Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адресант






(нем. Adressant) — говорящий, отправитель сообщения, порождающий высказывание, партнер коммуникации и т.д.

 

11.Стили речевого коммуникативного поведения: классификации К. Левина, А. Адлера (Василик, стр.360), К. Хорни(Василик, стр.362), Дж. Луфта-Х. Ингхэма. (Василик, стр.364),

Левин:

Индивидуальность человека в отношениях с другими людьми определяет его стиль общения, под Наиболее ярко стиль общения проявляется в деловой и профессиональной сфере, в отношениях между деловыми партнерами или между руководителем и подчиненным. Именно поэтому проблема стиля лучше исследована в сфере лидерства - руководства.

Известной является классификация К. Левина, который выделил три стиля лидерства (руководства):

· авторитарный (жесткие способы управления, определение всей стратегии деятельности группы, прекращение инициативы и обсуждения принимаемых решений, единоличное принятие решения и т. п.);

· демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы);

· либеральный (отказ от управления, устранение от руководства).

Согласно указанных стилей лидерства - руководства описываются и стили общения.

Согласно авторитарному стилю лидер все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. Он всегда точно определяет «границы компетентности» каждого, то есть жестко определяет ранг партнеров и подчиненных. При авторитарном стиле общения, решения принятые на верхних этажах иерархии, поступают вниз в виде директив (именно поэтому этот стиль часто называют директивным). При этом лидер (руководитель) не любит, чтобы директивы подлежали обсуждению: их, по его мнению, принадлежит неоспоримо выполнять.

Что касается демократического стиля общения, то для него свойственны коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, широкая информированность всех, кто участвует в дискуссии о решаемой проблеме, о выполнении намеченных задач и целей.

Все это способствует тому, что каждый из участников общения добровольно берет на себя ответственность за выполнение задания и осознает его значимость в достижении общей цели. При этом участники обсуждения проблемы, в условиях демократического стиля взаимодействия, - это не только исполнители чужих решений, а люди, которые имеют свои ценности и интересы, проявляют собственную инициативу. Именно поэтому названный стиль способствует росту инициативности собеседников, количества творческих нестандартных решений, улучшению морально-психологического климата в группе.

При либеральном стиле общения характерной чертой является незначительная активность руководителя, который может и не быть лидером. Такой человек проблемы обсуждает формально, подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности, а часто и не желает или неспособен принимать любые решения.

Руководитель с либеральным стилем общения характеризуется во взаимодействии с другими перекладыванием производственных функций на их плечи, неумением в процессе делового взаимодействия влиять на ее результат, старается избежать любых инноваций. О человеке либерале, можно сказать, что он в общении «плывет по течению», часто уговаривает своего собеседника. В конце концов, при либеральном стиле взаимодействия, типичной становится ситуация, когда активные и творчески сориентированые сотрудники начинают использовать рабочее место и время для деятельности, не связанной с общим делом.

По мнению Адлера, жизненный стиль формируется у реб уже в возрасте 4 или 5 лет и настолько прочно закрепляется, Я впоследствии почти не поддается серьезным изменениям и вится главным стержнем поведения человека.

Каждый человек в своей жизни, согласно Адлеру, нос перед тремя неизбежными проблемами:

1) профессиональная проблема: как найти занятие, которое,! зволило бы выжить в сложном социальном мире;

2) проблема сотрудничества и дружбы: как занять такое пол ние среди других людей, которое позволило бы сотрудничав ними и пользоваться совместно преимуществами сотрудничес

3) проблема любви и супружества: как приспособиться к # факту, что продолжение и развитие жизни человечества завис нашей любовной жизни.


Все эти проблемы взаимосвязаны. На основании того, как реша--отся три главные жизненные задачи, Адлер предложил типологию «язвенных стилей, правда, оговариваясь при этом, что он не рас-дцатривает людей как типы, потому что у каждого человека свой, йНдивидуальный стиль жизни, а выделяемые им типы установок — лишь концептуальное средство для лучшего уяснения понятия.

