Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод экспертных оценок






 

Для современных рыночных условий актуальна старая истина " управлять – значит предвидеть". Можно систематизировать трудности, возникающие при выработке сложных решений:

· исходная статистическая информация не всегда достаточно достоверна; если она даже достоверна, то она не всегда может служить надежной базой для принятия решений, нацеленных на будущее, поскольку условия функционирования могут резко измениться – объемы продаж нового продукта, условия риска и кризиса и т.д.;

· часть информации имеет качественный характер и не поддается в принципе количественной оценке – влияние социальных и политических факторов, экономический эффект от внедрения нововведений, лояльность клиентов и т.п.;

· в момент принятия решения отсутствуют данные, которые могут повлиять на реализацию решений в будущем, но их нельзя не учесть;

· любая идея потенциально предполагает возможность различных способов их реализации, а экономические последствия порождают многочисленные исходы, которые заранее необходимо оценить; оценка же осуществляется в условиях ограниченных ресурсов, и принятие одного решения приводит к отказу от других, может быть не менее эффективных;

· многозначность, многомерность и качественное различие показателей, входящих в обобщенный критерий качества решения, являются препятствием для оценки эффективности, качества, ценности или полезности каждого из возможных решений.

Вывод: при принятии решений применение расчетов должно сочетаться с использованием суждений руководителей, ученых, специалистов – экспертов. Это позволяет использовать их индивидуальный и коллективный опыт, нередко " скрытый", выражающийся просто как здравый смысл. Невозможность получения формализованной и абсолютно достоверной информации сглаживается применением математико-статистических методов анализа и обобщения оценок экспертов.

Использование информации, полученной от специалистов, ее сбор, обобщение и анализ с помощью специальных процедур и математических методов получили название методов экспертных оценок.

Основные этапы процесса экспертного оценивания:

1. Формирование цели и задачи исследования, определение бюджета, ожидаемого результата и его формы представления;

2. Формирование группы управления процессом оценивания;

3. Выбор метода получения экспертной информации и способов ее обработки;

4. Подбор группы экспертов [оценка компетентности экспертов]

5. Разработка системы оценок, опросных листов (анкет), [предварительная обработка оценок]

6. Опрос экспертов, оценка согласованности мнений экспертов. Если мнения несогласованны, необходимо вернуться к этапам 4-8.

7. Обработка и анализ результатов опроса,

8. Интерпретация результатов и принятие решений.

Первые четыре этапа выполняются руководителями организации и назначенным ими руководителем экспертного исследования и носят неформализованный характер.

Представление и предварительная обработка оценок экспертов.

В практике используется несколько видов оценок:

· качественные (часто-редко, хуже-лучше, да-нет),

· шкальные оценки (интервалы значений 50—75, 76—90, 91—120 и т.п.),

· балльныеиз заданного интервала (от 2 до 5, 1 —10), взаимно независимые,

· ранговые (объекты располагаются экспертом в определенном порядке, и каждому приписывается порядковый номер – ранг),

· сравнительные, полученные одним из методов сравнения

· метод последовательных сравнений

· метод попарного сравнения факторов.

На шаге обработки мнений экспертов необходимо оценить степень согласованности этих мнений.

Оценки, полученные от экспертов, могут рассматриваться как случайная переменная, распределение которой отражает мнения экспертов о вероятности того или иного выбора события (фактора). Поэтому для анализа разброса и согласованности оценок экспертов применяются обобщенные статистические характеристики – средние и меры разброса:

· средняя квадратичная ошибка,

· вариационный размах min – maх,

· коэффициент вариации V =ср.квадр.откл./ средняя арифметическая (подходит для любого типа оценок) Vi = σ i/ xiср. Часто используется для случая, когда выбрана балльная шкала оценок.

Для оценки меры сходств а мнений каждой пары экспертов могут быть использованы самые разные методы:

· коэффициенты ассоциации, с помощью которых учитывается число совпадающих и несовпадающих ответов,

· коэффициенты противоречивости мнений экспертов,

· коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Коэффициент парной ранговой корреляции Спирмена:

где n – число экспертов,

ck – разность оценок i-го и j-го экспертов по всем T факторам

Используется для метода парных сравнений.

