Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий словарь основных психологических понятий






 

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — действия, целью которых является нанесение страдания и ущерба другим, демонстрация собственного превосходства в силе.

 

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — зависимое поведение. АДДИКЦИЯ — зависимость.

 

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА — чрезмерное усиление отдельных черт характера. Проявляется в избирательной уязвимости личности по отношению к определенным переживаниям и нервно-психическим перегрузкам при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

 

АНТИСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, противоречащее социальным нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.

 

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм.

 

АУТИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, проявляющееся в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.

 

АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, связанное с причинением себе вреда, разрушением своего организма и личности.

 

АФФЕКТИВНЫЕ ДЕТИ — дети, у которых в силу постоянного неудовлетворения каких-либо существенных для них потребностей возникают и становятся достаточно устойчивыми тяжелые эмоциональные переживания и связанные с ними формы поведения.

 

БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ — несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа и т. п. при общении партнеров, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия.

БЕСХАРАКТЕРНОСТЬ — отсутствие «собственной линии поведения».

 

ВАНДАЛИЗМ — поведение личности, отражающее устойчивую потребность в разрушении творений рук человеческих.

 

ВОЛЯ — свойство личности, обеспечивающее преодоление трудностей при достижении цели. ВОСПИТАНИЕ — процесс взаимодействия субъектов общения, обеспечивающий

формирование личности.


 


ГАЛЛЮЦИНОГЕНЫ (син.: психодислептические вещества) — синтетические или природные вещества, способные вызывать галлюцинации.

 

ГЕДОНИЗМ — система взглядов и образ жизни, считающие наслаждение высшим благом и критерием человеческого поведения; названо по этическому учению, возникшему в Древней Греции в 4 веке до н.э.

 

ГЕМБЛИНГ — игровая зависимость. ГИПЕРСЕКСУАЛЬНОСТЬ — повышенное половое влечение.

 

ГРУППА НЕФОРМАЛЬНАЯ — реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, симпатий или для достижения определенных целей.

 

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ — реальная или воображаемая социальная общность, выступающая для индивида в качестве эталона социального сравнения на нормы, мнения, ценности, на которые он ориентируется в своем поведении, взглядах, самооценке и т. п.

 

ДЕБИЛЬНОСТЬ — легкая форма олигофрении (психического недоразвития). При этом мышление имеет наглядно-образный характер, речь фразовая, память механическая. Возможно обучение навыкам самообслуживания, письма, счета, элементам трудовой деятельности.

 

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — система поступков человека, противоречащих общепризнанным моральным, этическим и правовым нормам поведения.

 

ДЕВИАНТОЛОГИЯ — раздел науки, изучающей девиации. ДЕВИАЦИЯ — отклонение от нормы.

 

ДЕЗАДАПТАЦИЯ — состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

 

ДЕЛИНКВЕНТ — субъект, характеризующийся такими формами отклоняющегося поведения, которые в своих крайних проявлениях попадают в разряд уголовно наказуемых действий.

 

ДЕПРЕССИЯ — угнетенное состояние, характеризующееся апатией, пассивностью, отсутствием интереса к окружающему. Различается Д. как функциональное состояние у здоровых людей и как один из основных психиатрических синдромов.

 

ДЕПРИВАЦИЯ — лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо потребностей организма или личности.

 

ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, причиняющее ущерб, приводящее к разрушению

 

ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ — совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих и поддерживающих определенное поведение.

 

ДОМИНИРУЮЩИЙ МОТИВ — мотив, определяющий направленность личности, а также направленность деятельности в данной ситуации.

 

ДРУЖБА — устойчивое, добровольное, избирательное отношение между людьми, основанное на взаимной привязанности, доверии, общности интересов.

 

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ — моральные принципы и ценностные установки, определяющие поведение человека.

 

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — особый тип аномалии психического развития ребенка.

 

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — явление, связанное со стремлением человек не допустить в сознание травмирующие личность переживания.

 

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ — вытеснение, сублимация, подавление, отрицание, проекция, идентификация, регрессия, изоляция, рационализация, конверсия и др.