[•^•управляющий тип— люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их в агрессивной, антисоциальной манере;

берущий тип — люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически, удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального инте­реса, но, обладая низкой степенью активности, маловероятно, что они причинят вред другим; iv избегающий тип—у людей этого типа нет ни достаточно-I го социального интереса, ни активности, необходимой для ре-V Шения своих собственных проблем, для них характерно соци­ально-бесполезное поведение;

социально-полезный т и п — люди, соединяющие в себе I высокую степень социального интереса и высокий уровень ак-I, тивности. Они проявляют истинную заботу о других, заинтере-|( сованы в общении с ними, осознают, что решение жизненных Дач требует сотрудничества, личного мужества и готовности Помогать другим людям.

Хорни. Основной подхода заключается в следующем: в целях достижения чувства опасности в окружающем мире, снижения тревоги человек гает к разным защитным стратегиям. Каждой стратегии со! ет определенная основная ориентация в отношениях с др) людьми:

-Ф- ориентация на людей, или уступчивый тип. Этот тип
полагает такой стиль взаимодействия, для которого характе|
зависимость, нерешительность, беспомощность. Человеку ус
чивого типа необходимо, чтобы в нем нуждались, любили:
щищали его, руководили им. Подобные люди завязывают о
шения с целью избежать чувства одиночества, беспомощщ
или ненужности, однако за их любезностью может скрыват||
подавленная потребность вести себя агрессивно; а

-ф- ориентация от людей, или обособленный тип. Для типа характерна установка никоим образом не дать себя у! идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В рез тате человек такого типа утрачивает истинную заинтересо^ ность в людях, привыкает к поверхностным наслаждениям. 1 данного стиля характерно стремление к уединенности, нез симости и самодостаточности;

-ф- ориентация против людей, или враждебный тип. стиль характеризуется доминированием, враждебностью, г? к эксплуатации. Враждебный тип способен действовать та но и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено ретение контроля и власти над другими, все направлено на, вышение собственного престижа, статуса или на удовле— ~ ние личных амбиций.

 

Окно Джохари состоит из 4-х областей:
Арена – то, что известно человеку о себе и известно другим (имя, цвет волос, пол и т.д.). Необходимо увеличивать размер этой области путем самораскрытия (я рассказываю другим о себе) и запроса обратной связи от окружающих.
Слепое пятно – что неизвестно человеку о себе, но известно другим. Пример: чувства людей в отношении вас, ваши манеры, привычка перебивать других на полуслове и т.д.
Фасад – то, что известно человеку о себе, но неизвестно другим. Пример: ваши секреты, предпочтения, надежды, страхи, мысли, чувства.
Неизвестное – то, что не знает о себе ни сам человек, ни другие. Малопонятно, как эта информация влияет на остальные части окна Джохари.

В начале процесса коммуникации, когда вы встречаете кого-то, размер области Арена не очень большой, ввиду того, что не было возможности обменяться информацией. В процессе самораскрытия и получения обратной связи область Арены увеличивается. А когда мы знаем, с чем имеем дело (с какими своими страхами, комплексами, дефектами характера), только тогда мы можем что-то изменить. Другие люди выступают для нас в качестве зеркала, позволяющего увидеть себя со стороны.

 

12.Стили речевого коммуникативного поведения: классификации В. Сатир(Василик, стр.363), Е.Л. Доценко(Василик, стр.366), В.А. Горяниной (Василик, стр.368). Стратегии межличностного взаимодействия (Э. Берн и др.).окно джохари и левин

Одна из наиболее известных классификаций видов ситуаций межличностного взаимодействия связана с именем американского психолога Э. Берна (см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988). В ее основе лежит то, что он назвал потребностью в структурировании времени. Берн предлагает рассматривать шесть способов структурирования времени — четыре основных и два пограничных случая.

1. Первый пограничный случай — замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует: человек физически присутствует, но психологически он вне контакта, погружен в собственные мысли. Такое поведение может быть воспринято с пониманием и не вызывать проблем, если только оно не превращается в привычку.

2. Ритуалы, или привычные, повторяющиеся действия. Они могут иметь неформальный характер (например, приветствия, прощания, благодарности), но могут быть и официальными (например, дипломатический этикет). Цель этого типа общения — возможность совместного проведения времени, не сближаясь.

3. Времяпрепровождение — это полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Они не так предсказуемы, как ритуалы, но обладают некоторой повторяемостью. Примерами могут служить вечеринка, участники которой недостаточно хорошо знакомы друг с другом, или разговоры во время ожидания какого-нибудь официального собрания. Времяпрепровождение всегда социально запрограммировано: говорить в это время можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы. Основная цель этого типа общения — структурирование времени не только ради поддержания приятельских отношений, но и отчасти социальный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства и связи.

