Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности формирования психики ребёнка в раннем детстве






Психологические аспекты организации

Грудного вскармливания детей раннего возраста

Особенности формирования психики ребёнка в раннем детстве

Поведение ребёнка является внешним проявлением сложных психических процессов, которые осуществляются его центральной нервной системой ещё во время внутриутробного периода существования ребёнка и интенсивно развиваются и совершенствуются в раннем послеродовом периоде. Под психикой мы понимаем функцию организма, состоящую в отражении предметов и явлений окружающего мира. В первые месяцы жизни психика ребёнка очень лабильна и особенно тесно связана с его поведением, можно сказать, что ребёнок отражает мир только в момент взаимодействия с его факторами, и именно успешность и благополучность такого взаимодействия формирует психику ребёнка.

Восприятие объектов окружающего мира у младенца сильно отличается от восприятия взрослого человека, и это важно помнить, чтобы понимать особенности поведения малыша. Дело в том, что целостное восприятие какого-либо предмета или живого существа в виде целостного образа (перцепция) является результатом активной синтетической деятельности головного мозга по интеграции большого количества ощущений, возникающих в ЦНС при действии раздражителей разной природы (модальности). Взрослый человек при получении набора ощущений, каждое из которых отражает то или иное воспринимаемое качество предмета, формирует целостный внутренний образ этого предмета. Этот образ сопоставляется с теми образами, которые сформировались на основе предыдущего опыта взаимодействия с подобными предметами, и хранятся в памяти человека. Путём и в результате такого сопоставления мы идентифицируем объект и можем назвать (вспомнить) не только те его качества, которые воспринимаем здесь и сейчас, но и другие качества, ему вообще присущие.

Отличия ребёнка от взрослого проявляются как в сенсорных способностях, так и в особенностях перцепции (формирования целостного образа воспринимаемого объекта).

Различия в сенсорных способностях начинаются с того, что у младенцев другой приоритет использования органов чувств при получении информации об окружающем мире. Для взрослого наиболее информативным является зрение, а осязание, слух, вкус и запахи обычно второстепенны, но у ребёнка всё наоборот. Это объясняется тем, что за время внутриутробного периода большее развитие получают тренируемые органы чувств.

Сначала развиваются вкус и обоняние (на пренатальном периоде развития они не дифференцированы), ребёнок чувствует вкус заглатываемых околоплодных вод, более того, этот вкус ребёнок запечатлевает как символ благополучия пребывания в утробе матери. Именно поэтому вкус и запах материнского молока, сходного по своему составу с околоплодными водами, узнают все новорожденные, дети быстрее справляются со стрессом рождения и успокаиваются именно при раннем прикладывании их к материнской груди.

Слух также начинает развиваться в утробе матери, поэтому к рождению малыш пособен по интонации, громкости голоса и по частоте произнесения фонем чувствовать эмоциональное состояние говорящего; ребёнок способен «заразиться» эмоциями матери, поэтому контроль её собственного голоса является одним из факторов регуляции состояния младенца.

Тактильная и проприоцептивнаячувствительность во внутриутробном периоде существования ребёнка развивается ограничено, что обусловлено тем, что малыш стеснён в матке и может совершать движения небольшой амплитуды. Наибольшей чувствительностью у ребёнка к моменту рождения отличается оральная область (кожа лица, губы, язык, верхняя часть дыхательного и пищеварительного трактов). Раздражение этих зон вызывает у ребёнка чувство удовольствия, умиротворения и радости, поэтому психологи первый год жизни ребёнка часто называют оральной стадией развития его психики. При недостатке оральной стимуляции, наиболее адекватной потребностям малыша в условиях грудного вскармливания, ребёнок не получает достаточного уровня положительной стимуляции, и у него может сформироваться преобладание отрицательного фона поведения, для преодоления которого ребёнок чаще «самоуспокаивается» за счёт сосания пальца, языка или отрыгивания и удержания во рту материнского молока.

В отличие от вышеперечисленных сенсорных способностей, зрительные способности новорожденного ограничены, младенцы начинают исследовать мир визуально лишь после рождения, поэтому зрение интенсивно развивается в первые 4–6 месяцев. Сразу после рождения младенцы воспринимают границы светотени, к 2 месяцам они фиксируют взгляд, в 3–4 месяца способны его фокусировать не хуже взрослого, различают основные цвета, однако предпочитают рассматривать простые изображения, видимо из-за того, что им проще формировать целостный зрительный образ простых предметов и изображений. Лишь к 6–7 месяцам зрение ребёнка сопоставимо со зрением взрослого человека (Крайг Г., 2000).

