Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая часть. Задание 1. Вычислить значение производной функции, заданной таблично, используя интерполяционные формулы Лагранжа или Ньютона






Задание 1. Вычислить значение производной функции, заданной таблично, используя интерполяционные формулы Лагранжа или Ньютона, и оценить погрешности метода.

Задание 2. Вычислить интеграл от заданной функции на отрезке при делении отрезка на 10 равных частей двумя способами: 1) по формуле трапеций; 2) по формуле Симпсона. Произвести оценку погрешности методов интегрирования и сравнить точность полученных результатов. Расчеты выполнить двумя способами: " вручную" на калькуляторе, а затем с помощью табличного процессора Excel.

Пояснения к выполнению лабораторной работы № 5

Исходные данные к выполнению задания 1 берутся из табл. 4.20 — 4.23, которые выбираются в соответствии с номером варианта по табл. 4.15 (см. лабораторную работу № 4). Участок таблицы для дифференцирования, значение аргумента , а также используе­мый метод задаются преподавателем. Для оценки погрешности метода используются формулы (5.12) —(5.14) или (5.18) —(5.20). Учитывая, что аналитическое выражение таблично заданной фун­кции в табл. 4.20 — 4.23 также известно, предоставляется возмож­ность — как и при выполнении предыдущего задания — для сопо­ставления точности полученных числовых результатов вычислить значение производной заданной функции в точке путем не­посредственного дифференцирования формулы и последу­ющего вычисления значения ; эти вычисления должны быть выполнены с помощью табличного процессора Excel. Пе­ред выполнением задания следует прочитать подразд. 5.2, 5.3, разобрать все приведенные в тексте примеры.

Исходные данные для выполнения задания 2 берутся из табл. 5.5. Отрезок интегрирования разбивается на 10 равных частей и про­изводится ручное вычисление интеграла по формулам трапеций, Симпсона. Для расчетов по формулам трапеций и Симп­сона удобно составить единую таблицу значений подынтегральной функции по схеме:

Таблица 5.7.

       

По каждому из трех столбцов таблицы находятся суммы соот­ветствующих значений подынтегральной функции (при этом по столбцу для формулы трапеций находится сумма всех элемен­тов столбца, а для формулы Симпсона — только с четными ин­дексами). Задание выполнить также в Excel.

Для оценки погрешности методов используются оценочные формулы (5.42), (5.45). Их применение предполагает ис­следование модулей соответственно второй и четвертой произ­водной подынтегральной функции на отрезке .

Варианты заданий.

Таблица 5.5

Вариант a b
     
     
     
     
     
     
  1, 2 2, 2
  0, 5 1, 5
     
     
     
  -1  
  -0, 5 0, 5
     
  0, 2 1, 2
  1, 5 2, 5
  0, 1 1, 1
  1, 4 2, 4
  2, 3 3, 3
     

 

Контрольные вопросы

1. Как можно построить алгоритм численного нахождения значения производной аналитически заданной функции в точке на основе определения производной? С какими препятствиями в процессе реализации алгоритма здесь можно столкнуться?

2. Как может быть решена задача численного дифференцирования для таблично заданной функции с помощью интерполирования? В чем некорректность такого способа численного дифференцирования?

3. Как строится интерполяционный многочлен Лагранжа для равно­отстоящих узлов?

4. Как можно оценить погрешность численного дифференцирования с использованием интерполяционной формулы Лагранжа?

5. В чем конкретно выражается некорректность численного диффе­ренцирования при использовании интерполяционных формул Ньютона?

6. Какой способ интерполяции приводит к простейшим формулам для центрально-разностных аппроксимаций производных?

7. Как можно оценить погрешность численного дифференцирования с использованием интерполяционной формулы Ньютона?

8. Почему формула Ньютона—Лейбница может оказаться непригодной для реального вычисления определенного интеграла?

9. Как связаны задачи численного интегрирования и интерполирова­ния?

10.Чем объясняется название формулы трапеций?

11.В чем выражаются преимущества формулы Симпсона перед формулой трапеций?

12.Каким образом при использовании формулы Симпсона можно рас­считать требуемое число отрезков разбиения для достижения заданной точности интегрирования ?

13.Каким образом можно произвести оценку точности интегрирования по формулам трапеций и Симпсона, не используя аналитическое выражение подынтегральной функции?

14.Можно ли добиться неограниченного уменьшения погрешности интегрирования путем последовательного уменьшения шага?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.