Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общезначимость и общедоступность






Идеолого-этическая направленность, то есть способность с той или иной мерой императивности поставить адресата информации перед выбором собственной линии поведения в контексте соответствующих идеолого-этических ценностей, в частности представлений о добре и зле, о благе, о смысле жизни.

Вместе взятые, эти свойства обусловливают место и роль журналистской информации в массовых информационных потоках в обществе в целом, определяя ее пригодность к использованию в механизмах самоуправления общества: в системе гражданских отношений и общественно-политической деятельности, с одной стороны; в механизмах власти — с другой; в личной практике членов общества — с третьей.

Опорная идея - информация о системе ценностей, на которые опирается в материале журналист, побуждая адресата соотнести их с собственными ценностями и принять или не принять его оценку ситуации и трактовку проблемы.

Р абочая идея - информация, выработанная в ходе освоения реальной конкретной ситуации и побуждающая к внешним или внутренним действиям во имя разрешения проблемы, то есть собственно журналистская информация. Разновидности рабочей идеи:

а) «прими к сведению и действуй по усмотрению» (вариант «и делай выводы»);

б) «действуй, как они, если подходят условия»;

в) «не допускай повторения подобного»;

г) «есть такие-то варианты решения проблемы; исходя из своих условий, определи предпочтительный и действуй»;

д) «решение проблемы неизвестно: подключайся к поискам».

 

ЭВС «элементарные выразительные средства журналистики»

Ряды ЭВС:

1. Фактологический (факт как элемент текста)

2. Образный ряд ЭВС. («образы») прецеденты истории, деяния исторических лиц, фрагменты художественных произведений, из фольклор. Он ряд требует, чтобы журналист, формируя образный ряд, заботился о контакте с аудиторией: с одной стороны, образы должны быть близки и понятны ей, а с другой — достаточно свежи, не «заезжены» до банальности.

3. Нормативы (этические, технологические, правовые(!)) суждения, в которых воплощены установления общества и которые воспринимаются как некая формула. Тут и нормы здорового образа жизни, и правила техники безопасности, и нормы этикета.

Особенности организации журналистского текста. предусматривает «стыковку» элементов и создание связей между ними, при которых достигается «синтактическая полноценность» текста: трансформация набора элементов в сознании журналиста в гармоничное целое, способное не только сообщить «законсервированную» в нем информацию, но и вызвать комплекс определенных отношений к ней, в том числе отношение эстетическое.

Слои текста:

Поверхностные связи обеспечивают «сцепление» элементов (микросмыслов), превращая их в некую последовательность, претендующую на то, чтобы восприниматься как целостность. Они носят монтажный характер и отличаются высокой «проникающей способностью».

Суть связей монтажного характера: они задаются не столько объектом действительности, который отражается в произведении, сколько субъектом деятельности — его замыслами, предопределяющими опосредованность отражения.

Средства организации журналистского текста:

1) М онтаж - средство организации текста, выступающее в виде некоторых правил «стыковки» элементов с точки зрения их последовательности. Их цель — сориентировать творческий поиск журналиста в области формы на максимальное соответствие назначению журналистского текста и ожиданиям аудитории. Служит достижению прозрачности и точности смысла, доказательности и эстетической целесообразности материала.

Первое правило монтажа журналистского текста: соблюдать четкость предъявления текстовых элементов в их собственных границах.

Второе правило монтажа: контролировать то, как соотносятся текстовые элементы фактологического слоя информации с текстовыми элементами слоя оценочной информации, соблюдая пропорции, подсказываемые жанровой спецификой материала. Нарушая это правило, автор рискует впасть в один из двух грехов: он может либо «утонуть» в фактах, не будучи в состоянии вскрыть их смысл, либо «погрязнуть» в беспочвенных оценках, не воспринимаемых аудиторией, поскольку они слабо аргументированы.

Третье правило: следует выдерживать смысловую, стилистическую, интонационную цельность найденных монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста.

2) Композиция. Средство организации текста, выступающее как система правил его построения с точки зрения сочетания подтем. В ней получают отражение глубинные связи текста. Композиционные особенности отражены в специфических правилах смысловой организации текста.

Правило первое:

необходимое и достаточное количество подтем в журналистском тексте должно соответствовать количеству стоящих перед автором задач по организации контакта текста с адресатом информации и быть принципиально сводимо к четырем.

Задачи для реализации успешного журналистского текста:

1) ввод в ситуацию;

2) обозначение проблемы;

3) предъявление оценок и аргументов;

4) практическая постановка вопроса.

Правило второе:

последовательность «композиционных блоков» журналистского текста может меняться, но в любом случае она должна быть согласована с жанровой спецификой материала (мотивирована жанром) и подкреплена (оправдана) соответствующими монтажными приемами.

 

Виды заголовков:

1) прямое отражение темы («метка» темы): «Россияне стали чаще страховаться», «Петербург празднует день рождения Шаляпина», «В свою последнюю смену шахтеры шли голодными», «На Западе растут панические настроения», «Крутой Уокер увлекся экспортом русских моделей», «Те, которых не стало», «Внук Сталина — народный артист России»;

2) прямое отражение идеи («метка» идеи): «Карабах требует особого отношения», «Иметь портфель заказов», «Федерализм — лучшая модель», «Темпы юбилейного года — не снижать», «Вернем матерям если не сына, то хотя бы имя», «Все вместе — возродим», «Освободите Куликова!»;

3) опосредованное отражение идейно-тематического решения через журналистский образ («метка» сверхсмысла): «Черный бюджет», «По каналам плавают кадровые ошибки», «Попса на полустаночке», «Тришкин мундир», «Город — СПИД», «" Железный занавес" для наших сирот», «Дырявая плотина на валютной реке».

Способ творческой деятельности журналиста - интегральная категория, выражающую собой ту комбинацию реальных составляющих деятельности, благодаря которой и достигается задуманный результат. Копилка позитивного опыта журналиста.

Метод журналисткой деятельности - последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или иного типа. Способ всегда связан с определенной деятельностью, он рождается вместе с ней, воплощает в себе ее специфику, через него она и осуществляется. А методы — универсальны, они используются в Разных видах деятельности, входя как одна из составляющих в их способы.

Способ творческой деятельности включает в себя структуру творческого процесса, определяемую задачами, методы решения этих задач и технические средства, используемые в ходе творческой деятельности, и систему профессионально-этических регуляторов поведения, включение в общественные отношения, в общение (профессиональная этика).

Профессиональная этика - это наука о профессиональной морали и нравственности, в ней много аспектов. много разделов. Способ же деятельности вбирает в себя только тот пласт научных представлений, который связан с регулятивной функцией профессиональной морали.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.