Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Водные процедуры.






Вода является одним из наиболее эффективных средств из-за ярко выраженного охлаждающего эффекта. Удельная теплоёмкость и теплопроводность воды превышают таковые у воздуха соответственно в 4, 2 и в 28, 7 раза. Поэтому при одинаковой температуре воздух ощущается более тёплым, чем вода. Формы применения воды для закаливания чрезвычайно разнообразны.

Местные водные процедуры:

Закаливание носоглотки. Эта область одна из наиболее «холодоуязвимых». Для её закаливания надо использовать следующие приёмы:

1.Полоскание горла водой. Начинать следует с воды комнатной температуры, снижая через каждые 10 дней её температуру на 1 – 2гр, в конце курса (и на всю жизнь) нужно использовать воду из холодильника. Ослабленным детям полоскания можно начинать водой с t 36 – 37гр. С с последующим снижением каждые 3 – 4 дня на 1 – 2 гр вплоть до 8 – 10 гр. Объём – не менее 100 грамм (полстакана), полоскательные движения должны быть продолжительными (своеобразная гимнастика для миндалин). Дети с 3-х летнего возраста легко выполняют эту процедуру. Дети более младшего возраста могут полоскать полость рта. В домашних условиях полоскания целесообразно проводить 2 раза в день (утром и вечером после чистки зубов). В дошкольном учреждении – после завтрака и после обеда, совмещая гигиеническую процедуру с закаливанием. В осенне-зимнее время можно непродолжительное время использовать отвары трав (ромашка, шалфей).

2.Обтирание шеи, верхней части груди. Обтирания проводить водой комфортной температуры, как правило, очень скоро дети сами начинают использовать прохладную воду.

Не следует укутывать шею шарфами. В сильные мороз рекомендуется защищать горло и миндалины от прямого воздействия холодного воздуха при дыхании. Для этого кончик языка прижать к внутренним поверхностям верхних зубов. При вдохе холодный воздух будет «обтекать» его и нагреваться (от него и от щёк), это исключит охлаждение миндалин и горла.

«Широкое» умывание. Как можно раньше приучать детей умываться прохладной, а затем и холодной водой. Умывать лицо, шею, грудь, руки до локтей и выше. Если ребёнку комфортно не вытираться после умывания, поощряйте это. В дошкольном учреждении такое умывание можно проводить после дневного сна.

Закаливание ног.

1.Босохождение. Метод изложен выше.

2.Солевые дорожки (рижский солевой метод). Применяется для закаливания стоп детям младшего школьного возраста. Раствор: на 5 литров воды – 200 грамм соли; намочить вафельное полотенце, положить его на резиновый коврик с шипами высотой до 2-х см. Потоптаться босыми ногами 2 – 3 мин, затем стопы обтереть. Не рекомендуется использовать больше 1 года, так как формируется привыкание.

3.Обливание стоп. Производится из лейки или кувшина. Ребёнок садится на стул, ноги ставит в таз. Воду льют на нижнюю треть голеней и на стопы. Длительность обливания 25 – 30 сек. Температура воды вначале 27 – 28гр., через каждые 10 дней её снижают на 1 – 2гр; конечная температура не должна быть ниже 10гр.С. После обливания ноги тщательно вытирают досуха, особенно между пальцами. Эту процедуру рекомендуется проводить после дневного сна, летом – после прогулки, если вечером, то не поздней чем за 1 час до отхода ко сну.

4. Ножные ванны. Ноги погружают в ведро или таз с водой. Начальная температура воды 30 – 28гр (23 – 25), конечная – 15 – 13 (8 – 10); она снижается через каждые 10 дней на 1 – 2 гр. Длительность первых ванн – не долее 1 мин, а в конце – до 5 – 7 мин. Во время ванны рекомендуется слегка двигать ногами, выполняя «топтание» в воде, движения пальцами и стопами. После ванны ноги вытереть насухо. Ножные ванны целесообразно проводить незадолго до сна.

5. Контрастные ножные ванны. Это очень эффективное средство закаливания. В два сосуда наливают воду, в один горячую (38 – 40гр), в другой – холодную (28 – 32гр). Сначала ноги погружают в горячую воду на 1 – 2 мин, затем, не вытирая, - в холодную на 10 – 15 сек. В начале курса такую смену производят 3 – 4 раза (ослабленные дети заканчивают тёплой водой). Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1 – 2гр. Температура горячей воды остаётся постоянной, так же как и длительность погружения в неё ног. Время нахождения ног в холодной воде постепенно увеличивается и к концу курса достигает 30 сек. Постепенно увеличивается число смен холодной и горячей воды в течение 1 ванны, начав с 3 – 4 раз, к концу курса доводят до 10 – 12 раз. Эффект этих ванн состоит в увеличении контраста температур и количества их смен. Их можно проводить незадолго до сна.

6. Криомассаж Перед дневным сном, лежа в постели на животе, дети поднимают стопы, согнув ноги в коленных суставах по углом 90°С и сомкнув подошвы. Методист, осуществляющий закаливающую процедуру, одной рукой удерживает голени ребенка, а другой рукой (защищенной холодоизолирующим материалом – полотенцем, перчаткой) берет криопакет, имеющий температуру охлаждения –21, -23°С, и проводит криомассаж подошвенных областей пог путем круговых движений по часовой стрелке.

Время воздействия в зависимости от возраста:

- 3 года – от 7 до 10 сек,

- 4 года – от 10 до 15 сек,

- 5 лет – от 15 до 20 сек.

После окончания процедуры ребенок одевает хлопчатобумажные носки. Ощущения: сначала – легкий холод, потом онемение, переходящее в жжение или покалывание. Спустя 3-5 мин после процедуры развивается ощущение приятного тепла в области подошв и всего тела ребенка, и он засыпает крепким глубоким сном. Процедуры проводятся через день, на курс ежемесячно 10-12 процедур, в течение 7 – 8 месяцев осенне-зимне-весеннего периода.

Процедуры хорошо переносятся детьми, нормализуют состояние нервной системы, улучшается сон, аппетит, общее настроение; значительно повышается устойчивость организма ребенка к простудным заболеваниям.

При возникновении какого-либо заболевания закаливание можно продолжать (по решению лечащего врача).

Ограниченная подошвенная область выбрана преднамеренно, так как в области подошв сосредоточены активные биологические зоны, рефлекторно связанные со всеми внутренними органами. Более того, данная процедура приводит к улучшению проходимости бронхов и увеличению вентиляции.

Отмечено, что при длительном применении процедуры не происходит привыкания, следовательно, можно не увеличивать значительно время воздействия.

Отмечено ускорение адаптации детей младшего возраста к д/саду.

На проведение данного вида закаливания тратится мало времени, например, на группу из 20 человек уходит 5 – 10 минут, она проста в исполнении, не требует больших материальных затрат.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.