Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение социально-психологического климата в классном коллективе






Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (Л.Г.Жедуновой).

Цель: изучение психологической атмосферы в коллективе.

Ход проведения. Каждому школьнику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:

9 8 7 6 5 4 3 2 1
1* Дружелюбие Враждебность
2* Согласие Несогласие
3* Удовлетворённость Неудовлетворённость
4* Увлечённость Равнодушие
5* Результативность Нерезультативность
6* Теплота взаимоотношений Холодность взаимоотношений
7* Сотрудничество Отсутствие сотрудничества
8* Взаимная поддержка Недоброжелательность
9* Занимательность Скука
10* Успешность Неуспешность

Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.

Методика «Наши отношения»

(Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.-М., 1988.)

Цель: выявление степени удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплочённости, или наоборот, конфликтности) может быть предложена серия утверждений:

1. Наш класс очень дружный и сплочённый.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или её отсутствие):

1. В нашем классе принято помогать без напоминания.

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит ученик.

4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

 

 

 
 
 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.