Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сюжет рисунка.






2 балла — симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветов, деревьев, плакатов, флагов, занавесок на окнах и др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года- весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение светлого времени суток;

0 баллов — асимметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие на рисунке людей, либо изображение детей, уходящих из школы; время года — осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток — ночь или вечер;

1 балл — в рисунке присутствуют обе характеристики.

 

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. 6-5 баллов — у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем;

4-2 балла — у ребенка наблюдается тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о

школьно-учебной действительности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей;

1-0 баллов — у ребенка явно выраженный страх перед школой; часто это приводит

к непринятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

ПРИМЕЧАНИЕ. Как показывает практика работы с детьми 6-8 летнего возраста,

учебно-важное качество «отношение к школе» достаточно успешно корректируется при

условии тесного взаимодействия педагогов, родителей и психолога образовательного учреждения.

 

Классный час «Школа — это хорошо!»

(1. Классные часы с психологом. 1-4 / авт.-сост.: Ю.В. Груздева, Н.А.Богачкина. - М.: «Глобус», 2009.

2.Овчарова Р.В.Справочная книга школьного психолога. - М.: «Просвещение», 1996.)

 

Цель: изучение сформированности мотивации к обучению, эмоционального отношения к школе.

Оборудование: шесть вариантов карточек по количеству детей в классе.

 

Ход занятия.

Педагог (психолог). Ребята, вы уже месяц посещаете школу, узнаете много нового, интересного. А у меня есть знакомые первоклассники, которые учатся в другой школе. Вот эти ребята и рассказали, почему они ходят в школу. Сейчас я вам прочитаю, что же мне рассказали мои знакомые школьники. Слушайте внимательно.

Детям предлагается для прослушивания серия небольших рассказов. После каждого рассказа на доске вывешивается карточка, схематически соответствующая прочитанному содержанию. Заранее перед каждым ребенком кладется заклеенный конверт, в котором находятся все 6 карточек, а также три пустых конверта с цифрами 1, 2, 3. Для удобства дальнейшего анализа результатов, желательно конверты пометить фамилией ученика.

Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На доске вывешивается картинка с изображением женской фигуры, склонившейся вперед с указующим жестом, перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». Вывешивается карточка с фигурой ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть». Демонстрируется карточка, на которой изображены фигуры двух ребят, играющих в мяч (игровой мотив).

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». На доске размещается карточка, где изображены две фигурки спиной друг к другу. У той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль (позиционный мотив).

Пятый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать кем захочешь».Вывешивается карточка с изображением фигуры с портфелем в руках, направляющейся к зданию (социальный мотив).

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки». Размещается карточка с фигурой ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь (мотив получения отметки).

После того как все рассказы были зачитаны, педагог предлагает детям ответить на следующие вопросы: «А как вы считаете, кто из них прав? Почему? (Конверт под № 1.) С кем бы вы хотели вместе играть? Почему? (Конверт под № 2.) С кем из них вы хотели бы вместе учиться? Почему? (Конверт под № 3.)» Дети последовательно осуществляют три выбора, вкладывая в конверты карточку, соответствующую определенной ситуации.

При проведении данной методики педагог (психолог) может проанализировать как мотивацию каждого из учеников, так и общую тенденцию, характерную для всего класса. С этой целью необходимо подсчитать процентное соотношение каждого из выделяемых мотивов: учебный, социальный, получение отметки, игровой, позиционный, внешний. Делается заключение о наименее и наиболее популярных мотивах, о самых редких мотивах. Целесообразно провести

подобное обследование класса еще в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменения школьной мотивации и наметить пути дальнейшей работы в следующем учебном году. Недооценка этого фактора как одного из наиболее значимых для успешности

школьного обучения может привести в дальнейшем к серьезным проблемам и трудностям.

