Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура основных документов, отражающих требования к программным средствам






Состав концепции основных требований к программному средству:

— описание обобщенных результатов обследования и изучения существующей системы и внешней среды;

— описание целей, назначения программного продукта и потребностей заказчика и потенциальных пользователей в заданной среде применения;

— перечень базовых стандартов предполагаемого проекта программного продукта;

— общие требования к характеристикам комплекса задач ПС:

• цели создания программного продукта и назначение комплекса функциональных задач;

• перечень объектов среды применения ПС (технологических объектов управления, подразделений предприятия и т. п.), при управлении которыми должен решаться комплекс задач;

• периодичность и продолжительность решения комплекса задач;

• связи и взаимодействие комплекса задач с внешней средой и другими компонентами системы;

• распределение функций между персоналом, программными и техническими средствами при различных ситуациях решения требуемого комплекса функциональных задач;

— требования к входной информации:

• источники информации и их идентификаторы;

• перечень и описание входных сообщений (идентификаторы, формы представления, регламент, сроки и частота поступления);

• перечень и описание структурных единиц информации входных сообщений или ссылка на документы, содержащие эти данные;

— требования к выходной информации:

• потребители и назначение выходной информации;

• перечень и описание выходных сообщений;

• регламент и периодичность их выдачи;

• допустимое время задержки решения определенных задач;

— описание и оценка преимуществ и недостатков разработанных альтернативных вариантов функций в концепции создания проекта ПС;

— сопоставительный анализ требований заказчика и пользователей к программному продукту и набора функций в концепции ПС для удовлетворения требований заказчика и пользователей;

— обоснование выбора оптимального варианта требований к содержанию и приоритетам комплекса функций ПС в концепции;

— общие требования к структуре, составу компонентов и интерфейсам с внешней средой;

— ожидаемые результаты и возможная эффективность реализации выбранного варианта требований в концепции ПС;

— ориентировочный план реализации выбранного варианта требований концепции ПС;

— общие требования к составу и содержанию документации проекта ПС;

— оценка необходимых затрат ресурсов на разработку, ввод в действие и обеспечение функционирования ПС;

— предварительный состав требований, гарантирующих качество применения ПС;

— предварительные требования к условиям испытаний и приемки системы и ПС.

Спецификация требований к системе и к комплексу программ на этапе детального проектирования:

— требования проекта системы к комплексу программ, как к целому в общей архитектуре системы;

— требования к унификации интерфейсов и базы данных комплекса программ;

— требования и обоснование выбора проектных решений уровня системы, состава компонентов системы, описание функций системы и ПС с точки зрения пользователя;

— спецификация требований верхнего уровня комплекса программ, производные требования к компонентам ПС и требования к интерфейсам между системными компонентами, элементами конфигурации ПС и аппаратуры;

— описание распределения системных требований по компонентам ПС с учетом требований, которые обеспечивают заданные характеристики качества;

— требования к архитектуре системы, содержащей идентификацию и функции компонентов системы, их назначение, статус разработки, аппаратные и программные ресурсы;

— требования совместного целостного функционирования компонентов ПС, описание и характеристики их динамических связей;

— требования анализа трассируемости функций компонентов программного средства к требованиям проекта системы;

— требования для системы или/и подсистем и методы, которые должны быть использованы для гарантии того, что каждое требование к комплексу программ будет выполнено и прослеживаемо к конкретным требованиям системы

• к режимам работы;

• к производительности системы;

• к внешнему и пользовательскому интерфейсу системы;

• к внутреннему интерфейсу компонентов и к внутренним данным системы;

• по возможности адаптации ПС к внешней среде;

• по обеспечению безопасности системы, ПС и внешней среды;

• по обеспечению защиты, безопасности и секретности данных;

• ПО ограничениям доступных ресурсов проекта ПС;

• по обучению и уровню квалификации персонала;

• по возможностям средств аттестации результатов и компонентов, включающих в себя демонстрацию, тестирование, анализ, инспекцию и требуемые специальные методы для контроля функций и качества конкретной системы или компонента ПС.

 

Планирование жизненного цикла программных средств

Цель планирования жизненного цикла программного средства состоит в выборе и определении способов создания и совершенствования ПС, которые способны удовлетворить требованиям технического задания, спецификаций и контракта, а также обеспечить уровень качества, соответствующий заданным требованиям.

В современных стандартах подчеркивается, что эффективное планирование — определяющий фактор высокого качества всего ЖЦ программного средства, удовлетворяющего требованиям заказчика

Планы, связанные с выполнением процесса, должны содержать описания соответствующих работ и задач, обозначения создаваемых компонентов программного средства и охватывать следующие задачи:

— установление графиков своевременного решения частных задач и всего ПС;

— оценки необходимых трудозатрат на задачи и проект в целом;

— определение ресурсов, необходимых для выполнения задач и проекта;

— распределение задач по исполнителям;

— определение обязанностей исполнителей;

— определение критических ситуаций, связанных с задачами или процессами ЖЦ ПС;

— установление используемых в процессах ЖЦ ПС критериев управления качеством;

— определение затрат, связанных с реализацией каждого процесса;

— обеспечение условий и определение инфраструктуры выполнения процессов ЖЦ ПС.