4. Совместная деятельность — взаимодействие между людьми на работе, целью которого, прежде всего, является эффективное выполнение поставленной задачи.

5. Игры. Берн считает их наиболее сложным типом общения, так как в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Основная отличительная особенность игр — скрытая мотивация их участников. Берн полагает, что важные социальные контакты чаще всего протекают как игры, а сами игры составляют весьма значительную часть человеческого общения.

6. За игрой следует второй пограничный случай — близость, замыкающий ряд способов структурирования времени. Двустороннюю близость можно определить как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды. Настоящая близость начинается тогда, когда социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на задний план.

 

13.Языковая личность. Модель языковой личности (по Ю.М. Караулову). Факторы формирования языковой личности. (Гавра, стр.201)

Языковая личность.

Личность – целостная структура социально-значимых качеств, приобретаемых индивидом в совместной с другими деятельности и общении и определяющих его индивидуальность, неповторимость. Языковая личность – личные способности создавать, продуцировать текст (Ю.Караулом ввел этот термин). Языковая личность – совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и воспроизведение основных характеристик текста. Языковая личность – личность, выраженная в языковых текстах и через язык; личность, реконструируемая в основных своих чертах. В модели языковой личности выделяются 3 уровня: 1)–вербально-семантический, 2)–когнитивный, 3)–мотивационный.

Семантический уровень включает фонд лексических и грамматических средств, к-е использует личность в дискурсе. 104-105 слов – средний запас слов человека.

Когнитивный уровень характеризует свойственную личности картину мира, интеллект, потенциал. В процессе социализации индивид формирует свое мировоззрение, причинно-следственные связи. И впоследствии выражает это в вербальной форме понятий и характеризующих его миропонимание.

Мотивационный – определяется целями и задачами коммуникатора, его интересами, мотивами и конкретными установками. Именно этот фактор обуславливает индивидуальные особенности личности.

В теории К-ии важно установление связей между конкретно-индивидуальным и социальным в личности. 3 фактора влияния на формирование языковой личности:

1.–национально-культурный (личность – сосредоточение культурных особенностей, этнического развития).

2.–социальный (личность – результат влияния определенной социальной среды).

3.–психологический (личность – продукт приспособления человека к внешним обстоятельствам: интроверт, экстраверт, меланхолик, быстро работает).

Личность – носитель определенной культуры, часть социума, индивидуальность. В порождаемых ей продуктах (текстах) можно искать социально-культурные, социально обусловленные и индивидуальные черты. Каждый уровень языковой личности содержит 3 подуровня: национально-культурный, социальный, индивидуальный.

В рамках модели языковой личности рассматривается языковая компетенция – уровень владения языком, знание правил и норм, навыки пользования языком. Определяется, насколько свободно человек говорит и пишет, какие есть нарушения и т.д. Исследования языковой личности укрепляют позиции в рамках политических, лингвистических, психологических, социолингвистических исследований. Категория языковой личности – синтез психологического и языковедческого знания. Двойственная лингво-психологическая категория. Взаимопроникновение лингвистики и психологии. Составляя портрет языковой личности, исследователь обращается к текстам личности с целью выявления языковых предпочтений, характерных приемов. Для В.Пельша характерен риторический прием – гипербола, градация.

 

14.Коммуникативная личность. Трансакционная модель коммуникативной личности (по Д.П. Гавра). (Гавра, стр.187)

Таким образом, под коммуникативной личностью /в узком смысле/ будем понимать устойчивую систему социально-значимых (свойств и) качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации (коммуникативного актора).

/С нашей точки зрения, / для адекватного отражения внутреннего строения коммуникативной личности нужно воспользоваться структурными и функциональными подходами, опирающимися, как на модель личности, как таковой, так и на модель процесса коммуникации. К числу таких подходов отнесем:

§ Социально-психологический подход, задающий базовую структуру личности " могу" – " хочу" – " знаю" – " умею" – " действую".

§ Процессно-информационный подход к социальной коммуникации, имеющий в своей основе трансакционную модель А.Тэна.

