Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Площадь Победы






 

Площадь Победы является одним из наиболее активных и значимых архитектурных акцентов послевоенного Минска – как в системе так называемых " золотых точек" города, так и среди архитектурных ансамблей проспекта Независимости, где она занимает едва ли не центральное место.

Эту площадь и сейчас минчане называют Круглой. Официально такое название существовало до 1954 года, до возведения Монумен­та Победы. Формироваться она начала до войны. В 1939 году по проекту Р. Столера начали строить два дугообразных жилых дома. Повер­нутые к центру города, они сегодня замыкают главный, прямой участок проспекта Скорины, идущий от площади Независимости. Достроены здания в 1947 году под руководством автора, вернувшегося ради этого в Минск. Так столица получила Круглую площадь.

Тогда же развернулось интенсивное строительство всего ансамбля. С двух сторон площади по проекту М. Барща и Л. и Г. Аранаускасов в 1950-1956 годах вознеслись симметричные группы жилых домов по три в каждой. От проспекта их отделяют скверы партерного типа, лежащие значительно ниже магистрали. Скверы плавно переходят в зелень парков вдоль Свислочи. Мост через реку был перекинут в 1951-1953 годах (архитекторы М. Парусников, Г. Баданов). Наконец, 1954-1955 годах композиционный центр всей площади закрепил Монумент Победы. Авторы пректа - белорусские архитекторы Г. Заборский и В. Король.

В настоящее время план площади представляет собой прямоугольник (примерно 175х230 м), завершающийся частично вписанным в него овалом с обелиском в одном из центров. Продольная ось прямоугольника совпадает с осью проспекта и ориентирована по линии cеверо-восток – юго-запад. Композиция ансамбля имеет широкое видовое раскрытие в сторону центра города (правый берег Свислочи), а благодаря тому что находится в одной из точек излома центральной магистрали города, интересно раскрывается и при движении от площади Я. Коласа.

Определяющими в композиции площади Победы являются следующие факторы:

– границы площади четко выявлены ансамблевой застройкой с подчеркнуто строгим соблюдением красных линий;

– объединяющим элементом в системе " архитектурный ансамбль – площадь" являются два партерных сквера, расположенные по обе стороны проспекта, причем как проспект, так и оба сквера воспринимаются как экспланадная часть площади;

– основной композиционный акцент – мемориальная зона с монументом Победы в центре организована как завершение архитектурного ансамбля застройки и экспланадной части площади.

Каждая из трех структурных групп (ансамблевая застройка – партерные скверы – мемориальная зона), решая свои конкретные задачи, находится в сомасштабном " стилистически равновесном" и " композиционно заинтересованном" соотношении друг с другом, подчинена общему замыслу, что и создает профессионально качественную, целостно воспринимаемую ансамблевую среду. А ведь создавались эти группы разными авторскими коллективами!

Формирование площади Победы (точнее, прототипа современной площади) началось в 1940 г. и связано с реализацией основных градостроительных принципов, заложенных в генеральном плане 1938 г., а именно с радиально-кольцевой системой, так как первоначально второе городское кольцо должно было пройти как раз в районе современной площади Победы (ул. Киселева – Захарова).

Автором проекта двух многоэтажных домов, центральные части которых, дугообразные в плане, повторяют конфигурацию северо-восточных сегментов площади, был архитектор Р. Столлер (1940 г.). Повернутые к центру города, они сегодня замыкают главный, прямой участок проспекта Скорины, идущий от площади Независимости. Достроены здания в 1947 году под руководством автора, вернувшегося ради этого в Минск. Так столица получила Круглую площадь. Это было официальное название площади до 1954 года.

Дальнейшее развитие площади основано на генплане 1946 г. Площадь Победы вошла во вторую очередь строительства проспекта (от ул. Красноармейской до пл. Победы), которая проектировалась в 1947–1950 гг. С 1947 года развернулось интенсивное строительство всего ансамбля. С двух сторон площади по проекту М. Барща и Л. и Г. Аранаускасов в 1950-1956 годах вознеслись симметричные группы жилых домов по три в каждой, формирующие линию застройки на этом отрезке проспекта. От проспекта их отделяют скверы партерного типа, лежащие значительно ниже магистрали (авторы: архитектор М. Барщ и садовод-декоратор М. Охременко). Скверы плавно переходят в зелень парков вдоль Свислочи. Мост через реку был перекинут в 1951-1953 годах (архитекторы М. Парусников, Г. Баданов). Наконец, 1954-1955 годах композиционный центр всей площади закрепил Монумент Победы. Авторы пректа - белорусские архитекторы Г. Заборский и В. Король, скульпторы З. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов.