· коэффициент ранговой корреляции Кендалла (коэффициент конкордации) дает общую оценку согласованности мнений всех экспертов по всем факторам, но только для случаев, когда использовались ранговые оценки. Для вычисления коэффициента конкордации используется формула:

где Тj рассчитывается для каждого эксперта (в том случае, если его оценки повторялись для разных объектов) с учетом повторений по следующим правилам:

где tj — число групп равных рангов у j-го эксперта, а

hk — число равных рангов в k-ой группе связанных рангов j-го эксперта.

Рассмотрим пример решения задачи «Построение конкурентного профиля организации» методом экспертных оценок

Постановка задачи

Фирма занимается производством кондитерских изделий. Необходимо;

· оценить экономическую деятельность фирмы по предложенным критериям и сравнить ее деятельность с деятельностью конкурентов методом ЭО,

· построить конкурентный профиль организации,

· сделать выводы.

Критерии оценки деятельности фирмы:

К1- Престиж торговой марки

К2- Обслуживание, сервис

К3- Степень охвата рынка

К4- Персональные продажи.

К5- Надежность

К6- Связи с общественностью (PR)

Решение

Шкала экспертных оценок: наименьший балл -1, наибольший балл -10.

Весовой коэффициент важности критерия рассчитывается по формуле

Wj=Хjср/∑ Хjср

Коэффициент вариации Vj=δ j/Xjср, где среднеквадратическое отклонение δ j.

δ j можно вычислить с помощью статистической функции Excel СТАНДОТКЛОН, которая оценивает стандартное отклонение по выборке (стандартное отклонение - мера того, насколько широко разбросаны точки данных относительно их среднего).

Этапы решения:

1. Определение весовых коэффициентов (Wj) каждого критерия
               
критерий эксперт К1 К2 К3 К4 К5 К6  
Э1              
Э2              
Э3              
Э4              
Э5              
Э6             сумма
Xjср (ср. балл по критерию) 8, 167 7, 333 6, 333 6, 333 8, 000 8, 333 44, 50
Wj (весовой коэффициент) 0, 184 0, 165 0, 142 0, 142 0, 180 0, 187 1, 00
Среднеквадратическое отклонение δ j 0, 753 0, 816 0, 816 0, 816 0, 632 0, 516  
Коэффициент вариации Vj 0, 0922 0, 1113 0, 1289 0, 1289 0, 0791 0, 062  
               
2. Оценка показателя согласованности мнений экспертов  
Мнения экспертов согласованы: все Vj< 0, 3 (порогового значения).
3. МЭО для оценки деятельности фирмы и ее конкурентов    
               
Организация имеет четыре конкурента: П1, П2, П3, П4.
               
Показатель Конкуренты  
Наименование Весовой коэф-т (Wj) мы П1 П2 П3 П4 идеал
престиж 0, 184            
обслуживание 0, 165            
охв.рынка 0, 142            
персональные продажи 0, 142            
надежность 0, 180            
PR 0, 187            
  1, 000            

 

4. Расчет показателей и построение конкурентного профиля
             
    Конкуренты
  идеал мы П1 П2 П3 П4
престиж 1, 835 0, 918 1, 468 1, 285 1, 101 1, 468
обслуживание 1, 648 1, 483 0, 494 0, 989 1, 483 1, 154
охват рынка 1, 423 1, 281 0, 569 0, 996 1, 139 1, 139
персональные продажи 1, 423 0, 712 0, 569 0, 427 1, 281 0, 569
надежность 1, 798 1, 618 0, 719 1, 618 1, 438 0, 719
PR 1, 873 1, 685 1, 498 0, 562 0, 375 1, 498
Сила бизнеса: 10, 000 7, 697 5, 318 5, 876 6, 816 6, 547

 

5. Построение конкурентного профиля

Конкурентный профиль и диаграмма силы бизнеса строятся по данным последней таблицы:

 

 

Выводы:

1. по силе бизнеса наша фирма не уступает ни одному из конкурентов и занимает лидирующую позицию в рассматриваемом рыночном сегменте

2. основные конкурентные преимущества фирмы:

· охват рынка

· обслуживание клиентов

· связи с общественностью

· надежность

3. особое внимание руководству фирмы необходимо уделить проблемным показателям деятельности:

· персональным продажам

· повышению престижа организации.


Модуль 2 «Методы принятия управленческих решений»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.