На базе комбинации этих подходов можно выстроить модель коммуникативной личности, которую мы предлагаем обозначить как трансакционную модель. Во-первых, это принципиально трансакционный характер функционирования личности в коммуникативном процессе, когда она попеременно способна выступать ролях коммуникатора и реципиента (источника и получателя сообщения). Во-вторых, это выбор трансакционной модели коммуникации А.Тэна[1] в качестве базовой для анализа структуры действия коммуникативного актора. Важнейшими элементами этой модели, напомним, являются параметры коммуникативной ситуации, цели субъектов коммуникации, их культура, определяющая характер кодирования и декодирования, коммуникативные шумы различной природы.

Ядром коммуникативной личности является ее внутренняя подсистема, детерминирующая коммуникативное поведение, способное реализовываться как через выполнение функций коммуникатора, так и реципиента.

Внутренняя подсистема коммуникативной личности складывается из следующих составляющих:

v целемотивационный компонент – цели и мотивы личности как субъекта коммуникации (" коммуникативное хочу");

v абилитационный компонент - коммуникационные возможности индивида и коммуникативные способности личности, определяемые ее физическим и психическим состоянием (" коммуникативное могу");

v когнитивный компонент (или ресурсно-когнитивный компонент) – знания, освоенная информация (освоенный информационный ресурс), обеспечивающие потенциальные характеристики качества функционирования личности как коммуникативного актора (" коммуникативное знаю");

v операциональный /или инструментальный/ (от англ. operational – практический, действующий, готовый к работе) компонент – коммуникативные навыки личности и ее умения пользоваться когнитивными и прагматическими ресурсами для осуществления коммуникации (" коммуникативное умею").

В целом внутренняя структура коммуникативной личности может быть представлена как некоторая многослойная сфера, каждый из последующих слоев которой надстраивается над внутренними глубинными слоями. Ядро этой сферы составляет целемотивационный компонент, определяющий сам статус коммуникативной личности. Каждый из компонентов является необходимым, а их совокупность достаточной. Отсутствие либо полная неразвитость любого из них делает личность неспособной к коммуникации.

15.Коммуникативное поведение личности. Коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика. Коммуникативные права личности. (Гавра, стр.201)

Коммуникативное поведение личности можно представить как иерархическую систему, составленную из коммуникативных стратегий, коммуникативных тактик и коммуникативных действий.

Коммуникативная стратегия – это некоторая обобщенная согласованная схема коммуникативного поведения в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения цели субъекта коммуникации. Стратегия – общая схема, целеориентированная системно выстроенная линия поведения, которая на тактическом уровне может даже включать и отступления от цели в отдельных шагах."

Коммуникативная тактика есть способ реализации стратегии, совокупность практических коммуникативных действий, направленных на воплощение в жизнь отдельного направления или отдельного компонента стратегии. На уровне коммуникативной тактики субъект может делать ходы, на первый взгляд, не вписывающиеся в целевую ориентацию стратегического плана. Однако если мы имеем дело именно с тактикой, а не с коммуникативной ошибкой тактического плана, это отступление в конце концов должно привести к реализации стратегического коммуникативного замысла.

Составляющие ком стратегии

Ком стратегия – совокупность запланированных гов-щим заранее и реализуемых в ходе КАкта теретич ходов, направленных на достижение ком цели. Представление о способе объединения этих теор ходов в единое целое (ком стратегию) наз-ся ком интенцией, к-рая и есть движущая сила ком стратегии. Интенция принадлежит индивиду и в этом смысле отличается от внеличных конвенций – правил повеления в регламентированных общ-вом речевых ситуациях.

Ком цель – стратег-ий рез-т, на к-рый направлен КАкт: рез-т этот м/обсуждаться как на верб, словесном уровне (н-р, взять на себя обещание, обидеться), так и на уровне физ дей-й (приступить к работе, подать на развод). Если в ходе ком-ции действительно м/б созданы условия для достижения соответствующих рез-тов во внеяз деят-ти (я обижусь – т.е обижаюсь), то КАкт имеет не только ком цель, но и ком перспективу – возм-ть вызвать желаемые последствия в реал-ти.

Составляющие ком тактики

Ком тактика расс-ся в кач-ве совокупности практических ходов в реал процессе реч взаимодей-я, т.е ком тактика, в отличие от ком стратегии, прежде всего соотнесена не с ком целью, а с набором ком намерений.

