Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о предрассудках и предубеждениях. Возникновение и виды предрассудков и предубеждений.




Предрассудок – стереотипное представление о личности, группе, общности. Как правило, спецификой таких социальных стереотипов считается то, что они выражают, формируют и поддерживают циничное, враждебное и/или фобическое отнош к какой-либо аут группе или общности (расовой, этнической, гендерной и др.). Поэтому предрассудки нередко опред как разновидность негативных аттитьюдов. Синоним – предубеждение. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова предубеждение определяется как «предвзятое отрицательное мнение, отношение к кому-чему-нибудь». «Предвзятое» значит «заранее и ложно принятое». Предрассудки свойственны каждому человеку, различие состоит в том, в какой форме и в какой сфере они себя проявляют, а также в уровне предвзятости того или иного субъекта. Именно уровень предрассудков лег в основу их типологии, предложенной Р. Брислин и представленной в русскоязычной версии В.В. Попковым: 1) яркие необоснованные предрассудки предполагают открытое заявление о том, что члены чужой группы стоят «ниже» и являются «хуже» представителей собственной группы; 2) символические предрассудки подразумевают наличие негативных чувств к чужой группе, которая воспринимается как угрожающая культурным базовым ценностям своей группы; 3) токенизм состоит в предоставлении официального преимущества представителям определенных групп в обществе, чтобы создать видимость справедливости; наличие предрассудков их обладателями не признается; 4) предрассудки «длинной руки» подразумевают позитивное отношение в ситуации общения, которое носит случайный, формальный, поверхностный характер, и негативное – в ситуации более близкого контакта; 5) фактические пристрастия и антипатии ведут к негативному отношению к представителям чужой группы в том случае, если их действия не устраивают членов собственной группы; 6) «знакомое и незнакомое» представляет самый низкий уровень предрассудка и по своей форме состоит в том, что контактируя с представителями чужой группы человек в любом случае будет чувствовать себя некомфортно по сравнению с взаимодействием с представителями собственной группы (оно менее стрессогенно). Возникновение предрассудков: По мнению Э. Аронсона существует четыре основные причины возникновения предрассудка: 1) экономическая и иная конкуренция или конфликт (Количество предрассудков растет, когда наступают напряженные времена, и возникает конфликт между взаимоисключающими целями разных групп людей); 2.) вытесненная и смещенная агрессия (Люди склонны обратить свою агрессию против тех групп, которые не вызывают у них симпатии, которые хорошо заметны и которые относительно безвластны); 3) личностные потребности; 4) конформность по отношению к существующим социальным нормам. Теории, объясняющие возникновение предрассудков 1) Психоаналитическая теория: Два механизма защиты - рационализация и проекция – позволяют лучше понять суть предрассудков. Под рационализацией понимается стремление человека найти разумные причины для своих мыслей и поступков. Но в действительности, однако, они подчиняются индивидуальным потребностям. При помощи проекции человек приписывает запрещенные или осуждаемые с моральной точки зрения мотивы другим людям. Именно благодаря этим механизмам защиты происходит осуждение «злого другого», а собственные поступки и мнения независимо ни от чего находят оправдание. 2) Теория франкфуртской школы авторитарной личности: Основные причины возникновения предрассудков лежат в структуре личности отдельного человека. Что касается современного общества, то оно существует за счет распространения ложного сознания посредством СМИ, а также популярной культуры, и, конечно же, навязываемым культом потребления. В связи с этим, общественные факторы играют большую роль в возникновении предрассудков. 3) Гипотеза фрустации-агрессии и связанная с ней теория «козла отпущения»: Основное положение данной гипотезы: фрустрация всегда приводит к определенной форме агрессии. Согласно гипотезе фрустрации-агрессии существует две возможности для вытеснения агрессии: 1. через замену цели: речь идет о поиске другой цели агресссии; 2. через замену реакции: поиск другой формы агрессии, то есть на пути поцесса катарсиса исчезает сама готовность к агрессии. 4) Теория реалистического группового конфликта: Предрассудки рассматриваются в тесной связи с групповыми конфликтами. Предрассудки являются средством в борьбе двух групп за превосходство и власть. В данном случае предрассудки и стереотипы служат для того, чтобы снизить значимость других групп и повысить собственную, добившись признания и симпатии.