 

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

ИДИОТИЯ — наиболее глубокая степень задержки психического развития.

 

ИЗОЛЯЦИЯ — обособление человека или группы людей (групповая изоляция) от привычных условий и общения с другими людьми в условиях космического полета, отдаленных экспедиций и т. п.

 

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ — средняя степень задержки психического развития — олигофрении. При И. словарный запас скудный, больных не удается обучить счету и чтению, можно привить элементарные трудовые навыки.


 

 


ИНФАНТИЛИЗМ ЛИЧНОСТНЫЙ — сохранение в психике и поведении взрослого человека особенностей, присущих детскому возрасту.

 

ИСТЕРИЯ — патологическое состояние психики человека, характеризующееся повышенной внушаемостью, слабостью сознательной регуляции поведения.

 

ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область юридической психологии, изучающая условия и особенности исправления и перевоспитания правонарушителей, преимущественно в исправительно-трудовых учреждениях.

 

КЛЕПТОМАНИЯ — болезненная, непреодолимая страсть к воровству. КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ — способность к легкому установлению социальных контактов,

общительность.

 

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — ведущий к невротическим отклонениям психопатологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в своей неспособности решать жизненные проблемы, несостоятельности как личности.

 

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ — система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведение его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами.

 

КОНФЛИКТ ВНУТРЕННИЙ — столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т. п.

 

КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ — трудно разрешимое противоречие между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия, нарушающее их нормальное взаимодействие.

 

КОНФОРМНОСТЬ — тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнению окружающих, стремление приспособиться к требованиям большинства.

КОПИНГ — ПОВЕДЕНИЕ — совладание со стрессом.

 

КОПИНГ РЕСУРСЫ — совокупность внутренних и внешних ресурсов, способствующих успешному преодолению стресса конкретной личностью.

 

КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область юридической психологии, изучающая психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, функционирования и распада преступных групп.

 

ЛЖИВОСТЬ — форма поведения, заключающаяся в намеренном искажении действительности ради достижения желаемой цели или стремления избежать нежелательных последствий. Когда Л. становится привычной формой поведения, она закрепляется и превращается в качество личности.

 

ЛИДЕР — член группы, за которым признается право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Лидер может быть официальным, формальным руководителем группы или неформальным Л. — «вожаком», ведущим за собой группу. Успех Л. во многом зависит от восприятия членами группы его статуса, компетентности и личностных качеств.

 

ЛИЧНОСТИ НАРУШЕНИЯ — нарушения отношений человека к окружающему миру и к самому себе, наблюдаются при психических заболеваниях и локальных поражениях головного мозга, выражаются в изменениях поведения: в снижении активности, критичности, изменении мотивационной сферы, нарушении самооценки и др. Следует отличать от различных аномалий развития личности возникающие при неадекватных педагогических и социальных воздействиях.

 

МАРГИНАЛЬНОСТЬ принадлежность к крайней границе нормы, а также к пограничной субкультуре.

 

МАСКУЛИННОСТЬ И ФЕМИНИННОСТЬ — нормативные представления о физических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с различением половых ролей.

 

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми: проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

 

МОДА — массовидное явление, свойственное группе людей как форма выражения их мнения о престиже. М. формируется на основе подражания и в значительной степени является эстетическим вкусом тех, у кого нет вкуса собственного.

 

МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ — предложенный американскими психологами метод регулирования социального поведения с целью выработки у людей механических привычек, обеспечивающих их адаптацию к тем или иным условиям жизни.


 

 


НАРКОМАНИЯ — психопатологическая привычка, заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств. Характеризуется непреодолимым влечением к приему наркотиков и часто приводит к физиологическим изменениям, социальной и психической деградации.

 

НАРЦИССИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, управляемое чувством собственной грандиозности, обращением либидо на себя, а также повышенной потребностью в подтверждении своей значимости извне.

 

НЕВРОЗЫ — наиболее распространенные нервно-психические расстройства; причина Н. — противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т. п.

 

НЕВРОТИЗМ — состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, низким самоуважением, вегетативными расстройствами. Невротические симптомы могут быть обнаружены и у здорового человека.

