаждает бурь и приключений.

Задание 6. Выберите пункты, в которых нарушены синтаксические нормы русского языка:

1) Знакомясь с городом, мы удивлялись его архитектуре.

2) Виктор спросил, что увидимся ли мы еще раз.

3) Мы стараемся не только восполнить пробелы в знаниях ребят, сколько предупредить отставание.

4) Спустившись к морю, туристами был разбит палаточный городок.

5) Подписная компания хорошо организована в Центральном, Железнодорожном, Промышленном районах города, а также в Курском районе области.

Задание 7.Выберите пункты, которые считаете правильными:

1) Сколько весит, по-вашему, эта шучище?

2) А каков результат небрежности? — Поезд сошел с рельсов.

3) Сад занимает свыше ста гектар.

4) Второе место жюри присудило учащемуся В. Корнейчук.

5) С тех пор как был создан наш завод, в третьем цехе не раз изменялся вид выпускаемой продукции.

Задание 8.Выберите пункты, в которых содержатся речевые нарушения:

1) Четверым молодым работницам присвоен очередной про-

фессионалный разряд.

2) Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти какой-либо сувенир.

3) Толпа людей ворвалась в здание.

4) Он с жадностью выпил кружку крепкого чаю.

5) Его мятежная душа жаждает бурь и приключений.

Задание 9.Выберите пункты, в которых сказуемое с подлежащим согласовано правильно:

1) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех.

2) Ряд наших работников еще нуждаются в подготовке.

3) В результате пожара несколько человек погибли.

4) Слышал я, к тебе миллион людей ходят?

5) С тех пор миновало пять лет.

 

ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основная:

Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Катаева Е. Ю. Рус­ский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 544 с.

Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: учеб. по­собие. – М.: Логос, 2002. – 432 с.

Дополнительная:

Голуб И.Б. Риторика : учеб. пособие. – М. : Эксмо, 2005. – 384 с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1989-1999. – Т. 1-4.

Культура русской речи: учебник для вузов / под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Норма, 2000. – 560 с.

Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию и лите­ратурной правке. – М.: Рольф, 2001. – 368 с.

Словарь ударений русского языка / под ред. М.А. Штудинера. - М., 2000. – 450 с.

Фразеологический словарь / сост. Фелицына В\П., Мокиекко В.М. – СПб.: Норит, 2005. – 504 с.

Словари русского языка:

1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. – М.: Просвещение, 1984.

2. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского язы­ка.– М.: Рус. яз., 1993.

З. Акименко А. А. и др. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь. – М., 1991.

4. Александрова З. В. Словарь синонимов русского языка. – М.: Рус. яз., 1989.

5. Аристова Т. С., Ковшова М. Л. и др. Словарь образных выражений русского языка / Под ред. В.Н.Телия. – М.: Отечество, 1995.

6. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1960.

7. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов русского языка. – М., 1994.

8. Белянин В. П., Бутенко И. А. Живая речь. Словарь разговорных выражений. — М., 1994.

9. Вакуров В. Н., Рахманова Л. И. и др. Трудности русского языка: Словарь-справочник. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

10. Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984.

П. Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М., 1976.

12.Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского языка. –М.: Наука, 1979.

13. Даль В. И. Пословицы русского народа. – М., 2000.

14. Дубровина К. Н. Библейская мудрость в русской речи: Словарь библейской фразеологии русского языка. – М.: Флинта, Наука, 2002.

15. Ефремова Г. Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1989.

16. Жуков В. П. Словарь пословиц и поговорок. – М.: Рус. яз., 1998.

17. Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М., 1976.

18. Колесников Н. П. Словарь омонимов. – Ростов н/Д., 1995.

19. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. – М.: Флинта, Наука, 2002.

20. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. — М., 1977.

21.Купина Н. А. Тоталитарный язык. Словарь и речевые реакции. – Екатеринбург– Пермь, 1995.

22. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. – М.: Рус. яз., 1988.

23. Николина Н. А., Купина Н. А. Филологический анализ текста: Словарь-справочник «Лингвистика текста». – М.: Флинта, Наука, 2002.

24. 0жегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1984 и др. изд.

25. Орфографический словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1991.

26. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М.: Рус. яз., 1989.

27. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 1989.

28. Рождественский Ю. В. Словарь терминов. Мораль. Нравственность. Этика. – М.: Флинта, Наука, 2002.

29. Рождественский Ю. В. Словарь терминов. Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. – М.: Флинта, Наука, 2002.

30. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. – М.: Аграф, 19197.

31. Русский язык: Энциклопедия. — М.: Сов. энцикл., 1979.

32. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник.– М., 1995.

33. Словарь антонимов русского языка. – М., 1984.

34. Словарь иностранных слов. — (любое издание).

35. Современный словарь иностранных слов. – СПб., 1994.

36. Словарь новых слов русского языка / Под ред. Н. З. Котеловой –СПб., 1995.

37. Словарь омонимов русского языка. – М., 1974.

38. Словарь сочетаемости слов русского языка. – М., 1983.

39. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения. – СПб., 1998.

40.Фразеологический словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1986.

41. Ширяев Е. Н. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука, 2002.

42. Энциклопедический словарь. Термины стилистики. – М.: Флинта, Наука, 2002.

 

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.027 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал