Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческое развитие медиа и возникновение современной глобальной медиасреды.






Термин «медиа» имеет два определения. Во-первых, это каналы распространения рекламы. Во-вторых, медиа - это вся совокупность средств аудио-, теле- и визуальной коммуникации.

Медиа – общественное явление, возникшее в силу информационных потребностей общества вследствие достижения им определённого уровня развития. Даже в глубокой древности действовали службы сбора и распространения информации.

У истоков возникновения СМИ стоят социальные и технологические предпосылки. Возникновение отдельных средств массовой коммуникации и образование их системы происходило в историческом процессе взаимовлияния двух факторов: социального как следствия расширения и усложнения информационных потребностей общества и научно-технического как следствия освоения новых способов передачи информации и контакта с массовой аудиторией.

Развитие, совершенствование форм распрост­ранения социально значимых сведений стало информационной пред­посылкой зарождения прессы как качественно нового феномена в истории человечества.

Исследователи могут выстроить прямую линию последовательного восхождения техники передачи сигналов от самой примитивной до новейшей, электронно-цифровой. Другие предпосылки складывались в сфере духовной культуры. На протяжении веков формировались традиции публичного, полемически заостренного и страстного выражения взглядов по актуальным вопросам общественной жизни.

Полемические тенденции активно проникали и в светское об­щение. Таков один из истоков публицистики, ко­торая своим подлинным рождением обязана появившейся позднее печати.

Особенно значимую роль сыграло распространение грамотнос­ти, которая из привилегии знатных сословий все больше превраща­лась в достояние средних слоев населения, становилась массовой. Этот процесс сопровождался непрерывным совершенствованием шрифта — системы знаков для написания текстов. Для культурного расцвета России решающее значение имело создание на рубеже IX-X вв. славянско-русской азбуки и системы письма — кириллицы.

К числу материально-технических предпосылок возникновения сми относится прогресс в научной и производственной областях, расширивший материальную базу образования и культу­ры. Сменяют друг друга, становясь все более удобными, орудия и материалы для письма.

Распространение информации до изобретения печатного станка было устным: межличностное и групповое общение, ритуалы, ораторское искусство и письменным: культовое общение (ритуалы, эпитафия), рукописные книги, «газеты» древности, эпистолярное искусство, хроники. Первые периодические издания – ежегодные «Анналы» («белые доски»). Их выставляли у дома верховного понтифика (жреца) в Риме с информацией для граждан.

Вместо громоздких свитков появляются пер­вые книги, вместо дорогостоящего пергамента — бумага. В Германии Иоганн Гуттенберг изобёл печатный станок (XV в.). Он применил наборный шрифт — отдельные литеры (буквы, знаки), из которых можно составить любой текст, и использовал виноградный пресс для напечатания Библии. Его считают изобретателем книгопечатания, ознаменовав­шего начало новой эры в истории мировой культуры.

Книга печатная – новый виток развития цивилизации, хотя сама идея печатания появилась раньше (ксилографирование – оттиск с досок). Изобретение станка делает прессу массовой и оперативной. Появляется возможность тиражирования актуальной информацию: появляются газеты. Потом модернизации, наборные машины… В конце 17-начале 18 века на Западе появляется профессия журналист или газетчик (девиз: оперативность и злободневность). В России – в 19 веке.

Виды СМИ: Печатные. Книга существовала с давних времен. Уже в 8 в. до н.э. существовали целые библиотеке (10 тыс. книг на глиняных табличках в ящиках с «каталожной карточкой»). В 1465 г. – изобретение печатного станка Гуттенберга.

Книга возникла раньше, чем газета: только при возникновении государства, могло появиться периодическое издание. Журнал по конструкции подобен книге. Но всё-таки отличен + заданная периодичность. Он должен всё-таки содержать новость, хоть и не такую, как газета. К времени издания первых журналов в обществе накоплены некоторые фундаментальные знания, сформировались определённые социальные группы, классы. Учёные создают сообщества, где они могут сообщать о своих новых открытиях. Для освещения деятельности учёных газета уже не годилась. Еще во времена Шекспира «засилье книг», «невозможно отследить всю эту чепуху» - специальные книги с аннотациями. Эти каталоги – предшественники журнала. Постепенно стало понятно, что можно отражать не только науку, но и литературу. Раньше не было, п.ч. д.б. накопиться опр.инф-я. В газете эта инф. не помещалась и от нее ждут другого. Если газету напечатать в форме журнала и наоборот, они не перестанут быть самими собой. Просто это не то, что мы ожидаем. Газета служит информационному сообщению, а журнал – комментарию, анализу – на это требуется время. Сейчас можно увидеть смешение форм: выходят еженедельные газеты, журналы с миллионными тиражами. Определяющий признак – характер информации: новость и основательность.

Аудиовизуальные (типы: радио (распр. как СМИ 1920-е), ТВ (1950-е)): В к.19 в. меняется скорость распространения информации. Изобретается телеграф, фотография, телефон (большое потрясение), звукозапись, радио.. Закладываются основы типологии, развив. жанры. Растут тиражи, ускоряется выпуск газет, телеграф на службе прессы, ротационный станок, наборный станок на линотипе и т.д. Приходит 20 в. Новый вид СМИ (1895) не только по форме, но и восприятию. В начале века радио уже используется в армии. Но даже мысли, что это будет СМИ, не было. У нас быстро распр., п.ч. новая власть активно использовала для воздействия на массы (оперативно и мощное средство пропаганды. У Гитлера, в т.ч.). Для чтения была низкая грамотность. Но развитие радио затормозилось, п.ч. не было денег. Так, превратить это в бизнес могли только США. ТВ-сигналы появл. даже раньше радио (1884-???). Идут разработки ТВ – российскими учеными за границей. Еще неясно, для чего. Можно только сидеть в студии и говорить – «говорящая голова». Через некоторое время инженер Понятов придумал видеомагнитофон, потом появилась возможность поехать с камерой и снять – стало поянтно, что это СМИ – 1950-е гг. В США пораньше, т.к. там наши инженеры на их деньги. Радио и ТВ значительно усилили влияние на реципиента. Каждый раз с рождением нового СМИ возникает вопрос: заменит ли оно предыдущее? Ответ: нет. П.ч. у каждого сови функции и место в системе.

Электронно-сетевые (1985) (типы: инф.-поиск. системы, электронные версии, сетевые газеты и журналы, сетевое радио, сетевое ТВ): Примерно в 80-е гг. появл. новый вид. Явление в 1969 г. – первая попытка созд.сети: соед.4 университетских компа. Сильно возросла скорость распространения инф., доступность, можно воспроизвести инф-ю зарубежного издания. Вопрос: как это называть? Трудно прогнозировать будущее, п.ч. время постоянно сжимается. Переоценка СМИ как явления. Никто никого не замещал, а теперь? Возможность сделать себе собственное СМИ дает Интернет. Технологии развиваются и заставляют посмотреть по-другому на саму информацию: индивидуализация и массовизация. Во что превратились СМИ? М.б., появл. что-то новое, кот. уничтожит старые СМИ – некий гибрид, создаваемый самим реципиентом? За 400 лет своей истории бумажные газеты успешно пережили появление радио и телевидения. Вступив в цифровую эпоху, теперь им придется выдержать еще один раунд борьбы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.