Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблематика исследования каузальной атрибуции.






Атрибуция – стремление людей найти объяснение тому, что происходит с ними и вокруг нас.

Каузальная атрибуция – то или иное понимание причин поведения вследствие того, что мы о нем подумали и предписали.

Предполагается, что существует 2 вида каузальной атрибуции:

Интернальная – приписывание причин поведения собственным психологическим свойствам и особенностям человека.

Экстернальная – приписывание причин поведения человека внешним, не зависящим от него обстоятельствам.

Хайдер, автор атрибутивной теории пришел к выводу, что всевозможные объяснения людей разделяются на:

- объяснения с ориентацией на внутренние причины

- объяснение, при котором преобладают ссылки на внешние не зависящие от людей обстоятельства.

Келли выделяет 3 основных фактора, которые влияют на выбор человеком способа внутреннего или внешнего объяснения происходящего. Это постоянство поведения, его зависимость от ситуации и сходство поведения данного человека с поведением других.

Исследование КА (Келли, Джонс, Дэвис) направлены на изучение попыток «рядового человека», «человека с улицы» понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он явл. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характ-тик: намерений, чувств, кач. личности.

Сам феномен возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке, заменить ее и приходится процессом приписывания. Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от 2 показателей:

- От степени уникальности и типичности поступка (уникальность поведения допускает много различных интерпретаций и дает просто приписыванию его причин и характеристик)

- от степени его социальной «жедлательности» или «нежелательности». Под желательным понимаеся поведение, соотв. социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объяснимое. При нарушении таких норм – нежелательном поведении диапазон объяснений расширяется.

Бернард Вайнер обнаружил в экспериментальных исследованиях что люди с высокой мотивацией достижения воспринимают успех как связанный со способностями и усилием, а неудачу – как вызванный недостатком усилий. Вайнер предложил 3 измерения локуса причинности:

- внутр и внешн; - стабильный, нестабильный; - контролируемый, неконтр-мый.

Главная ошибка атрибуции –переоценка личностных и недостаток обстоятельных причин. Росс называл это явление сверхатрибуция и обрисовал условия возникновения таких ошибок: - ложное согласие. «Ложное согласие»выражается в том, что воспринимающий принимает свою точку зрения как «нормальную» и потому полагает, что другим должна быть свойственна такая же точка зрения. Если она иная, значит дело в «личности» воспринимаемого.

«Неравные возможности» отмечаются в ролевом поведении: в определенных ролях легче проявляются собственные позитивные качества, и апелляция совершается именно к ним (т.е. опять-таки к личности человека, в данном случае обладающего такой ролью, которая позволяет ему в большей мере выразить себя). Здесь воспринимающий легко может переоценить личностные причины поведения, просто не приняв в расчет ролевую позицию действующего лица.

В экспериментах (Э. Джонс и Р. Нисбет) установлено, что перцептивная позиция наблюдателя события и его участника, как это было в приведенном примере, существенно различны. И различие это проявляется, в частности, в том, в какой мере каждому из них свойственна фундаментальная ошибка атрибуции. Выявлено, и мы это уже видели, что она присуща прежде всего наблюдателю. Участник же чаще приписывает причину обстоятельствам. Почему? Существует несколько объяснений.

Наблюдатель и участник обладают различным уровнем информации: наблюдатель в общем мало знает о ситуации, в которой развертывается действие. Как уже отмечалось, он прежде всего схватывает очевидное, а это очевидное – личность деятеля. Участник же лучше знаком с ситуацией и более того – предысторией действия. Она его научила считаться с обстоятельствами, поэтому он и склонен в большей степени апеллировать к ним.

Наблюдатель и участник обладают разным «углом зрения» на наблюдаемое, у них различный перцептивный фокус. Это было ярко проиллюстрировано в известном эксперименте М. Стормса (1973). На беседу, фиксировавшуюся камерами, были приглашены два иностранца. Кроме того, присутствовали два наблюдателя, каждый из которых фиксировал характер беседы (взаимодействия) «своего» подопечного. Затем субъектам.беседы были предъявлены записи их действий. Теперь они выступали уже как наблюдатели самих себя. Стормс предположил, что можно изменить интерпретации поведения, изменяя «визуальную ориентацию». Гипотеза была полностью подтверждена. Если сравнить суждения А о себе (в беседе) в том случае, когда он выступал участником, с теми суждениями, которые он выразил, наблюдая себя, то они существенно расходились. Более того, суждения А о себе, наблюдаемом, практически полностью совпадали с суждениями его наблюдателя.

Самоэффективность – оценка человеком своих способностей или умение выполнять какое-либо задание, либо достичь какой-то цели или преодолеть какое-то препятствие. Успешность выполнения умственных или физических задач повышается при соответственном типе самоэффективности.

Выученная беспомощность — личностная беспомощность, имеющая стабильный и не ситуативный, а общий характер. Чаще возникает у детей и подростков на фоне неправильного воспитания и трудных жизненных обстоятельств.

Исследование атрибуций имеет богатую историю в социальной психологии. Исследователи изучали типы атрибуций, которые делают люди, особенно в области причинности. Важнейший концепт в исследовании атрибуций - это различение внутренних и внешних атрибуций. Внутренняя атрибуция определяет причины поведения внутри личности, внешняя атрибуция помещает их за пределами личности. Исследователи изучили причинные качества атрибуций, в том числе локальность, стабильность, возможность контроля и глобальность. Атрибуции широко исследовались в ситуациях, когда человек добивался успеха - в учебе, спорте и профессиональной деятельности. Эти исследования привели к созданию нескольких основных теорий атрибуции. А в процессе изучения атрибутивных предубеждений возникло несколько популярных в социальной психологии концептов, включая понятие фундаментальной ошибки атрибуции, защитной атрибуции и предубеждение в пользу своего «Я».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.