Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Квалиметрия: сущность и методы.






Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Уральский государственный технический университет – УПИ

 

 

Квалиметрия

Курс лекций

для студентов дополнительных образовательных программ

всех форм обучения

 

 

 

Г. Екатеринбург-2006

 

Курс лекций составлен в соответствие с Государственным образовательным стандартом высшего образования от 02.03.2000 №686 и учебным планом по направлению подготовки по дисциплине «Менеджмент» (ГОС-2000) для студентов дополнительных образовательных программ всех форм обучения факультета Экономики и управления, 86 с.

 

Курс лекций разработал

к.э.н., доцент В.А. Шапошников

 

Содержание

Тема 1. Квалиметрия: сущность и методы ……………………………..4

1. История возникновения квалиметрии…………………………………..4

2. Методология, принципы и задачи квалиметрии……………………….8

Тема 2. Квалиметрические шкалы и методы измерений……………..11

1. Классификация квалиметрических шкал……………………………...11

2. Характеристики качества и квалиметрические шкалы……………...18

3. Основные методы измерений…………………………………………..21

Тема 3. Технология определения качества технической продукции..26

1. Принципы и процедуры оценки качества……………………………..26

2. Классификация показателей качества…………………………………28

Тема 4. Методы оценки качества технической продукции ………….31

1. Способы получения приведенных значений показателей свойств….31

2. Оценка качества продукции по ее важнейшему показателю…………34

3. Оценка качества по обобщенному показателю группы свойств……..35

4. Дифференциальный метод……………………………………………...36

5. Комплексная оценка качества…………………………………………..42

6. Смешанный метод оценки………………………………………………51

7. Интегральной метод оценки уровня качества…………………………53

8. Оценка качества продукции по ее экономической эффективности….56

9. Метод экспертной оценки показателей качества и свойств продукции..58

10. Метод оценки уровня качества разнородной продукции……………76

Литература……………………………………………………………..81

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………...81


Тема 1. Квалиметрия: сущность и методы.

1. История возникновения квалиметрии.

Термин «квалиметрия» происходит от корней двух слов: «квали» – качество и «метрия» – измерение и количественная оценка чего-либо.

Известно, что качество – это наиболее общая научная кате­гория, смысл которой выражает определенность сущности или сущностную определенность любого объекта. Качество характе­ризуется совокупной оценкой всех его свойств, признаков и отно­шений с другими объектами.

Квалиметрия –это самостоятельная наука, входящая в состав качествоведения – комплексной науки о качестве (рис. 1).

Рис. 1. Структура качествоведения

 

Квалиметрия – научная область и учебная дисциплина о методах количественного оценивания качеств различных объектов. Чис­ленные оценки качеств и отдельных свойств объектов использу­ются при обосновании и принятии управленческих решений для последующего обеспечения и улучшения сущности предметов, явлений и иных процессов, а также для управления видами деятель­ности, связанными с менеджментом качества.

Объектом квалиметрии может быть все, что представляет со­бой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано.

Предметом квалиметрии является оценка качества в количе­ственном его выражении.

Структура квалиметрии состоит из трех частей:

1 – общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, в которой рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания качеств;

2 – специальные квалиметрии больших группировок (клас­сов) объектов, например, квалиметрии продукции, процессов (в широком смысле), услуг, социального обеспечения, среды обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей;

3 – предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов или услуг, такие как квалиметрия машиностроитель­ной продукции (определение технического уровня машин), ква­лиметрия строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, квалиметрия электричества, квалиметрия продовольственных товаров, квалиметрия производственных процессов, квалимет­рия труда, квалиметрия образования и т.д. и т.п.

Измерение и оценка качества всегда были одним из важнейших направлений в сфере производственной деятельности.

Первые известные случаи оценки качества продукции отно­сятся к XV веку до н. э. Тогда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изго­товителях и о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований», или по «ад­ресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции. Позднее, как разновидность экспертного метода оцен­ки качества продукции, использовался способ, основанный на обобщенном опыте потребителей, — способ «коллективной муд­рости». Древнейшим примером экспертной оценки качества яв­ляется дегустация вин.

