Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распознавание сигналов пищевого поведения младенцев






Организация кормления ребёнка по его требованию, то есть с учётом его потребностей и актуального состояния, является важнейшим фактором налаживания правильного пищевого поведения ребёнка. Разумеется, словосочетание «по требованию» предполагает, что мама не только даёт ребёнку грудь (или бутылочку), когда он хочет кушать, но прекращает кормить ребёнка, когда он не хочет. В последнем случае мать не должна кормить ребёнка насильно, исходя из собственных представлений о том, сколько должен малыш кушать по времени или по объёму пищи.

Для организации кормления ребёнка по требованию очень важно различать сигналы младенца, с помощью которых он сообщает о своём чувстве голода или насыщения. Сложность заключается в том, что сигналы пищевого поведения у ребёнка изначально взаимосвязаны с сигналами коммуникативного поведения, стимулирующими и поддерживающими общение с взрослым. Понять смысл изменения поведения ребёнка часто можно только с учётом общего контекста ситуации, в которой малыш подаёт сигналы. Так, первым проявлениям голода у ребёнка обычно является повышение активности: малыш ведёт себя беспокойно, вертит головой, морщит лобик, ищет маму глазами, издаёт особые звуки. Голодный младенец постанывает, воркует, гулит, причём со временем он начинает издавать строго определённые звуки (своеобразные «слова») именно когда хочет кушать, что помогает маме распознать голодное поведение своего ребёнка.

Увидев маму, младенец начинает устанавливать с ней контакт «глаза в глаза», тянет ручки, громче вокализирует. Такая смена поведения может быть проявлением и желания малыша пообщаться с мамой, получить утешение, устранить с её помощью дискомфорт (неудобное положение, мокрый подгузник, холод). Разумеется, и в этих случаях ребёнку нельзя отказывать. Однако о том, что причиной такого поведения ребёнка, скорее всего, является голод, можно предположить в том случае, если ребёнок высовывает язычок, облизывает губки, причмокивает и тянет ручку в рот. Это первые сигналы голода, при которых мама должна предложить ребёнку грудь, не дожидаясь появления у него раздражения или отчаяния по поводу задержки кормления. В противном случае малыш начинает плакать, выражая своё неудовольствие, причём «голодный» плач обычно отличается от других видов плача.

Плач является сильным сигналом голода, и признаком активации симпатической системы из-за чувства тревоги (где мама, почему её нет рядом, будут ли вообще кормить ребёнка). Поэтому желательно, чтобы мама приступала к кормлению малыша при первых признаках голода, не допуская появления голодного плача. Если же она будет кормить малыша только при подаче им голодного плача, то это может привести к ряду нежелательных последствий в пищевом поведении малыша и его в его стиле общения с мамой. Во-первых, матери придётся с помощью груди не только кормить, но и утешать малыша, а это удлиняет процедуру сосания при снижении его эффективности в плане потребления молока (ребёнок «висит на соске» орально утешаясь, а не кушая). Во-вторых, возникает риск, что малыш не научится различать собственно голод и эмоциональный дискомфорт, и в последующем его аппетит очень сильно и трудно предсказуемо будет зависеть от настроения, характера взаимоотношений с близкими и другими людьми. И, в-третьих, если мама не ориентируется в потребностях ребёнка по их первым признакам, это формирует у малыша сомнение в её надёжности, как ухаживающего лица, появляется желание контролировать её, не отпуская от себя, привлекая внимание и научаясь со временем манипулировать ею. Иными словами ребёнок становится капризным, сигналы его становятся противоречивыми, поведение не понятным для матери. Понимать, утешать, кормить и воспитывать в последующем такого ребёнка гораздо труднее.

Конечно, на первых порах чувства у ребёнка слабо дифференцированы, и ребёнок в первые месяцы жизни будет с помощью груди, и кормиться, и утешаться. Но со временем мама должна научиться утешать ребёнка с помощью прикосновений, внимательного доброжелательного взгляда, улыбки, тихого голоса, плавных уверенных, неспешных движений, а не с помощью груди. Если же она станет в течение всего первого года жизни давать ребёнку грудь при любом неудовольствии без разбора, то у ребёнка сформируется привычка «заедать проблемы». Особенно это заметно в случаях, когда мама начинает кормить ребёнка, ориентируясь на его плач. Вообще, выделяют несколько видов плача: плач боли, плач одиночества, плач страха, плач телесного дискомфорта, плач голода и плач «в своё удовольствие». Если мама даёт грудь ребёнку при любом плаче, то у него на всю жизнь останется неосознаваемое желание в случае волнения, тревоги, напряжения срочно что-нибудь скушать, чтобы справиться с неприятным чувством. Стоит ли говорить, что такая привычка будет в дальнейшем способствовать формированию неправильных пищевых стереотипов, функциональным расстройствам пищеварения и избыточному весу.