Должны быть определены обязанности специалистов по подготовке и утверждению (согласованию) планов.

Оценки проекта, используемые при планировании, должны охватывать:

— стоимость реализации соответствующих процессов;

— инфраструктуру обеспечения реализации процессов;

— потребности в ресурсах, включая соответствующее управление и контроль;

— оценку и контроль качества реализации процессов;

— управление риском результатов процессов;

— обеспечение среды программной инженерии проекта ПС;

— задания, выполняемые в каждом процессе и (или) работе.

Администраторы каждого программного проекта должны стремиться по возможности использовать существующую организационную инфраструктуру предприятия.

Планирование является постоянной, повторяющейся работой, при выполнении которой оценивают, уточняют и, при необходимости, корректируют ход проекта

В стандарте ISO 15504 расширены, детализированы задачи и виды деятельности, которые следует отражать в плане управления проектом ПС:

— выбрать модель жизненного цикла программных средств, соответствующую назначению, функциям, величине и сложности проекта;

— определить работы, которые необходимо выполнить по проекту, и возможность достижения целей проекта в рамках существующих ресурсов и ограничений;

— оценить варианты достижения целей проекта и определить, на основе анализа рисков, какая стратегия целесообразна;

— количественно оценить сложность работ и ресурсы, необходимые для их выполнения, рассматривая варианты достижения целей проекта и принимая во внимание существующие риски и возможности, чтобы весь жизненный цикл ПС удовлетворял требованиям заказчика;

— выявить и выбрать элементы человеческих и материальных ресурсов, необходимые для обеспечения и реализации стратегии проекта;

— установить график (исполнители, сроки, ресурсы) выполнения проекта, основываясь на распределении работ, оценках и элементах инфраструктуры;

— выявить конкретных лиц и группы, дающие требуемый вклад в проект, определить им конкретные зоны ответственности и обеспечить то, чтобы обязанности были поняты и приняты, профинансированы и достижимы;

— идентифицировать интерфейсы между элементами проекта, а также с другими проектами и организационными единицами системы;

— определить инструментарий для обеспечения того, чтобы планы проекта были формально разработаны, реализованы, поддержаны и доступны лицам, вовлеченным в проект, обеспечить публикацию планов для специалистов, к которым они относятся;

— использовать упорядоченные методы для того, чтобы регулярно оценивать степень выполнение проекта, принимать меры для корректировки отклонений от плана и предотвращения повторения проблем, выявленных в проекте.

Организация планирования жизненного цикла сложных программных средств

План управления жизненным циклом ПС включает регламентированные стандартами процедуры анализа, проверки и оценки состояния проекта для реализации организационных и управляющих воздействий на компоненты и ПС в целом. При этом должны использоваться техническое задание и спецификации требований. Особого внимания потребителя требует сотрудничество с разработчиком-поставщиком, своевременное предоставление ему нужной информации и решение оперативных вопросов для обеспечения качества ПС.

Целесообразно планировать либо регулярно проводить разработчиком и заказчиком совместный анализ состояния проекта либо такие анализы в случае значительных проектных событий

План верификации и тестирования ПС является предварительнымописанием организации процедур тестирования, удовлетворяющих цели достижения заданной корректности программ.

План сопровождения и управления конфигурацией ПС устанавливает методы, используемые для сопровождения программных средств и их компонентов в течение всего жизненного цикла

Цель планирования технологической среды жизненного цикла ПС состоит в том, чтобы определить методы, инструментальные средства, процедуры, языки программирования и аппаратные средства, которые будут использоваться и совершенствоваться для разработки, верификации, управления и подготовки документации программного средства.

Все перечисленные планы должны иметь в своем составе предварительные графики, идентифицирующие: этапы работ; входные, выходные данные и описания решаемых задач; необходимые ресурсы, длительность и сроки выполнения; взаимосвязи этапов и работ

Анализ состояния и результатов проекта следует официально планировать и регулярно проводить на соответствующих этапах ЖЦ ПС.

Задачи планов для обеспечения жизненного цикла сложных программных средств

планирование процессов управления качеством сложных программных средств

при проектировании ПС планирование процессов управления качеством ПС целесообразно отделять от непосредственного планирования и управления процессами создания и совершенствования крупных комплексов программ. Это позволяет сосредоточить внимание выделенных специалистов на совокупности мероприятий, гарантирующих качество конечного продукта. Чтобы такие гарантии достигались при минимальных затратах, необходимы целенаправленное, координируемое планирование и управление для предотвращения ошибок проектирования, а также для выявления и устранения дефектов проекта на самых ранних этапах разработки.

