Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 74. Особенности работы журналиста в электронных СМИ.






Понятие «электронные СМИ». История зарождения и развития электронных СМИ. Интернет как информационное пространство для деятельности журналиста. Возможности журналиста в электронных СМИ. Работа журналиста со специфическими жанрами онлайн-журналистики. Мультимедийность в работе журналиста электронных СМИ. Особенности мультимедийных жанров журналистики. Использование журналистом синтетических жанров в онлайновых информационных ресурсах. «Универсальный журналист» в интернет-редакции.

Интернет-издание, интернет-СМИ — веб-сайт, ставящий своей задачей выполнять функцию средства массовой информации(СМИ) в сети Интернет. Как и печатные издания, интернет-издания руководствуются принципами журналистики.

Интернет-изданием (интернет-СМИ) может считаться не любой сайт. В соответствии с законом «О средствах массовой информации», принятым в последней редакции Государственной Думой РФ 3 июня 2011 года, интернет-сайт может быть зарегистрирован как СМИ только в случае, если от его владельцев поступило соответствующее заявление. Новостные сайты, не имеющие регистрации Роскомнадзора, юридически к СМИ не относятся. Напротив, сайт, зарегистрированный как СМИ, может пользоваться всеми правами, предоставляемыми средствам массовой информации: получать аккредитации на мероприятия, запрашивать информацию от органов государственной власти и местного самоуправления, может пользоваться льготами при уплате страховых взносов в фонды социального страхования, получать государственную поддержку[1].

Электронные СМИ –явление нового формата, представляю собой средства массовой информации, сочетающих в себе все черты предыдущих формаций и добавляющих ряд новых –абсолютная оперативность, непосредственная вовлеченность потребителя в процесс создания информации, функционирование в динамично изменяющихся условиях.

С появлением интернета изменились условия превращения продуктов информационно-коммуникативной деятельности в массовую информацию, производством которой теперь занимаются не только профессиональные журналисты. Сообщения теперь приобретают гипертекстовую структуру, что помогает пользователям получать более полную информацию о происходящих событиях и их участниках. Появились и новые способы подачи информации, которые требуют от журналиста умения владеть и компьютерными технологиями, и журналистским мастерством.

Современные массмедиа – это система, которая объединяет традиционные средства массовой информации, глобальные телекоммуникационные средства (сеть) и сумму технологий работы с массовой аудиторией и тем самым порождает виртуальные реальности информационных пространств. Интернет, а вместе с ним и массмедиа можно рассматривать как ядро цивилизационного развития и как феномен культуры. Интернет-культура (или киберкультура) начинается тогда, когда сеть создает в себе новые формы культурного бытия и транслирует их в нашу повседневную жизнь.Таким образом, интернет претендует на всеобщую потенциальную связность. Сеть и журналистская деятельность в сети являются сложнейшими явлениями, которые необходимо рассматривать в контексте глобального цивилизационного и культурного процесса.

Появление новых средств массовых коммуникаций неизбежно выдвигает перед практической журналистикой новые задачи, требующие универсальной подготовки. При работе с мультимедиа нужны знания и умения, приобретаемые как в печатных, так и в аудиовизуальных СМИ. Сотрудник газеты сейчас зачастую пользуется компьютерными сетями, ведет мониторинг радио- и телепередач. Довольно часто мы можем увидеть в газете иллюстрацию, которая взята с телеэкрана. Появились печатные приложения к телевизионным и радиопередачам и программам, которые на «твердом» носителе дополняют и разъясняют то, что было или будет передано в эфир. Факсимильные газеты по своему характеру напоминают традиционные издания, но передаются и принимаются с помощью радио. За всеми этими новшествами стоит человек, журналист, который и делает возможным любое нововведение. Конечно, разные средства массовой информации по-прежнему требуют разной организации труда, разных качеств журналиста.

Однако важнейшим следствием процесса конвергенции (ее мы сегодня и наблюдаем) становится изменение характера самого информационного продукта. Текстовые, графические, звуковые и видеоиллюстрации интегрируются в единый информационный продукт, создавая новую информационную среду, которую и называют мультимедиа. Мультимедийная среда помогает разнообразить подачу информации и сделать ее более удобной для восприятия аудиторией, запросы которой сильно изменились.

Особенности мультимедийных жанров журналистики. С каждым годом технологические возможности интернета улучшаются, провайдеры увеличивают скорость доступа к сети и уменьшают стоимость абонементов, что делает интернет более доступным для населения. А это значит, что у пользователей появилось больше возможностей посещать веб-страницы с размещенными на них большими качественными фотоснимками и просматривать видеоролики. Для информационных ресурсов это стало стимулом для более активного использования на своих страницах возможностей мультимедиа и созданию новых жанров. Мультимедийный жанр — это новый жанр журнаналистики, в основе которого лежит мультимедийная информация (фото, видео, аудио). Эксперты американского агентства Associated Press сравнивают доставку информации из интернет-СМИ в новостные агрегаторы и сборку историй с движением атомов, а сами жанры — с инфомолекулами. В мультимедийной заметке часто приходится использовать коллажи и другие «хитрые» решения иллюстрирования, если документальной иллюстрации нет. Статичная иллюстрация не обязательно фотография.