Особенности перцепции ребёнка обусловлены динамикой созревания его нервной системы. Первая особенность перцепции состоит в том, что в первые месяцы жизни ребёнок не способен долго удерживать ощущения, возникшие при сенсорной стимуляции, его реакции сиюминутны и не могут быть сильно отсрочены. Вторая особенность перцепции младенца, отчасти производная от первой, заключается в том, что он не может воспринимать сложные сочетания стимулов разных модальностей как целостный образ, для этого у него ещё недостаточно развиты высшие интегративные центры мозга.

Перечисленные особенности объясняют, почему регуляция поведения младенцев, особенно в первые месяцы жизни, осуществляется по типу рефлексов, возникающих в ответ на непосредственное предъявление отдельных стимулов. Позднее, примерно с 3–4 месяцев, ребёнок научается синтезировать целостные образы, сначала относительно простые, а потом всё более сложные. Однако сначала эти образы неустойчивы, если ребёнок не видит мамы или какого-либо предмета, он не может их представить, субъективно они для него не существуют. Лишь постепенно, по мере развития соответствующих структур мозга ребёнок научается удерживать образы в памяти. Этому во многом способствуют игры с выбрасыванием игрушек из кроватки, прятки, а также опыт наблюдения за мамой и её грудью, которые периодически исчезают из поля зрения ребёнка и появляются вновь.

С момента понимания константности существования предметов и людей ребёнок начинает интенсивно их исследовать, накапливать и обобщать знания о них. В результате формируются не только усредненные (абстрактные) представления об окружающих предметах, но и о людях, заботящихся о ребёнке, в первую очередь — о наиболее значимом для ребёнка человеке — матери. Эти представления несут в себе опыт взаимодействия ребенка с элементами среды, а значит и возможные варианты (стратегии и тактики) будущего взаимодействия с ними ребёнка, взаимодействия, помогающего беспомощному малышу выжить в непростой и изначально малопонятной окружающей среде.

 

Для интерпретации поведения ребёнка, в том числе в ситуации кормления, необходимо учитывать не только особенности переработки афферентной информации, но и механизмы, которые определяют его действия, направленные на объекты среды (поведение). Поведение младенца достаточно сложно организовано, на сегодняшний день в нем принято выделять два взаимосвязанных компонента: состояние (функциональное состояние) ребёнка и реакции. Состояния младенцев — это типичные, относительно длительные и стабильные виды активности ребёнка, которые в норме приблизительно соответствуют суточному циклу сна и бодрствования.

Чаще всего выделяют шесть поведенческих состояний ребёнка (Крайг Г., 2000): глубокий сон, поверхностный сон, дремота (полусон), спокойное бодрствование, активное бодрствование и крик (плач) (табл.1). Преобладание в поведении ребёнка того или иного состояния и скорость перехода из одного состояния в другое определяются типом нервной деятельности (темпераментом), состоянием здоровья и количеством активирующих воздействий, поступающей из внешней среды (в первую очередь от матери). Состояние ребёнка во многом определяет скорость и интенсивность его реакций на внешние стимулы.

Реакции младенцев — это движения или физиологические изменения, вызываемые внешними и внутренними стимулами. Сразу после рождения большинство программ реагирования у младенца являются врождёнными, то есть рефлекторными и инстинктивными, и лишь небольшое число реакций обусловлено научением в пренатальный период жизни ребёнка. Однако с первых дней отдельного существования реагирование малыша всё больше определяется его опытом, накопленным на основе облигатного и факультативного научения.

Рефлексы младенца представляют собой автоматические движения, которые сохранились в процессе эволюции в силу их высокой значимости для обеспечения выживания новорожденных особей нашего вида. Так как маленький ребёнок может выжить только за счёт матери, наиболее важные рефлексы новорожденных обычно наблюдаются при их взаимодействии с нею. Здесь мы упомянём только те рефлексы, которые, так или иначе, обеспечивают эффективное взаимодействие с матерью. Некоторые из этих рефлексов обеспечивают поддержание физического контакта ребёнка с матерью (рефлекс Моро, хватательные рефлексы кисти и стопы), они достались человеку в наследство от обезьяноподобных предков, и их смысл становится понятен, если допустить, что наши предки были покрыты шерстью и передвигались на четырёх конечностях. Другие рефлексы (рефлекс «поиска груди», сосательный рефлекс) обеспечивают реализацию пищевого поведения, разумеется, при адекватной поддержке этого поведения со стороны матери. Очень важно помнить, что все перечисленные рефлексы, хотя и являются по своей сути автоматизмами, одновременно являются эмоциогенными сигналами для матери, говорящими ей о потребностях её ребенка в близости и питании. Цепляется ребёнок за мамину одежду и руки, или открывает рот при прикосновении материнского соска к его щеке — все эти действия малыша вызывают у матери умиление и радость, и эти эмоции имеют очень большое значение для формирования бондинга (связывания) матери и ребёнка.