В соответствии со стандартами процедуры управления качеством должны применяться к различным документам и данным, включая: контрактные документы; процедурные документы, описывающие процессы системы качества; состояние работ поставщика-разработчика; взаимодействие поставщика и заказчика; документы и данные, которые описывают конкретный программный продукт.

Для этого в общем случае должны быть выделены руководители и коллектив специалистов, которые должны планировать, создавать, утверждать и сопровождать комплекты документов. Они должны стимулировать разработчиков ПС осуществлять непрерывное, регламентированное документирование процессов и результатов своей деятельности, а также контролировать полноту и качество результирующих и отчетных документов.

Организационной основой управления качеством ПС на базе стандартов ЖЦ является план обеспечения заданных характеристик качества на всех этапах жизненного цикла комплекса программ. Для этого до начала разработки в процессе формирования требований технического задания следует сформулировать основные положения методики обеспечения качества, поэтапных испытаний компонентов и определения достигнутых значений характеристик, допустимых для продолжения работ на следующих этапах

В плане управления качеством ПС должны быть отражены:

— цели управления качеством, номенклатура и требования к значениям характеристик качества, область действия требований и условия их применения;

— методы управления и достижения заданных значений качества; процедуры, которые должны выполняться для каждого процесса и на протяжении всего жизненного цикла ПС; действия, связанные с отчетностью об ошибках, с трассировкой и системой корректирующих действий;

— организация разработчиков и технология создания ПС; утвержденные обязанности специалистов по обеспечению качества, их ответственность и полномочия на утверждение программных компонентов и документов;

— ресурсы, базовые документы и стандарты, используемые для обеспечения качества на всех этапах разработки;

— средства автоматизации разработки, обеспечивающие достижение и измерение заданных свойств и значений характеристик качества;

— структура и содержание отчетных документов, удостоверяющих достижение определенного качества компонентов и ПС в целом на последовательных этапах разработки, а также их соответствие стандартам и требованиям заказчика.

необходимо контролировать требуемые характеристики в процессе разработки, анализировать их адекватность целям проекта и управлять их изменениями в нужном направлении. Активное взаимодействие разработчиков с заказчиком или потенциальными пользователями на всех этапах разработки позволяет уточнять, корректировать и детализировать совокупность спецификаций требований и атрибуты качества в соответствии с развитием концепции и возрастанием понимания задач проекта как заказчиком, так и разработчиком.

В общем случае в процессе планирования и управления качеством ПС следует учитывать:

— анализ контракта и спецификаций требований заказчика к ПС, выделение и ранжирование приоритетов характеристик и атрибутов качества конечного продукта;

— декомпозицию требований к характеристикам качества по контролируемым этапам и компонентам разработки и создание разделов по детальным требованиям к атрибутам качества в спецификациях на программные компоненты и ПС в целом;

— выбор или создание методов, технологии и инструментальных средств автоматизации разработки, обеспечивающих создание ПС и его компонентов с требуемыми характеристиками качества;

— разработку методик контроля соблюдения стандартов, правил технологии проектирования и системы обеспечения качества жизненного цикла программных средств;

— создание методов, методик и средств объективного измерения свойств и/или значений атрибутов характеристик качества программных компонентов на этапах их создания и всего ЖЦ ПС для испытаний заказчиком и эксплуатации пользователями;

— организацию, обучение и стимулирование коллектива специалистов на создание компонентов и ПС в целом, в максимальной степени удовлетворяющих требования заказчиков и пользователей к характеристикам качества.

В результате успешной реализации процессов в проекте должно быть обеспечено:

— на основе явных и неявных требований потребителя необходимо определить цели по качеству продукта и процессов, которые следует оценивать, предпочтительно количественным образом, для различных контрольных точек в жизненном цикле ПС;

— определить общую стратегию на уровне проекта ПС и предприятия, помогающие аттестовать достижение соответствующих целей по качеству, определяя количественную меру результатов деятельности по проекту и критерии их приемки;

— для каждой цели по качеству ПС идентифицировать виды деятельности по контролю и обеспечению качества, помогающие достижению этой цели и ее мониторингу как на уровне проекта, так и на уровне предприятия, и интегрировать эти виды деятельности в жизненный цикл ПС;

— проводить идентифицированные виды деятельности по контролю и обеспечению качества и подтверждать их выполнение;

— по ходу реализации проекта в контрольных точках жизненного цикла ПС применять заданные метрики качества для аттестации достижения соответствующих целей по качеству;

— в случаях, когда заданные цели по качеству не достигаются, применять корректирующие или предотвращающие мероприятия, которые могут включать либо исправление продукта, либо изменение запланированного набора видов деятельности для лучшего достижения целей по качеству, либо изменение спецификации требований продукта или определения процесса для предотвращения повторения дефектов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.