 

НЕГАТИВИЗМ — внешне немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям, ожиданиям других индивидов или групп. Наиболее выражены реакции негативизма у детей в период возрастных кризисов.

 

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — исторически сложившиеся или установленные стандарты поведения и деятельности, соблюдение которых выступает для индивида и группы необходимым условием их включения в определенное социальное целое.

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений, отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы.

 

ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ — совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат.

 

ОЛИГОФРЕНИЯ — недоразвитие сложных форм психической деятельности вследствие патологической наследственности (природной патологии), органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах развития. Фактор времени поражения — один из основных для определения О., т.к. возникновение интеллектуальной недостаточности на более поздних этапах жизни, когда психика ребенка уже достигла определенного уровня развития, дает иную, отличную от О. структуру дефекта.

 

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ — 1) система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам; 2) устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

 

ОТЧУЖДЕНИЕ — проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок, ценностей, осознаются как противоположные ему самому.

 

ОЦЕНКА ОБЩЕСТВЕННАЯ — одобрение или неодобрение, которое проявляет группа, организация или общество в целом по отношению к своим членам в ответ на выполнение или невыполнение ими предъявленных к ним требований.

 

ПАТОПСИХОЛОГИЯ — отрасль клинической психологии, исследующая психологические закономерности развития и распада психических функций и личности при психических заболеваниях.

 

ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — психопатическое развитие личности на основе акцентуации характера по соответствующему типу.

 

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА — система содержания правонарушителей, места отбывания ими наказания.

 

ПЕРВЕРСИЯ — фиксированное стойкое сексуальное поведение, связанное с отклонениями в выборе сексуального объекта или способа сексуального удовлетворения.

ПИРОМАНИЯ — патологическое влечение к поджогам.

 

ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — восприятие, понимание и оценка людьми различных социальных объектов, событий, других людей.


 


ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ — слабые формы нервно-психических расстройств, являющиеся по степени тяжести переходными между психическим здоровьем и выраженной патологией. Обычно к ним относят психогении (неврозы, реактивные состояния), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях деятельности.

 

ПОСТУПОК — осознанное действие, в котором человек реализует себя как личность, акт нравственного самоопределения человека.

 

ПРЕВЕНЦИЯ — воздействие с целью предупреждения — профилактики нежелательного явления.

 

ПСИХИАТРИЯ — медицинская дисциплина, изучающая сущность, причины возникновения, проявления и возможности лечения психических болезней.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА — бессознательные механизмы уменьшения или устранения любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости индивида.

 

ПСИХОПАТИЯ — пограничное нарушение развития личности, заключающееся в тотальной (т. е. распространяющейся на все сферы отношений индивида с социумом) и стабильной социальной дезадаптации. Различают конституциональные (ядерные) психопатии и патохарактерологические формирования личности, возникающие на основе акцентуаций характера при неблагоприятной социальной ситуации развития.

 

ПСИХОТЕРАПИЯ — комплексное психологическое воздействие на человека, с целью восстановления и поддержания его психического здоровья.

 

РЕГРЕСС — психологическая защита, состоящая в переходе к более ранним элементарным формам поведения, связанным с детством, которые в прошлом оказывались успешными.

РЕЛАКСАЦИЯ — расслабление.

 

РЕТРИЗМ — уход от выполнения социальных норм, от социального взаимодействия. САДИЗМ — страсть к жестокости, получение наслаждения от чужих страданий или унижений. СДВИГ К РИСКУ — социально-психологический феномен возрастания в групповой дискуссии

 

рискованности групповых или индивидуальных решений, по сравнению с первоначальными мнениями членов группы.

 

СЕДАТИВНЫЕ СРЕДСТВА — лекарственные вещества, прием которых оказывает общеуспокаивающее действие.

СИЛА «Я» — степень самостоятельности человека.

 

СИМВОЛ — знак (предмет, действие, изображение и т. п.), служащий условным обозначением какого-либо другого предмета, образа понятия, идеи, содержащий в обобщенной форме наиболее существенное в их смысловом содержании.