 

 

Инстинкты младенца — это сложные врождённые программы поведения, реализация которых определяются внутренними и внешними факторами. Внутренние факторы определяются гомеостатическими механизмами, которые направлены на поддержание основных физиологических и биохимических показателей, обеспечивающих нормальный рост и развитие ребёнка. При отклонении какого-либо показателя от некоторого оптимума в мотивационных зонах ЦНС формируется потребность, которая, в свою очередь, трансформируется в мотивацию. В результате происходит активация организма и формирование избирательного поиска внешних стимулов, способных запустить поведение, направленное на удовлетворение возникшей потребности. Внешние стимулы играют роль ключевых раздражителей, они запускают определённые видотипичные реакции, если внутренние факторы подготовили ЦНС к их осуществлению. Ключевые раздражители, в том числе и регулирующие пищевое поведение, разделяются на:

— собственно растормаживающие (пусковые) раздражители (в случае пищевого поведения грудного ребёнка — это вкладывание соска матери или соски в рот ребенка), без их предъявления ребёнок будет возбуждаться, но не сможет осуществить нужное поведение;

— настраивающие раздражители, снижающие порог раздражимости соответствующих нервных центров (в нашем случае — это голос и вид матери, взятие на руки, запах матери);

— направляющие раздражители (в пищевом поведении младенцев направляющими раздражителями являются запах молока, вид груди и прикосновение соска).

Отсюда следует, что для формирования нормального пищевого поведения младенца, инстинктивного по своей природе, необходимо не только формирование у ребёнка потребности в пище и мотивации на поиск контакта с матерью, являющейся её источником, но и адекватный набор стимулов, поступающих от матери (об этом мы подробно остановимся в главе 1.5).

Рассматривая пищевое поведение новорожденного, мы не должны забывать, что пищевой инстинкт не является единственным, точно также важны для выживания ребёнка инстинкт самосохранения, инстинкт развития (реализации генетической программы созревания) и инстинкт социализации (поиска общения). Все перечисленные инстинкты комплексно влияют на психоэмоциональное и соматическое благополучие ребёнка, при этом возможно использование одних инстинктивных программ для компенсации недостатка в реализации других инстинктивных программ. Это связано с тем, что выполнение любой инстинктивной программы поведения подкрепляется лимбической системой формированием положительной эмоции, обусловленной выработкой эндорфинов. Эмоциональная сфера младенцев, особенно в первые месяцы жизни, слабо дифференцирована, поэтому, например, при мерицизме ребёнок может использовать приятное ощущение вкуса маминого молока во рту для компенсации недостатка общения с нею, а ребёнок, с которым мама мало общается, гораздо дольше «висит» на её груди, получая оральное удовольствие.

Уникальность кормления в младенчестве, особенно при грудном вскармливании, заключается в том, что мать одновременно удовлетворяет несколько инстинктивных потребностей своего ребёнка (в пище, тепле, тактильной стимуляции, эмоциональном общении и др.). И это предъявляет большие требования к поведению матери, обусловленные ожиданиями младенца, ведь если мать не будет адекватно стимулировать ребёнка, общаться с ним, формировать у него чувство безопасности, малыш может отказываться от тесного взаимодействия с ней. Обычно такой отказ выражается либо в сокращении времени сосания (отсюда проблема младенческой анорексии), либо в переходе к кормлению на большей дистанции (дистанции вытянутой руки) при бутылочном вскармливании (отсюда проблема раннего прекращения грудного вскармливания).

В заключение краткого обзора особенностей психического развития детей в младенческом возрасте необходимо подчеркнуть, что им доступно только два из трёх возможных способов выражения негативных эмоций: на телесном уровне и в поведении. На телесном уровне отрицательные эмоции у ребёнка проявляются в «беспричинных» подъёмах температуры, болях в животе и в частых срыгиваниях. На поведенческом уровне эмоциональный дисбаланс с преобладанием отрицательных переживаний проявляется в повышенной возбудимости, плаксивости и неугомонности. Третий способ отреагирования эмоций, на символическом уровне с использованием образов (игры, лапка и рисование) или слов (думание и обсуждение эмоций), младенцу не доступен, такая возможность появится только в конце периода раннего детства. В связи с этим важным является понимание психосоматической природы многих нарушений пищевого поведения у младенцев, их связи с поведением матери. Необходимо помнить, что ребенок, по словам Франсуазы Дальто, «является симптомом родителей», и потому его поведение должно оцениваться с учётом поведения его матери не только в ситуации кормления, но и при других видах взаимодействия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.