Стигма – особенность, расходящаяся с общеприн нормами или стереотипами, припис индивиду или гр и, следовательно, нежелательная. Термин «стигма» - древнегр «клеймо»; отметить дурное качество. Когда мы впервые видим че-ка, мы предст его себе исходя из имеющейся у нас инф. Выводы дел на основан видимых особ-тей: пола, этнич прин, физ силы. По мере расшир знаний выносятся доп суждения. Хар-ка стан стигмой, если ее необоснованно связ с нежелат повед или отрицат опытом: темнокожий предст угрозу, женщины физич слабые. Доминирующие полит, соц и культ ценности играют ключевую роль, поскольку на их основе формир система ценностей и подкр сложившиеся стереотипы оценок. Концепция стигмы помогает понять механизм дискриминации на всех уровнях – от интернализованного расизма, сексизма и т. п. до предубежденного отнош, прямой и косвенной институционной дискриминац. Процесс стигматизации имеет непоср отнош к соц раб, поскольку факт потребл соц услуг. Стигма – это выраженный негат ярлык, кот существенным образом измен пониман индивидом себя и своей соц идентичности.Сторонники теории взяли за основу гл идею конфликтологии, согл кот индивиды часто не могут поладить др с др, тк расходятся в своих интер и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возм-ть выр свои взгл и пр-пы в нормах, управл жизнью, и с успехом навеш отрицат ярлыки на нарушит. Приверженцы теории стигматизации Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай Эриксон утверждают, что, 1, ни один поступок сам по себе не явл криминальным или нет по сути, тк обусловлена не его внутр сод, а тем, как его оценивают. 2, всем людям свойственно наруш каких-то норм. Сторонники данной теории отрицают популярн идею о том, что людей м разд на норм и имеющ какие-то патологии. Они выд первичн девиации, опред как повед, наруш соц нормы, но обычно ускользающ от вниман правоохранит органов. 3, будут ли конкр поступки людей рассм как девиантные, зависит от того, что делают эти люди, и от того, как реагируют на это другие люди. Особое значение имеет социальное окружение и то, клеймит оно конкретного индивида как нарушителя норм или нет. В-четвертых, навешивание ярлыков на людей влечет определенные последствия для таких людей. Оно создает условия, ведущие к вторичной девиации – девиантному поведению, вырабатывающемуся у индивида в ответ на санкции со стороны других. Приверженцы теории стигматизации утверждают, что такое новое отклонение от нормы инициируется враждебными реакциями со стороны законодательных органов и законопослушных граждан. Индивид получает публичное определение, которое возводится в стереотип, и объявляется правонарушителем, “чокнутым”, фальшивомонетчиком, насильником, наркоманом, бездельником, извращенцем или преступником. Ярлык способствует закреплению индивида в статусе аутсайдера (“человека не нашего круга”). Подобный “главный” статус подавляет все прочие статусы индивида в формировании его социального опыта и в результате играет роль самореализующегося пророчества. Нарушители норм начинают воспринимать свой статус как конкретный тип девиантности и формировать на основе этого статуса собственную жизнь.В-пятых, те, кто получил клеймо правонарушителей, обычно обнаруживают, что законопослушные граждане осуждают их и не хотят “иметь с ними дела”; от них могут отвернуться друзья и родные; в некоторых случаях их могут заключить в тюрьму или поместить в больницу для душевнобольных. Всеобщее осуждение и изоляция подтолкнут стигматизированных индивидов к девиантным группам, состоящим из людей, судьба которых похожа на их собственную. Участие в девиантной субкультуре – это способ справиться с критической ситуацией, найти эмоциональную поддержку и окружение, где тебя принимают таким, какой ты есть. В свою очередь вступление в подобную девиантную группу укрепляет у индивида представление о себе как о правонарушителе, способствует выработке девиантного жизненного стиля и ослабляет связи с законопослушным окружением.Итак, согласно теории стигматизации, девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение. Когда поведение людей рассматривается как отступающее от принятых норм, это дает толчок ряду социальных реакций. Другие определяют, оценивают поведение и “навешивают” на него определенный ярлык. Нарушитель норм начинает согласовывать свои дальнейшие поступки с такими ярлыками. Во многих случаях у индивида вырабатывается самопредставление, совпадающее с этим ярлыком, в результате чего он способен вступить на путь девиации.

Формированию предубеждений способствуют не только психологические, но и др факторы: экономические, культурные, политические. Поэтому возможности психологических средств в преодолении предубеждений ограничены, хотя психологи и вносят существенный вклад в разработку подобных стратегий. Стратегии: создание общих целей, сплачивающих людей и элиминирующих их предубеждения (лишь в случае успешного достижения общей цели). Дж. Тернер предложил перекатегоризацию, отмечая, что, если люди переоценят свою групповую принадлежность и будут рассматривать себя как принадлежащих к одной социальной группе, их отношение друг к другу станет более благосклонным. Г. Олпорт предложил гипотезу контакта, предполагающую установление коммуникации между враждующими, расширение возможностей их общения, способствующей уменьшению предубеждённости. Эффективной может быть персонализация общения. Снижение предубежденности к партнеру по общению может не распространяться на других представителей стигматизированной группы. В этом смысле более эффективной будет коммуникация с «типичным» представителем этой группы. Ослаблению предубеждений может способствовать создание условий равностатусного сотрудничества. Развитие критического мышления и рефлексивной культуры человека может привести к снижению его предубеждённости. Преодоление репродуктивности, механистичности, одностороннего, предвзятого видения ситуации, выход за пределы существующих схем мышления и образцов деятельности приводят к снижению предубеждённости. В. Н. Новиков выделяет два основных направления в отношении профилактики и преодоления предубеждений. Одно из них концентрирует свое внимание на возможностях изменения социальных установок предвзятости, доминирующих в обществе. Разрабатываются соответствующие программы дестигматизации, предназначенные для реализации через систему образования и СМИ. Ряд авторов выказывает пессимизм в отношении эффективности подобных мер. А. Финзен предлагает сконцентрировать внимание, прежде всего, на социальной и психологической работе специалистов с людьми, ставшими объектом предубеждений, и их ближайшим окружением. Такое направление в профилактике и преодолении последствий стигматизации и предубеждений состоит во внешнем вмешательстве, направленном на повышение самооценки стигматизируемых, коррекцию атрибутивного стиля, что обеспечивает их успешную адаптацию в условиях стигматизации.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.