Педагог (психолог). Я вижу, что вы все пришли в школу за новыми знаниями, а значит, будете хорошо учиться и хорошо себя вести, а вот что бывает с теми, кто не ходит в школу, вы сейчас узнаете из сказки, которую я вам прочту (сказку можно не зачитывать, а показать с помощью кукольногоили пальчикового театра)

Используется сказка соответствующего содержания, взятая либо из художественной литературы, либо сочиненная самостоятельно, например, такая:

«В одном лесу жили-были Заяц и Белка. Их звали очень просто: зайца — Косой, а белку — Рыжехвостая. Они были очень дружны, а потому всегда всем делились поровну. Косой делился с Рыжехвостой сочными капустными кочерыжками, а Рыжехвостая — орехами и рябиновыми ягодами.

И все было хорошо, но однажды, веселясь и резвясь, они выскочили на дорогу, которая вела к сельской школе, и увидели там четыре красных сочных яблока. Откуда взялись эти яблоки на дороге? Но Косой и Рыжехвостая думали недолго. Они решили быстренько их разделить и съесть, уж очень аппетитными яблоки казались.

А яблоки эти выпали из школьного рюкзака Пети, их ему дала мама на завтрак. В рюкзаке оказалась дырка, вот яблоки и выкатились.

Заяц и белка принялись делить яблоки. За дело взялся Косой:

Вот тебе, Рыжехвостая, яблоко. Ешь на здоровье, а я полакомлюсь тем, что осталось.

Белка быстро поняла, что-то не так.

Нет, Косой, так не пойдет. Давай я поделю. Вот это яблоко

тебе, а остатки мне. Теперь заяц был не согласен. Так они еще бы долго разбирались, но Петя, обнаружив пропажу, решил вернуться и поискать яблоки. Он свернул назад и вскоре на дороге увидел белку и зайца.

Здравствуй, Рыжехвостая! Здравствуй, Косой! Не видели

вы на дороге яблоки?

- Твои не видели, а вот свои никак не поделим поровну.

- Ну это же так просто, — сказал Петя. — Надо каждому

взять по два яблока.

- Вот здорово! А где же ты так научился считать?

- Так ведь я в школу хожу. А там всему учат».

Педагог (психолог). Ребята, а как вы думаете, чему же еще учат в школе? (обсуждаются ответы детей). Молодцы! Теперь-то мы с вами точно знаем, как важно учиться в школе.

Вот и наши знакомые Косой и Рыжехвостая тоже решили учиться в своей лесной школе, чтобы всегда находить правильное решение в самых разных ситуациях. А давайте еще немного поиграем. Согласны?

Оборудование к упражнению 2. Заранее готовятся пары слов из18 прилагательных антонимов (пассивный — активный, грустный — веселый, быстрый — медленный, сильный — слабый, большой — маленький, тяжелый — легкий, горячий — холодный, решительный — робкий; светлый — темный); по 2 коробочки на каждого ребенка с наклеенными на них картинками (на одной — портфель и букварь, на другой — игрушки); набор из 9 фишек для каждого ребенка.

Педагог (психолог). Ребята, перед вами две коробочки. Я буду вам зачитывать разные слова, а вы подумайте, кому они больше подходят школьнику или дошкольнику. Если школьнику, то положите фишку в коробочку, где нарисованы портфель и букварь, если дошкольнику — то туда, где изображены игрушки.

Подсчитывается общее количество положительных и отрицательных прилагательных, характеризующих школьника и дошкольника. Далее делаются выводы об общем эмоциональном отношении первоклассников к школе. Для сравнительного анализа можно провести подобное обследование детей еще в конце учебного года.

Завершение

Педагог (психолог). Ну вот и подошла к концу наша встреча. А, перед тем как попрощаться, нарисуйте мне на память с какими лицами вы идете в школу (детям раздается пиктограмма с контуром лица, их задача — нарисовать глаза, нос, губы). А теперь — с какими возвращаетесь из школы домой (раздается подобная пиктограмма). Анализируется, грустное или веселое лицо изображает ребенок. Пиктограммы заранее подписываются, чтобы затем можно было провести более тщательный анализ.

 

Педагог (психолог). До свидания, ребята! До новых встреч.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.