Использование синтетических жанров в онлайновых информационных ресурсах. Как уже отмечалось ранее, для современной журналистики характерно взаимодействие и взимопроникновение различных жанров, что касается не только традиционных журналистских форм. Под влиянием медиаконвергенции произошло также слияние текстовых и мультимедийных жанров, а также синтез различных мультимедийной информации и интерактивности, в результате чего появились синтетические жанры. К ним относятся аудиослайдшоу, интерактивная видеоколонка, мультимедийное ток-шоу, мультискрипт, инфографика и др. Аудиослайдшоу — один из самых простых вариантов синтезирования картинки и звука. В самом простом виде аудиослайдшоу состоит из подобранных фотографий и начитанного автором текста заметки. Смысловым стержнем аудиослайдшоу становится история, рассказанная только голосом или же с использованием интершума, звуковых эффектов, аудиоцитат. Визуальный ряд аудиослайдшоу может состоять не только из фотографий с места события, но включать архивные кадры, сканированные документы, фрагменты карт, инфографику, карикатуру, коллаж и так далее.

В синергетическом журналистском материале в разных сочетаниях могут быть использованы все семь медийных платформ — вербальный текст, графика, инфографика, видео, аудио, анимация, фотография.

Статичная иллюстрация в конвергентном СМИ выполняет практически те же функции, что и любая фотоиллюстрация в традиционном, — отражает суть происходящего, расширяет информацию, помогает выстроить визуальный ряд.

Фотоленты, фоторепортажи, фотогалереи — производные одного жанра — фоторассказа о событии. Это может быть фотоподборка, построенная по классическим канонам фоторепортажа, в которой события разворачиваются последовательно. Это может быть и микс разных иллюстраций, относящихся к общей теме.

Слайд-шоу по замыслу близки к фотолентам и фотогалереям, но с одним отличием — картинка меняется прямо в теле иллюстрации.

В конвергентном СМИ новое дыхание получает традиционный жанр бумажной прессы— карикатура. В первую очередь потому, что она может стать анимационной, т.е. в ней можно заложить движе-ние, действие и даже при желании — звук.

Подкаст — звуковой файл, передача, законченный сюжет. Как правило, это выложенный в Интернете фрагмент радийной программы или начитанный текст сообщений. Подкастом называют либо отдельный файл, либо регулярно обновляемую серию таких файлов. Жанр этот уступает место в новостных СМИ другим, более динамичным производным.

Аудиоиллюстрация — фрагмент аудиозаписи, относящийся к определенной части текста. Может быть незаконченным, минимально коротким (2–3 секунды). Призван иллюстрировать ту часть сообщения, в которой звуковая составляющая несет смысловую или эмоциональную нагрузку. Например, звук редкого музыкального инструмента, смех знаменитости, гул огня во время беспрецедентного пожара. В таком формате может быть подана аудиоцитата ньюсмейкера, когда тон и экспрессия, с которой произносились ключевые мысли, играют не меньшую роль, чем слова.

Аудиоверсия текста — это начитанный диктором или электронным диктором текст сообщения. В определенный момент в некоторых странах были очень популярны аудиоверсии целой газеты. В Швеции, например, редакциями некоторых газет выпускаются аудиоверсии для слепых людей.

Аудиосюжет — сложный, почти радийный жанр, предполагающий не только начитанный текст или аудиоцитаты, но и осмысленную компиляцию из них. Оптимальная продолжительность аудио-сюжета — 60 секунд.

Видеоиллюстрация — фрагмент видео, имеющий отношение к определенной части текста, инфографики или мультимедийной статьи. Может также выполнять роль главной иллюстрации к заметке. Видеоиллюстрация не имеет законченного сюжета, может быть короткой, от 3 до 20 секунд.

Видеосюжет — законченное видеосообщение, имеющее свою завязку, кульминацию и развязку. В отличие от телевизионного сюжета видеосюжет в конвергентном СМИ не должен включать информацию, носящую факультативный характер, в нем следует избегать «говорящих голов» и стендапов (кроме случаев, когда присутствие корреспондента в кадре является частью драматургии). Оптимальная продолжительность видеосюжета для новостного конвергентного СМИ — 60–90 секунд.

Потоковое видео с места событий. Интернет-СМИ имеют гораздо больше возможностей предлагать пользователям разные варианты прямых эфиров, причем одновременно. Прямой эфир может быть поставлен на место главной иллюстрации, отнесен в специальный раздел или стать дополнительной картинкой в сюжете. Потоковое видео можно использовать в репортаже с места происшествия, с пресс-конференции, массовых мероприятий для создания эффекта максимального присутствия и синхронизации события и информации о нем. Также потоковое видео служит сырьем для производных: видеоиллюстраций, видеосюжетов, мультискрипта и пр.