Ком намерение (ком задача) – тактический ход, явл-ся практическим ср-вом движения к соответствующей ком цели. Вся совокупность таких практ-х ср-в в реальном процессе реч взаимодей-я создает ком тактику.

Ком опыт – совокупность предствлений об успшных и неуспешных ком тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих ком стратегий.

схема

Исп-я ком компетенцию, гов-щий ставит перед собой ком цель (определяя и не определяя ком перспективу) и, следуя опред ком интенции, вырабатывает кр=ом стратегию, к-рая преобразуется или не преобразуется в ком тактику как совокупность ком намерений (ком задач), пополняя ком опят гов-щего

БАЗОВЫЕ коммуникативные права личности:
право на свою систему ценностей, право отвечтаьь за свои поступки, слова и мысли, свою веру; право быть ответственным за своё развитие и свою судьбу; право на достоинство и его уважение; право на индивидуальность и отличие от других; право на независимость и суверенитет; право на свободную, ничем не регламентируемую мысль; право на отстаивание своих прав, право на самореализацию, на индивид и совеобразие, право на собств точку зрения, право на свободное изъявление собственной точки зрения, отстаивание ее, право на доверие со стороны собеседника, право на понимание собеседника и прояснение его позиции, право на несогласие с собеседником, право на сомнение в отношении любых высказываний, право на высказывание, право на изменение своей точки зрения, на развитие своих взяглядов, право на творчество, право на интимную, не публичную сферу в собственном, духовном мире, право строить общение на основе коммуник прав независимо от статуса собеседника, право на засчиту, отстаивание и противостояние(корректное)

Группа более частных коммуникативных прав личности: право на позицию, свою точку зрения; право на свободное изъявление своей позиции (право голоса); право на отстаивание и защиту своей позиции; право на доверие со стороны собеседника (презумпция искренности); право на понимание собеседника, на прояснение для себя его позиции, точки зрения; право на вопрос к собеседнику; право на сомнение в отношении любых суждений; право на несогласие с позицией, точкой зрения собеседника; право на высказывание сомнения или несогласия; право на изменение, развитие своей позиции, точки зрения; право на поиск, на искреннее заблуждение и ошибку; право на чувства и переживания и открытое их выражение в отношении личностно-значимых проблем; право на сокровенное, на непубличную сферу в собственном внутреннем мире; право строить общение на принципах равноправия независимо от статуса собеседника; право на завершение общения.

Именно актуализация частных коммуникативных прав личности имеет большое значение для осуществления базовых прав.

Реализуя СВОИ коммуникативные права, следует ОДНОВРЕМЕННО уважать такие же права другого человека.

Отказ от КОММУНИКАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ личности, является проявлением агрессивных или более мягких, но по существу насильственных, антидиалогических форм взаимодействия. Одна из центральных проблем общения как раз и состоит во взаимном согласовании прав и свобод.

Взаимное согласование прав и свобод есть важнейший источник личностного роста. Ведь определение границ личного пространства коммуникативной самореализации актуализирует и личную ответственность за всё, что происходит и может произойти в этом пространстве.

 

16.Коммуникация как процесс. Процессуальная характеристика волевой и импульсивной коммуникации. (Василик, стр.126)

Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одно го человека к другому или между группами людей по разным каналам и при\ помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербалънъ и др.). Модель Шеннона—Уивера. По существу эта модель представ ет собой графическое подобие предыдущей. Она основана на ан| логии с телефонной связью. Предположим, что два человека, щ живающие в разных странах, говорящие на разных языках и плох! понимающие язык своего абонента, вынуждены вести переговор|" по телефону. При этом время разговора ограниченно, а телефощ ная связь неустойчива. Такова ситуация, которую пытаются смодй! лировать К. Шеннон и У. Уивер в разработанной ими математиче! кой теории связи (коммуникации) (1949). В данной модели: источник — это тот, кто делает звонок (переда­ет сообщение); сообщение — передаваемая информация; телефон­ный передатчик — кодирующее устройство, преобразующее звуко­вые волны в электрические импульсы; телефонный провод — канал; телефонный приемник (второй аппарат) — декодер, осуществляю­щий обратное преобразование электрических импульсов в звуко­вые волны; приемник — человек, которому адресовано сообщение. При этом разговор может сопровождаться постоянными помехами (шумами), возникающими на линии связи; частотный диапазон ка­нала может быть ограниченным, а абоненты могут плохо понимать язык друг друга. Ясно, что в этой ситуации они пытаются максими­зировать количество информации, передаваемой по линии связи. Математическая теория коммуни­кации и была первоначально разработана с целью отделить шумы от полезной информации, передаваемой источником. По Шеннону, преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов. Понятие избыточности — повторения элементов сообщения для Предотвращения коммуникативной неудачи — чаще всего демон­стрируют на примере естественных человеческих языков. Считает­ся, что все языки приблизительно наполовину избыточны: можно залить чернилами половину слов текста или стереть половину слов в радиовыступлении, но при этом все же сохранится возможность Понять их. Разумеется, есть предел допустимого шума, за порогом Которого возможность понимания резко снижается. В особенности тРУДно в условиях шума понимать сообщение, использующее мало­знакомый код.

 

17.Коммуникация как структура. Характеристика элементов структуры. (Василик, стр.126)

В самом общем виде коммуникационный процесс можно описать следующим образом: отправитель (источник), цель которого заклю­чается в том, чтобы оказать то или иное воздействие на получате­ля, передает определенное сообщение. Сообщение может быть за­кодировано с помощью вербальных (невербальных) знаков, симво­лов, содержащих те или иные смыслы. Получателю для понимания смысла передаваемого сообщения необходимо его раскодировать (декодировать). Коммуникация предполагает и обратную связь, благодаря которой отправитель убеждается, что сообщение дошло До адресата и соответствующим образом проинтерпретировано. В этом процессе может быть выделено несколько элементов. Источник (отправитель) сообщения. В качестве источника могут выступать отдельные индивиды, группы людей, обществен­ные институты (государственные учреждения, политические пар­тии, общественные организации, фирмы и т.п.). Источник является инициатором коммуникативного процесса, Который начинается только тогда, когда у отправителя возникает потребность в создании и передаче какого-либо сообщения. Кодирование и декодирование. Цели кодирования — доведение замысла (идеи) отправителя до получателя; обеспечение такой ин­терпретации сообщения получателем, которая адекватна замыслу отправителя. Иными словами, получатель должен воспринять смысл сообщения именно таким, какой был вложен его отправите­лем. Для этого используются системы кодов — символов и знаков, одинаково интерпретируемых обеими сторонами. Декодирование — в техническом смысле — это обратный проце перевода закодированного сообщения на язык, понятный получат лю. Сообщениеэто уже осмысленная и соответствующим образом (с Помощью языка или других знаковых систем) закодированная инфор­мация. Сообщение может быть передано при личной беседе, в ходе выступления перед аудиторией, с помощью прессы, радио, телеви­дения, электронной почты и пр. Содержание сообщений составля-*°т какие-либо сведения, факты, аргументы, доводы, идеи, мнения, Размышления, эмоции и т.д. В современной литературе по коммуникативистике моя встретить трактовку «канала» коммуникации как средства, с Л мощью которого сообщение передается от источника к получател (см. работы А.Б. Зверинцева и А.П. Панфиловой). При такой терпретации коммуникационные каналы делятся на: а) средс^ массовой коммуникации'— пресса, радио, телевидение, инфор* ционные и рекламные агентства и т.д.; б) межличностную ком! кацию — непосредственный личностный обмен сообщения! между источником и получателем. Получательтот (или те), кому адресовано сообщение. Именно для него, собственно, и осуществляется коммуникация. Получателем может быть одно лицо, группа лиц, общество в целом или какая-ни­будь его часть. Когда в роли получателя выступает более чем одно лицо, его (получателя) называют аудиторией коммуникации. В теории коммуникации под обратной связью понимают ответную реакцию получателя на сообщение источника. При обратной связи ком­муникация становится двусторонним процессом, позволяя обеим сторонам корректировать свои цели и свое поведение по отноше­нию друг к другу.

 

19.Информация и информационная деятельность. Виды социальной информации.

20.Коммуникативный акт и референт, референция. Выбор и презентация референта: нейтральная, позитивная и негативная презентация. Некорректная (девиантная) референция.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.