Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компоненты природной среды как объекты права собственности.






Конституция РБ, ГК устанавливают две формы собственности на компоненты природной среды: государственную и частную. В ст. 13 Конституции РБ декларируется исключительная государственная собственность на недра, воды, леса. Земли сельскохозяйственного находятся в собственности государства. Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности. Юридические лица частной формы собственности и физические лица не могут приобретать право собственности на объекты, находящиеся только в собственности государства. Так, Закон Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства» устанавливает, что только в государственной (республиканской) собственности находятся:

• земли сельскохозяйственного назначения, а также иные земли, не подлежащие передаче в частную собственность (например, согласно ст. 38 КоЗ земли общего пользования; земли транспорта и связи; земли, предоставленные для нужд обороны; земли лесного фонда; земли водного фонда и др.); • недра; • воды; • леса; • особо охраняемые природные территории и объекты; • животные и растения, включенные в Красную книгу Республики Беларусь.

Согласно ст. 6 Закона РБ «О животном мире» объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы на территории Республики Беларусь, находятся в собственно­сти государства. Дикие животные, их части и (или) дериваты, изъятые в установленном порядке из среды их обитания, а также содержащиеся и (или) разведенные в неволе юридическими лицами, гражданами находятся в собственности указанных субъектов, если иное не установлено законодательными актами.

Объекты растительного мира, расположенные на территории РБ, согласно ст. 6 Закона РБ «О растительном мире» находятся в государственной собственности. Такие объекты, расположенные в границах земельных участков, принадлежащих иным субъектам на праве частной собственности, принадлежат гражданам или юридическим лицам — собственникам земельных участков. Объекты растительного мира, на законном основании посаженные и культивируемые пользователями земельных участков или водных объектов, являются их собственностью. Объекты растительного мира следуют судьбе земельного участка или водного объекта, в границах которых они расположены.Объекты растительного мира, а равно права пользования ими не могут быть самостоятельным предметом купли, продажи, мены, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством о земле и других природных ресурсах. Таким образом, компоненты природной среды по общему правилу отнесены к ограниченно оборотоспособным объектам, т. е. таким, которые могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению в порядке, установленном законодательными актами.


24 Правовые формы природопользования: общая характеристика

Согласно ст. 16 Закона РБ «Об охране окружающей среды» осуществление специального природопользования разрешается юридическим лицам и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям на основании решений государственных органов, договора аренды, концессионного договора и на иных основаниях, предусмотренных законодательством РБ. Из чего следует, что право специального природопользования может возникать как на основании только административного акта (например, решения исполнительного и распорядительного органа или местного Совета), так и на основании договора гражданско-правового характера, заключаемого после принятия решения государственного органа о предоставлении природного ресурса в пользование.

Выделяют следующие правовые формы использования природных ресурсов: возникающие на основании административного акта: право постоянного или временного природопользования, право пожизненного наследуемого землевладения;

возникающие на основании договора: право частной собственности на землю, право пожизненного наследуемого землевладения, аренда природных ресурсов, концессия природных ресурсов, сервитут.

Закон РБ «Об охране окружающей среды» особенно обращает внимание на такие, основанные на договоре, формы использования природных ресурсов, как аренда и концессия. Аренда природных ресурсов. Общие положения об аренде как договоре имущественного найма определены в гл. 34 ГК. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендаторами природных ресурсов могут быть юридические и физические лица РБ, лица без гражданства, иностранные юридические и физические лица, ино­странные государства, международные организации (ст. 43 КоЗ, ст. 28 ВК, ст. 45 ЛК).Арендаторы водных объектов и участков лесного фонда не вправе сдавать переданные им по договору аренды объекты в субаренду. Можно выделить следующие особенности аренды природных ресурсов: запрет на передачу в субаренду (за исключением земельных участков) и в собственность арендатора по истечении срока аренды. Концессия природных ресурсов. Под концессией понимается договор, заключаемый РБ с национальным инвестором (юридическим лицом частной формы собственности либо (и) юридическим лицом, в имуществе которого доля РБ, ее административно-территориальных единиц, а также государственных организаций составляет не более 25 %), или иностранным инвестором о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории РБ отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности РБ. Инвестиционный кодекс РБ предусматривает использование на условиях концессии земель, недр, вод, лесов (ст. 51). Использование природных ресурсов на условиях концессии осуществляется в соответствии с нормами природоресурсного законодательства. По одному концессионному договору концессионеру может быть передано одновременно несколько разных объектов. По ст. 5-1 КоН, ст. 7-1 ВК решения о необходимости концессии в отношении участков недр и водных объектов принимает Президент РБ. В лесном законодательстве право специального природопользования на основе концессионного договора установлено в ст. 45-1 ЛК. Перечень лесов (участков лесного фонда), предоставляемых в пользование на основе концессии, порядок их предоставления, условия и сроки концессии определяются в соответствии с законодательством РБ об инвестиционной деятельности.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.