Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование рыболовства.






1. Любительское рыболовство осуществляется гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства за плату или бесплатно.

2. Любительское рыболовство в рыболовных угодьях, составляющих фонд запаса рыболовных угодий, а также в рыболовных угодьях, предоставленных в аренду для ведения рыболовного хозяйства или по решению Президента Республики Беларусь в безвозмездное пользование, на которых не организовано платное любительское рыболовство, осуществляется бесплатно в порядке общего пользования объектами животного мира, если иное не определено правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства.

3. Любительское рыболовство в рыболовных угодьях, предоставленных в аренду для ведения рыболовного хозяйства или по решению Президента Республики Беларусь в безвозмездное пользование, на которых организовано платное любительское рыболовство, осуществляется за плату на основании путевки на платное любительское рыболовство в соответствии с правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства.

4. Промысловое рыболовство осуществляется в рыболовных угодьях, предоставленных в аренду или безвозмездное пользование для ведения рыболовного хозяйства.

5. Промысловое рыболовство осуществляют лица, работающие у пользователей рыболовных угодий на основании трудового или гражданско-правового договора и имеющие промысловые билеты.

6. Любительское рыболовство, промысловое рыболовство осуществляются в порядке, установленном правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства.

 


 

86. Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных

Особой охране со стороны государства подлежат редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. Под дикими животными, относящимися к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам, понимаются дикие животные отдельных видов, в отношении которых есть данные мониторинга животного мира и государственного кадастра животного мира, указывающие на ежегодное в течение десяти лет или трех поколений (из двух случаев выбирается большее по временному интервалу значение) сокращение их численности и (или) ареала, неблагоприятные изменения условий среды их обитания, ограниченность распространения и малочисленность популяций.

Правовая охрана рассматриваемых видов растений и животных осуществляется по ряду направлений. Прежде всего они включаются в Красную книгу Республики Беларусь, которая является основным научным документом, определяющим современное состояние редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории Республики Беларусь видов дикорастущих растений и диких животных. На основании данных Красной книги осуществляется долгосрочное прогнозирование и разработка практических мер, направленных на охрану, воспроизводство и рациональное использование таких растений и животных. Работу по выявлению на территории республики диких растений и животных редких видов проводит Национальная академия наук Беларуси. Список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, включаемых в Красную книгу Республики Беларусь, утвержден Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Местные Советы депутатов передают под охрану пользователям земельных участков и (или) водных объектов выявленные места обитания диких животных редких видов. Такие действия производятся по представлению соответствующего территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, согласованному с Национальной академией наук Беларуси. Пользователю земельного участка и (или) водного объекта, которому передается под охрану место обитания диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, выдаются паспорт места обитания таких животных и охранное обязательство, предусматривающее специальный режим охраны и использования этого места.

В качестве второго направления - установление правил, содержащих запреты, требования о получении разрешения или другие специальные условия в отношении охраны, изъятия, содержания, хранения, экспонирования или торговли такими растениями и животными, сохранения, охраны и восстановления среды их обитания (произрастания), а также в отношении экономической деятельности, в процессе которой они используются в качестве сырья, иных целях потребления или реализации. Такие правила устанавливаются Министерством Пророды.

Самостоятельным направлением охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и диких животных является регулирование международной торговли такими видами. В марте 1973 г. в Вашингтоне принята Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), и в настоящее время в ней участвует более 110 государств, включая Республику Беларусь. Административным органом по Конвенции СИТЕС в Республике Беларусь, выдающим такие разрешения, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.


 

87. Понятие и правовой режим природных территорий, подлежащих специальной охране.

Понятие территории, подлежащей специальной охране впервые было введено в новой редакции Закона РБ «Об охране окружающей среды» от 17 июля 2002 г. Такие территории выделяются в целях сохранения полезных качеств компонентов природной среды и имеют специальный режим охраны, отличный от установленного природоресурсным законодательством либо законодательством об особо охраняемых природных территориях. Территории, подлежащие специальной охране, выделяются не только для сохранения, расположенных в их границах объектов (городские парки), но чаще всего установление специального режима является средством охраны других компонентов природной среды (например, водоохранные зоны с ограниченным режимом хозяйственной деятельности устанавливаются в целях охраны водных объектов).

Специальной охране подлежат: • курортные зоны, зоны отдыха; • водоохранные зоны, прибрежные полосы рек и водоемов; • зоны санитарной охраны месторождений лечебных минеральных вод и лечебных сапропелей; • зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, зоны санитарной охраны в местах водозабора; • водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и иных водных объектов); • защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования); • санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (город­ские леса, леса зеленых зон вокруг городов, иных населенных пунктов и производственных объектов, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса)); • городские парки; • охраняемые типичные и редкие природные ландшафты и др.