Памятник в честь победы над фашистской Германией и для увековечения памяти героев и жертв последней войны заслуживает отдельного слова. Задуман он в форме обелиска, древнего символа стремления к небу. На площади Победы форма обелиска классическая – граненый мону­мент на большом ступенчатом постаменте. Не забыт и национальный колорит: на стеле ритмически расположены рельефные пояски с белорусским орнаментом. Увенчан памятник орденом Победы, высота монумента 40 метров. Он стал главной доминантой не только площади Победы (так она стала называться с того времени), но и связал композиционно весь проспект Сталина (сегодня Независимости), замкнул его перспективу. 3 июля 1961 года у подножия памятника зажжен Вечный огонь.

Монумент Победы выделяется и своей художественной пластикой, над которой работали все крупнейшие скульпторы Беларуси. Каждый из бронзовых горельефов на четырех гранях постамента тематически обусловлен: «9 мая 1945 года», «Советская Армия в годы Великой Отечественной войны», «Партизаны Беларуси», «Слава павшим героям». Четыре бронзовых венка вокруг обелиска символизируют четыре фронта, бойцы которых участвовали в освобождении нашей республики от немецко-фашистских захватчиков. Гранит на облицовку был привезен из-под Днепропетровска и Житомира, мозаику для ордена Победы прислали из Академии художеств Ленинграда, резьбу по граниту выполнили украинские каменотесы, бронзовые горельефы, меч и венки отливали ленинградские умельцы завода " Монументскульптура". Интересная деталь: хотя лепка была исполнена после смерти Сталина, на флаге рядом с ленинским был его профиль. Потом со временем он исчез.

В 1984 году в связи с прокладкой первой линии Минского метрополитена площадь была частично реконструирована: ее центральная часть с монументом приобрела форму овала, вытянутого по линии проспекта (авторы проекта: архит. Б. Ларченко, Б. Школьников, К. Вязгин), соответственно укоротились прилегающие участки скверов. Рядом с памятником установили гранитные блоки с надписями, посвященными городам-героям. Под площадью была построена кольцевая галерея, которая переходит в мемориальный зал, посвященный памяти погибшим героям. В центре зала венок, выполненный из художественного стекла с подсветкой изнутри (художник В. Позняк). На стене зала закреплены бронзовое изображение Звезды Героя Советского Союза и пластины с именами 566 уроженцев Беларуси и других республик, которые участвовали в освобождении белорусской земли и за свои подвиги были удостоены звания Героя Советского Союза.

Исследователи, оценивавшие архитектурно-планировочный ансамбль площади еще на уровне проектных предложений, в начале 1950-х годов, отмечали " камерный" (фоновый) характер фланкирующей застройки (О. Швидковский).

В начале 1960-х годов Ю. Егоров высоко оценивал этот архитектурный ансамбль: " Площадь Победы – завершающая часть главной улицы города. Это площадь-сквер, не имеющая определенного функционального назначения… Архитектурно площадь задумана как постепенный переход от свободных парковых пространств к обычной улице. Для этого по обе стороны от трассы магистрали разбиты скверы.

Пятиэтажные жилые дома запроектированы небольшой протяженностью и связаны между собой колоннадами, которые, по мысли автора, должны придать застройке предпарковый характер. Архитектура жилых домов решена с профессиональным мастерством, но грешит излишней декоративностью и измельченностью форм, теряющихся на больших открытых пространствах площади. Центром композиции является обелиск. Площадь Победы оригинальна по своей архитектурно-пространственной организации представляет собой интересный и своеобразный жилой ансамбль, достойно завершающий центральную часть проспекта".

В 2003 году была проведена реконструкция площади и скверов. В результате было заменено тротуарное покрытие, отреставрированы ограждения моста и лестницы, спускающиеся от проспекта к скверам. Бетонные бордюры были заменены на более массивные гранитные, которые органично вписались в общий облик площади.

При реконструкции скверов были произведены новые посадки, часть больных и старых деревьев и кустарников удалили. Однако в общем породный состав древесно-кустарниковой растительности остался прежним: рядовые посадки клена остролистного шаровидного вдоль проспекта, группы ели колючей, яблоней, слив, сиреней обыкновенной и венгерской, одиночные посадки клена приречного, конского каштана обыкновенного, боярышника, птелеи, бордюры из кизильника блестящего. Цветников немного – в основном это бордюры регулярного стиля из хосты, бархатцев, петунии и ирезине.

В заключении можно сказать, что площадь Победы имеет цельную, стилистически единую композицию в регулярном стиле. Возле самого памятника, на который идет основное внимание зрителя, посажены клумбы определённой геометрической формы, в основном ассортимент растений подобран так, чтобы можно было поддержать торжественность. В осном цвет: серый, красный, бордовый, которые очень хорошо сочетаются между собой. Площадь Победы сегодня – это качественно сформированная среда, имеющая выразительный образ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.