СОЦИАБЕЛЬНОСТЬ — общительность.

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ — нарушения социальных норм, которые характеризуются массовостью, устойчивостью и распространенностью, например, преступность или пьянство.

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — способность индивида эффективно взаимодействовать с другими людьми, хорошее владение умениями, навыками, средствами общения.

 

СОЦИОПАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ — антисоциальная личность, испытывающая дефицит доверия и враждебность к окружающим людям, не способная устанавливать длительные близкие отношения, активно используящая силу и манипуляции для достижения своих целей.

СТАТУС — положение человека в системе межличностных отношений.

 

СТРЕСС — состояние напряжения, возникающее в организме животных и человека под действием чрезвычайных или неблагоприятных факторов и проявляющееся адаптационным синдромом.

 

СТЫД — моральное чувство, возникающее в результате осознания человеком несоответствия его действий, поступков принятым в обществе и разделяемым им самим нормам морали.

СУИЦИД — самоубийство.

 

ТОКСИКОМАНИЯ — болезненные состояния, характеризующиеся влечением к постоянному приему лекарственных и других веществ, не относимых к наркотическим средствам.

 

ТРАНСВЕСТИЗМ — половое извращение, при котором половое возбуждение и удовлетворение достигаются при переодевании в одежду противоположного пола.


 

 


ТРЕВОЖНОСТЬ — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

 

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ — переживание человеком своих возможностей как адекватных задачам, которые перед ним ставит жизнь и которые он сам ставит перед собой.

 

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ — стойкое, необратимое, обусловленное недостаточностью ЦНС нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального.

 

ФАНАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, выступающее в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам.

 

ФРУСТРАЦИЯ — психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности, желания. Состояние Ф. сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.

 

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — 1) идеологические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ различения индивидом объектов по их значимости.

 

ЭГОИЗМ — преобладание в ценностно-ориентацион-ной сфере личности собственных, индивидуалистических потребностей и интересов.

 

ЭКСЦЕСС — излишество, невоздержанность, нарушение общественного порядка, острое столкновение.

 

ЭМАНСИПАЦИИ РЕАКЦИЯ — термин, используемый при описании специфики подросткового поведения и обозначающий степень стремления ребенка избавиться от опеки взрослых.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ — недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

 

ЭНЦЕФАЛОПАТИЧЕСКИЙ РЕБЕНОК — ребенок с ранним поражением ЦНС, следствием которого является дисгармоничное развитие психических функций и пестрая картина причудливого или трудного поведения.

ЭПАТАЖ — скандальная выходка, поведение.

 

ЮНОШЕСКИЙ МАКСИМАЛИЗМ — категоричность, чрезмерная полярность в ситуациях выбора или оценки; отличительная черта юношеского возраста.

 

Я — КОНЦЕПЦИЯ — система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

 

 

РЕКОМЕНДУ ЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.

 

2. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1999.

3. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1994.

4. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

 

5. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.

6. Буянов М. И., Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.

7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.

 

8. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / под. Ред. М. И. Рожкова. М., 2001.

 

9. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. СПБ., 2001.

 

10. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М-В-ж, 2001.

11. Дети социального риска и их воспитание / под ред. Л. М. Шипицыной. СПб, 2003.

12. Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. М., 1990.

 

13. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). М., 2003.

14. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1997.

15. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.

 

16. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. М., 2001.

17. Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения. М., 2004.

18. Ковалева А. И. Социализация личности: нор ма и отклонения. М., 1996.

 

19. Ковалев В. П. Психиатрия детского возраста. М., 1995.


 


20. Кондрашенко В. Т. Пьянство и алкоголизм у подростков. Минск. 1986.

21. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.

22. Коробкина З. В., Попова В. А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. М., 2002.

 

23. Кулаков С. А. На приеме у психолога — подросток. СПб., 2001.

24. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики.

СПб., 2004.

 

25. Левикова С. И. Молодежная культура. М., 2002.

26. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подр остков. Л., 1983.

27. Матвеев В. Ф., Гройсман А. Л. профилактика вредных привычек у школьников. М., 1987.