Развитие международной торговли требовало классификации продукции по качественным категориям, а для этого надо было измерять не только отдельные свойств продукции, но количественно оценивать ее качества по совокупности всех основных потребительских свойств. В связи с этим в Европе и США в кон­це XIX – начале XX в. стали широко использовать методы оцен­ки качества продукции с помощью баллов.

Впервые в России обосновал и применил аналитический метод оценки качества продукции известный кораблестроитель, академик А.М. Крылов. Он с помощью соответствующих коэф­фициентов, учитывающих степень выраженности каждого свой­ства корабля и неравнозначности их, оценивал качество пред­лагаемых проектов строительства кораблей. Сведение этих коэффициентов в единую систему (карту) позволяло количе­ственно оценить качество рассматриваемых проектов.

В 20—30 годах ХХ-го столетия в СССР и в других странах мето­ды количественной оценки качества товаров успешно развива­лись и использовались на практике. Так, например, в 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, ха­рактеризующих качество. В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П. Флоренским были предложены новые способы обработки данных при количественной оценке качества продукции.

Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании ка­чества любых объектов сформировалась в конце 60-х годов XX века. Ее появление было обусловлено насущной необходи­мостью более эффективного и научно обоснованного управле­ния качеством производимой продукции.

В годы «холодной войны» двух социальных систем (капита­лизма и социализма) особенно обострилась не только военно-политическая, но и конкурентная экономическая борьба раз­личных стран и фирм, победа в которой зависела в значительной мере от качества производимой (конкурентоспособной) про­дукции.

В первой половине прошлого века в экономически развитых странах
Запада появились различные эмпирические и в основ­ном статистические и экспертные способы численной оценки качества различной продукции. Аналогичные способы и приемы оценок качеств использовались и в СССР. Однако для решения многих практических проблем нужны были единые методики, позволяющие более достоверно и точно определять уровни качеств и на этой основе принимать адекватные управленческие, инженерно-технологические и иные решения в отношении ка­чества продукции.

Кроме того, решения различных специальных проблем техни­ки, например надежности, технологичности, безопасности, эр­гономичности, экологичности, эстетичности и др., подводили ученых к осознанию необходимости проведения объединенных, комплексных оценок качества по всем важнейшим параметрам свойств технических систем: машин, оборудований, приборов и т.д. С другой стороны, требовались методики количественных оценок качества различных (однородных и неоднородных) объек­тов. Все это привело к тому, что тогда группа советских ученых в составе военного инженера-строителя Г.Г. Азгальдова, инжене­ров-машиностроителей З.Н. Крапивенского, Ю.П. Кураченко и Д.М. Шпекторова, экономистов в области авиастроения А.В. Гличева и В.П. Панова, а также архитектора М.В. Федорова, убедив­шись в методической общности существующих разнообразных способов количественных оценок качеств разных объектов, ре­шила осуществить теоретическое обобщение этих способов путем разработки самостоятельной научной дисциплины под названи­ем «квалиметрия».

Это по существу историческое для науки решение было при­нято в ноябре 1967 г. на неофициальной встрече поименованной группы энтузиастов в московском ресторане «Будапешт». Уже в январском номере следующего 1968 г. журнала «Стандарты и ка­чество» была опубликована статья с изложением коллективной позиции «группы», где квалиметрия была представлена как са­мостоятельная наука, в рамках которой изучается проблематика измерений качеств и разрабатываются методология и методы количественной оценки качества объектов любой природы: ма­териальных и нематериальных (социальных, идеальных, духов­ных, эмоциональных и т.п.); одушевленных и неодушевленных; предметов и процессов; продуктов труда и продуктов природы и т.д.

В 1971 г. в нашей стране издана первая «Методика оценки уровня качества промышленной продукции». В том же году на 15-й Международной конференции европейской организации по контролю качества (ЕОКК) одна из пяти секций была по­священа вопросам квалиметрии. С основными докладами высту­пали российские авторы. В 1972 г. была проведена в Таллинне первая всесоюзная научная конференция по квалиметрии.