Например, для территории зоны отдыха в целях охраны окружающей среды предусматривается: • запрет на размещение крупных животноводческих комплексов; • запрещение применения в границах прибрежной полосы водоемов шириной не менее 300 метров ядохимикатов для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений; • использование организационно-хозяйственных мероприятий, агротехнических приемов, биологических и других нехимических средств защиты растений; • максимальное сохранение природного ландшафта, существующих лесных массивов. При строительстве учреждений отдыха вырубка лесных насаждений производится только под габариты зданий и сооружений, автомобильные дороги, подъезды и трассы инженерных сетей и др.

Для предотвращения ухудшения качества воды источников хозяйственно-питьевого водоснабжения - зоны санитарной охраны, которая состоит из трех поясов: первого строгого режима, второго и третьего режимов ограничения. Выполнение комплекса мероприятий в зонах санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения обеспечиваются за счет собственных средств: на территории первого пояса – предприятиями питьевого водоснабжения; на территориях второго и третьего поясов – физическими и юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на территории этих поясов, а также местными исполнительными и распорядительными органами.

Законодательство относит также к объектам, подлежащим специальной охране, отдельные категории лесов. В соответствии с лесным законодательством указанные леса относятся к лесам первой группы. Решением местных исполнительных и распорядительных органов городские, курортные леса могут закрепляться за организациями, в том числе садоводческими товариществами, для поддержания в них надлежащего санитарного состояния.

93. Правовое регулирование воздействия на климат

Механизмы регулирования воздействия на климат установлены Киотским протоколом к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В данном международном документе установлены:

• количественные обязательства по сокращению выбросов и увеличению стоков парниковых газов;

• механизмы контроля над выполнением этих обязательств;

• экономические «механизмы гибкости».

Киотский протокол предполагает использование 3х экономических механизмов.

1 Механизм «международной торговли выбросами парниковых газов» предполагает передачу (продажу) избыточных единиц установленного количества выбросов парниковых газов (далее – ЕУК) одной страны другой стране в обмен на финансирование или другие экономические выгоды. Право на продажу ЕУК принадлежит государству, которое является Стороной Конвенции об изменении климата. Возможность торговли выбросами на уровне предприятий возможна в случае распределения квот на В РБ отсутствует внутренняя система распределения квот - международная торговля выбросами может осуществляться только государством.

2 механизм – «совместного осуществления» – ориентирован на передачу образовавшихся единиц сокращения выбросов парниковых газов (ЕСВ) иностранному инвестору. Участие в данном механизме могут принимать страны из списка Приложения I Киот­ского протокола, в который входит и РБ.

3 механизм – «чистого развития» – аналогичен механизму «совместного осуществления». В нем Республика Беларусь или ее предприятия выступают в качестве инвестора в проекты по сокращению выбросов (или повышению стоков) парниковых газов в странах из списка Приложения II к Конвенции. В этом случае РБ как страна Приложения I к Конвенции сама может выступать в качестве покупателя углеродных единиц сертифицированных сокращений выбросов.

Сегодня РБ не превышает свою национальную квоту по выбросам парниковых газов и, следовательно, теоретически может принимать участие в установленных Киотским протоколом рыночных механизмах по передаче квот на выбросы (ст. 6 и 17) в качестве продавца. Однако реально реализовать свое право продавца РБ м. после определения национальной квоты на выбросы.

Важнейшим условием реализации положений международных соглашений в области охраны климата является сбор информации о состоянии климатических ресурсов, в рамках которого формируется государственный климатический кадастр. Данные государственного климатического кадастра используются для:

• учета значений климатических характеристик при планировании деятельности отраслей экономики и рационального размещения производительных сил; • агроклиматического районирования, размещения сельскохозяйственных культур, планирования агротехнических меро­приятий; • промышленного, транспортного, энергетического, водохозяйственного и гражданского строительного проектирования, планировки и застройки населенных пунктов; • разработки государственных стандартов на технические изделия, спецодежду, нормы топлива и других государственных и ведомственных нормативов; • проектирования оздоровительных учреждений, биоклиматического обоснования зон отдыха и туризма; • разработки мероприятий по охране атмосферного воздуха от загрязнения и по оздоровлению окружающей среды; • оценки изменений климата, в том числе и под влиянием антропогенных факторов;

• ведения других государственных кадастров природных ресурсов; • иных нужд.

Государственный кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов Государственный кадастр парниковых газов предназначен для анализа и прогнозирования выбросов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.