Таким образом, если рассматривать сигналы, которые подаёт ребёнок до начала кормления, можно сказать, что за исключением нескольких специфических сигналов, это поведение, изначально направленное на контакт с матерью. О том, что в данный момент ребёнок просит именно грудь, можно сориентироваться также по тому, как изменяется поведение ребёнка после дачи ему груди. Голодный ребёнок, получив грудь, сосёт жадно, при этом внимательно смотрит маме в лицо, и его пальчики немного шевелятся, вздрагивают, сжимаются-разжимаются; часто складывается впечатление, что ребёнок ощупывает себя, мамину грудь, всё, на что натыкаются. Шевеление пальчиков является специфичным признаком активации центра, отвечающего за сосание. Известно, что центры, управляющие моторикой кистей рук и мышц нижней части лица располагаются в головном мозге рядом и снабжаются кровью одной артерией. Активация любого из этих центров приводит к увеличению притока крови к другому центру и к его активации. Этот феномен хорошо известен логопедам: чтобы ребёнок легче научился говорить, мамам советуют давать ребёнку маленькие предметы, которые тот сможет брать только пальчиками, совершая «пинцетообразные» движения. Зная это, в ситуации кормления можно стимулировать сосательные движения у ребёнка, нежно массируя ладошки и пальчики малыша, и ориентироваться в степени активации нервного центра, отвечающего за сосание. Различение специфических голосовых сигналов голода, наблюдение активного сосания и периодических шевелений пальчиков после прикладывания к груди (или дачи бутылочки) является достаточно надёжными объективными признаками, что ребёнок призывал маму именно из-за голода.

Мы достаточно подробно рассмотрели признаки того, что ребёнок хочет кушать или пить, и в данном контексте важно подчеркнуть, что при грудном вскармливании поведение ребёнка будет одинаковым при этих двух видах желаний, впрочем, ребёнок в начале сам слабо их различает. Знание этих поведенческих реакций помогает определять момент, когда ребёнок, утолив жажду или голод, начинает отказываться от груди. Свой отказ малыш выражает прекращением сосания, отведением взгляда от мамы, сжиманием ладошек в кулачки (знак «закрытости» малыша) или растопыриванием пальчиков (знак «отталкивания» партнёра). Если мама будет продолжать кормление, малыш начинает ворчать во время сосания, выглядит плаксивым или плачет, брыкает ножками, может засыпать. Необходимо помнить, что даже голодный ребёнок может таким же образом выражать своё неудовольствие из-за неудобного положения, неправильного захвата груди, неприятного выражения лица матери и т.п. Поэтому, если есть подозрение, что малыш ещё не наелся, мать должна забрать грудь (или бутылочку) и предложить её снова, разумеется, после устранения возможной причины дискомфорта ребёнка. Если же ребёнок не проявляет поведения, характерного для голодного состояния, кормление (или поение) должно быть прекращено.

Ориентация на поведение ребёнка при организации кормления грудью крайне важна, так как грудь является для грудничка и источником питья, и источником еды. Малыш должен иметь возможность «пить», высасывая «переднее» молоко, и мама должна вовремя остановиться, когда он утолит жажду. Если же ребёнок голоден, он станет сосать дольше, получая «заднее», более сытное молоко, и остановится, когда насытится, и мама должна уловить соответствующие сигналы малыша. Если же мать, чей ребёнок находится исключительно на грудном вскармливании, не будет обращать внимания на перечисленные сигналы нежелания сосать грудь, то любое поение превратиться в кормление, кормление будет дольше необходимого ребёнку. Всё это может привести к избытку веса и срыгиваниям. Более того, если мама прекращает кормить ребёнка только после того, как он начнёт срыгивать, ребёнок быстро научается вызывать у себя рвоту; такую психогенную рвоту впоследствии очень трудно корригировать.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.