 

28. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб., 1999.

29. На ринге с трудным детством. Составители Г. Ф. Балашова., Н. С. Криволап., О. В. Крючкова. Минск,

2002.

 

30. Николаева Л. П., Колесов Д. В. Уроки профилактики наркомании в школе. М-В-ж, 2003.

31. По неписаным законам улицы / под ред. Ю. М. Хотченкова. М., 1991.

 

32. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С.В.Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. М., 2000.

 

33. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков / под ред. И. Соковни. М.,

2002.

 

34. Психология подростка / под ред. А. А. Реана. СПб., 2003.

35. Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш. СПб, 2005.

36. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

 

37. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / под ред. А. Б. Фом иной. М., 2003.

38. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

39. Реан. А. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.

 

40. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994.

41. Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.,

2005.

 

42. Рычкова Н. А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофила ктика. М., 2000.

 

43. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М-В-ж, 1996.

 

44. Сизанов А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. М., 2004.

45. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М., 2003.

46. Смелзер Н. Дж. Социология. М., 1994.

 

47. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.

48. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. М., 1996.

49. Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. М., 2005.

 

50. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей / под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2005.

51. Хажилина И. И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М., 2002.

52. Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2001.

 

53. Шереги Ф. Э., Арефьев А. Л., Вострокнутов Н. В., Зайцев С. Б., Никифоров Б. А. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М., 2001.

54. Шилова Т. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. М.,

 

2005.

55. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2005.

56. Шульга Т. И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 2001.


 

 


Содержание

 

От составителя............................................................ 3

 

Глава 1. Диагностическая работа с девиантными

подростками.................................................................... 4

 

Методика контактного взаимодействия.......................... 4

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся

 

поведению........................................................................ 6

Карта обследования дезадаптивных подростков........... 14

Методика СПА........................................................... 22

 

Тест по определению социальной направленности………..29

Методика диагностики форм агрессии А. Басса и

А. Дарки......................................................................... 34

 

Социально психологический опросник для изучения

отношений подростков и старшеклассников к некоторым

актуальным проблемам современности.............................. 41

 

Анкета для раннего выявления родителями химической

зависимости у подростков................................................ 48

Анкета для подростков и молодежи.............................. 50

 

Тест «Почему я курю?»............................................... 53

Шкала одиночества.................................................... 55

Опросник на выявление уровня депрессии..................... 57

 

Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и

Х. Хесса.......................................................................... 60

План диагностической беседы-наблюдения................... 63

 

Методика диагностики потребности новых ощущений… 64

Тест на зависимость от азартных игр............................ 69

Тест на интернет-аддикцию......................................... 70

 

Карта риска суицида.................................................. 75

Шкала мотивов парасуицида(самооценка).................... 78

 

Глава 2. Профилактическая и коррекционная работа с

девиантными подростками............................................... 79

 

Методы социально-психологического обучения........... 79

Профилактика наркоманий и токсикоманий

 

у подростков…………………………………………………...…82

 

Принципы составления и основные виды

психокоррекционных программ........................................ 88

 

Игротерапевтические методы коррекции

эмоционально-коммуникативных нарушений..................... 93

Тренинг первичных коммуникативных навыков для детей

 

и подростков с трудностями в общении и нарушениями

эмоциональной сферы.................................................... 106

Игровые формы танцевальной психокоррекции............ 111

 

Методика «Экокарта ребенка»................................... 116

Психокоррекционная (психотерапевтическая) методика

«Сосредоточенное мечтание».......................................... 118

 

Краткий словарь основных психологических

терминов...................................................................... 120

Рекомендуемая литература........................................ 132


 


 

 

Учебное издание

 

Николаева Наталья Анатольевна

 

 

ПРАКТИКУ М ПО КУРСУ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ»

 

Редактор В. Г. Ивашина Технический редактор А. С. Кондалова

 

Подписано в печать 13. 09. 2006. Усл. печ. л. 7, 85 Тираж 200 экз.

_______________________________________________

 

Издательство Оренбургского государственного педагогического университета. 460844,

г. Оренбург, ул. Советская, 19

 


 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.