Видеоколонка, видеоочерк, видеокомментарий — варианты работы с «говорящими головами». Вероятно, один из самых сомнительных с точки зрения выживаемости жанров в конвергентном СМИ. Жанр «говорящей головы» не органичен Интернету и, скорее всего, является переходным к сложным синтетическим жанрам — интерактивной видеоколонке, мультимедийному ток-шоу и т.д.

Аудиослайд-шоу — «модный» среди онлайновых версий качественных изданий жанр. Представляет собою собранную в flash или silver light фотоисторию. Кроме собственно фотографий сюда могут войти и инфографика, и карикатура, и карты, и копии документов. Звуковым сопровождением аудиослайд-шоу может быть музыка, интершум (звук, записанный во время описываемого события) или же начитанный автором или диктором текст. Аудитория воспринимает аудиослайд-шоу почти как видео, а вот производство его значительно дешевле.

Интерактивная видеоколонка, интерактивный видеосюжет — это видео, в тело которого встроены ссылки на другие мультимедийные элементы. В самом простом варианте это появляющиеся в определенный момент «иконки» или микробаннеры, предлагающие перейти на связанное по контексту расширение. Такие форматы также «собираются» с помощью технологий flash или silver light.

Интерактивный видеомост — жанр, родившийся на стыке пресс-конференции, видеомостов и блогов. В его основе — интервью с ньюсмейкером, которое проходит в прямом эфире. Пользователи мо-гут задавать через модератора свои вопросы, смотреть параллельно ссылки по теме, сопровождающие мультимедийные материалы.

Мультимедийное ток-шоу — жанр, перебирающийся из телевидения, но использующий преимущества и законы Интернета: интерактивность, аудиторию пользователей, технологию мультиэкрана. Когда мы говорим о мультимедийном продукте, который создается в режиме прямого эфира, предполагается, что он складывается, как минимум, из трех частей — доэфирной, прямого эфира и после эфирной.

Доэфирный этап — это начало темы, может состоять не только из анонса прямого включения, но и из подборки контекстного материала, причем в любом из жанров. Например, это могут быть справки по истории вопроса, архивные фото- и видеоматериалы, видео и текстовые опросы, форма для комментариев пользователей, инфографические материалы. В течение этого этапа происходит «разогрев» аудитории, она вовлекается в сотрудничество по созданию материала.

Прямой эфир в любом из жанров (ток-шоу, видеомост, включение с места события) может быть простым (показывается одна картинка) или сложным (к прямому эфиру в качестве контекста подверстаны дополнительные мультимедийные элементы — снятые заранее сюжеты, инфографика, тексты, фото- и видеосправки и пр.), режиссируемым (пользователю показывается последовательность мультимедийных элементов, заданная режиссером) и интерактивным (пользователь может сам выбирать разные планы, просматривать дополнительные материалы в той последовательности, которая ему интересна).

Послеэфирный этап — в нем материал прямого эфира переработан в один из подходящих по смыслу, материалу и жанру форматов: мультискрипт, мультимедийную статью, flash-статью.

Мультискрипт (interactive video) — новый формат подачи информации, который упрощает навигацию по видеоматериалам большого объема. Мультискрипт может использоваться для разного типа материалов — интервью, репортажа (интронизация Патриарха, парад 9 Мая, авиашоу). Сервис позволяет оперативно и с высокой точностью выбрать интересующий фрагмент видеозаписи. Например, на сайте «РИА Новости» мультискрипт включает три блока — плеер, «Стенограмма» и «Содержание». Все блоки синхронизированы. При просмотре какого-либо фраг-мента видеозаписи в двух других блоках отражаются соответствую-щие фрагмент стенограммы и заголовок тематического блока.

Инфографика. Возможно, инфографика станет одним из самых популярных медийных жанров уже в ближайшем будущем. Она способна быстро, четко и в одном окне представить сложный рассказ о событии, предложить несколько уровней «погружения» в материал, а в некоторых случаях воссоздать почти документальную картину.

Различают несколько видов инфографических материалов.

· Статичная инфографика (схема, карта, простой график или диаграмма).

· Простая динамичная инфографика, отличающаяся от статичной наличием стандартных интерактивных элементов, например, слайд-шоу, аудиокомментария, видеоролика; может состоять из нескольких слайдов.

· Модульная схема (динамическая схема, основанная на мо-дульном методе).

· Оперативная 3D-реконструкция — видеоролик, основанный на 3D-технологиях.

· Сложная статичная схема — схема, содержащая несколько сложных иллюстративных объектов, фотографии, 3D-объек-ты; занимает большое пространство.

· Сложная динамическая схема способна содержать весь спектр мультимедийных данных, состоит из множества слайдов.

· Полнофункциональная 3D-реконструкция — видеоролик высокого качества, основанный на 3D-технологиях.

· Flash-заметка — сборный модуль, состоящий из текста, ви-део, фотографий и других элементов, который собирается не инфографиками, а редактором.

Мультимедийная статья — это история, рассказанная с помощью нескольких мультимедийных средств и собранная таким образом, чтобы, с одной стороны, каждая мультимедийная грань дополняла и развивала общий рассказ, с другой — недоступность или невозможность воспроизведения одного из элементов не искажала общий смысл сюжета.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.