1979 г. — Госстандарт СССР издает Руководящий документ РД 50-149-79 под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции».

Начиная с 1979 г. термин «квалиметрия» является стандарти­зованным в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». ЕОКК на своих международных конференциях с 1971 г. регулярно обсуждает вопросы квалиметрии.

Большой вклад в теорию квалиметрии и практику ее исполь­зования внесли: Ю.П. Ад­лер, Г.Г. Азгальдов, В.Г. Велик, Г.Н. Бобровников, А.В. Гличев, В.В. Кочетов, Г.Н. Солод,. А.И. Субетто, А.Г. Суслов, М.В. Федо­ров, В.К. Федюкин, И.Ф. Шишкин и многие другие ученые и специалисты.

 

2. Методология, принципы и задачи квалиметрии.

Так как качество объекта проявляется в первую очередь через его свойства, т.е. через объективные особенности объекта, то считается, что для оценки качества необходимо:

Во-первых, определить перечень (номенклатуру) тех свойств, совокупность которых в достаточно полной мере характеризует качество.

Во-вторых, измерить свойства, т.е. определить их численные значе­ния.

В-третьих, аналитически сопоставить полученные данные с подобными характеристиками другого объекта, принимаемо­го за образец или эталон качества.

Полученный результат будет с достаточной степенью достоверности характеризовать каче­ство исследуемого объекта.

На этапе метрологического измерения свойств (скорости, веса, силы и т.д.) получают объективные сведения о них. Одна­ко уже следующий квалиметрический этап в исследовании ка­чества объекта носит во многом субъективный характер. Субъек­тивность заключается в самом выборе эталона качества или «базового образца», с данными о котором сопоставляются све­дения о свойствах исследуемого объекта.

При оценивании качества иногда рекомендуют использовать образ «идеального», необходимого полезного качества, которо­му редко когда соответствует выбранный эталон. Даже идеаль­ный эталон качества не может всех удовлетворить, так как инте­ресы, потребности, взгляды на ценности объектов у всех людей разные

Итак, оценка качества (Qоц) есть результат взаимодействия четырех компонентов, а именно:

Qоц = < О, С, Б, Ал >,

где О – оцениваемый объект;

С – оценивающий объект;

Б – база оценки (эталон качества);

Ал – алгоритм (логика и приемы) оценивания.

 

У квалиметрии, как и у всякой научной дисциплины, есть свои методологические принципы.

1. Квалиметрия обязана давать практике хозяйственной дея­тельности людей (т.е. экономике) общественно полезные методы достоверной квалифицированной и количественной оценки качества различных объектов исследования. Задача квалиметрии – разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают общественные интересы, т.е. интересы по­требителей и производителей.

2. Приоритет в выборе определяющих показателей для оцен­ки качества продукции всегда на стороне потребителя. Продукция создается для сферы по­требления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение по­казателям потребительских свойств.

3. Квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получе­на без наличия эталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом.

4. Показатель любого уровня обобщения, кроме самого ниж­него (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня. Под самым низким иерархическим уровнем показателей сле­дует принимать единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Более высокий иерархический уровень составляют обобщенные показатели качества. Показателем ка­чества высшего иерархического уровня является интегральный показатель.

5. При использовании метода комплексной оценки качества продукции все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выраже­ны в безразмерных единицах измерения.

6. При определении комплексного показателя качества каж­дый показатель отдельного свойства должен быть скорректиро­ван коэффициентом его весомости (значимости).

7. Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение (в долях от единицы или по опреде­ленной балльной шкале).

8. Качество целого объекта (в частности, продукции или про­цесса) обусловлено качеством его составных частей.

9. При количественной оценке качества, особенно по комп­лексному показателю, недопустимо использование взаимообус­ловленных и, следовательно, дублирующих показателей одного и того же свойства.

10. Обычно оценивается качество продукции, которая спо­собна выполнять полезные функции в соответствии с ее назна­чением.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.