Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Педагогика народного художественного творчества






Тема 21. Сущность и структура педагогики НХТ, её ключевые понятия. Междисциплинарный характер педагогики НХТ. Сущность педагогики НХТ как одного из направлений современной педагогической науки. Педагогика НХТ в этнокультурном аспекте как теория и методика воспитания, обучения и развития личности в процессе творческого освоения традиций этноса. Педагогика НХТ в социокультурном аспекте. Основные компоненты педагогики НХТ (теоретические основы, история педагогики НХТ; методика педагогического руководства коллективом НХТ). Связь педагогики НХТ с этнопедагогикой, социальной педагогикой, этнопсихологий, социально-культурной деятельностью.

Тема 22. Понятие «православная педагогика», цели и задачи христианского воспитания. «Православная педагогика» как направление педагогической мысли. Первостепенное значение воспитания человека в православной педагогике. Основы теории православного воспитания. Роль таинств, заповедей в нравственном воспитании личности.

Тема 23. Крещение Руси как главный фактор распространения церковного искусства в России. Роль церковной музыки, иконописи, фресок, архитектуры православных храмов в православном воспитании. Церковно-певческое искусство русской православной церкви как одна из главных сфер православного воспитания и художественно-творческой деятельности народа. Роль и место церковной музыки в православном богослужении. Храмовое действо как синтез искусств. Отражение библейских тем и образов в традиционном народном песенном творчестве, в том числе в календарных народных песнях. Иконопись, фрески, архитектура и орнаментальная роспись православных храмов, их роль в православное воспитании и храмовом синтезе искусств. Иконы православных святых, и песнопения, воспевающие их духовные подвиги; их педагогический потенциал.

 

Тема 24. Светское художественное образование как фактор развития любительских художественных коллективов в России (ХVIII - начало XX в.). Роль реформ Петра I в развитии в России любительских форм освоения классического искусства (домашних музыкальных салонов, домашних театров и оркестров). Особенности домашнего художественного воспитания и образования русского дворянства. Приобщение к классическому искусству и светским формам художественного творчества учащихся кадетских училищ, пансионов и институтов благородных девиц. Возникновение высшего художественного образования (Академии художеств, Петербургской и Московской консерваторий и др.).

 

Тема 25. Русская усадьба как очаг классической художественной культуры в русской провинции. Организационная и художественно-просветительская деятельность русской интеллигенции, меценатов. Освоение русскими крепостными актерами, музыкантами, танцовщиками, художниками канонов западноевропейского классического искусства. Организационная и художественно-просветительная деятельность В. Б. Андреева, М.Е.Пятницкого, С. И. Мамонотва, К. Б. Тенишевой и др. по организации любительских оркестров народных инструментов, крестьянских хоров, мастерских народного декоративно-прикладного искусства и других форм сохранения и развития традиции русского народного творчества (на материалах усадеб Аксаково, Кусково, Новоспасское, Тригорское и др.).

Тема 26. Особенности художественной самодеятельности в СССР 1920-1930-х годов. Основная цель и задачи художественной самодеятельности первых послереволюционных лет. Революционная идейно-воспитательная направленность кружков и студий Пролеткульта, агитколлективов «Синяя блуза», «Красная рубаха» и др., ТРАМов, массовых театрализованных представлений («Взятие Зимнего» и др.), митингов-концертов, олимпиад самодеятельного искусства в первые годы советской власти (1917-1930-е годы). Появление первых публикаций по методике руководства самодеятельными коллективами. Становление домов народного творчества.

Тема 27. Особенности художественной самодеятельности в годы Великой отечественной войны (1941-1945 гг.) и первых послевоенных лет. Развитие самодеятельною художественного творчества в воинских частях, в партизанских отрядах, в тылу. Концерты, смотры, конкурсы художественной самодеятельности военного времени. Патриотическая направленность репертуара. Роль художественной самодеятельности в укреплении боевого духа советских воинов на фронтах и в военных госпиталях.

Художественная самодеятельность в первые послевоенные годы: темы борьбы за мир и дружбы народов в ее репертуаре.

 

Тема 28. Художественная самодеятельность в СССР в 1950-е – 80-е годы. Выступления художественной самодеятельности на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, зарубежные гастроли самодеятельных коллективов как фактор укрепления международного культурного сотрудничества и межнационального общения. Стремительный рост массовости и художественного уровня самодеятельных коллективов. Развитие новых форм досуговой, художественно-творческой деятельности (клубов авторской песни, дискоклубов, молодежных театральных студий и т.д.). Всесоюзные фестивали, смотры и конкурсы художественной самодеятельности. Развитие научных исследований в области педагогики народного художественного творчества; комплексное исследование Московского государственного института культуры «Художественная самодеятельность как средство коммунистического воспитания трудящихся» (рук. Ю.Е. Соколовский), исследования отдела народного творчества НИИ культуры Министерства культуры РФ (рук. Н.Г. Михайлова), диссертации по проблемам педагогического руководства художественной самодеятельностью (Т. И. Баклановой, А. С. Каргина, Е. И. Смирновой и др.). Дискуссии по проблемам педагогического руководства художественной самодеятельностью в периодической печати (в журналах «Культурно-просветительная работа», «Клуб» и др.).

 

Тема 29. Тенденции развития народного художественного творчества в России на рубеже ХХ-ХХI веков. Необходимость корректировки сложившихся в предыдущий период теоретических и методических основ педагогики народного художественного творчества в России после распада СССР. Особенности репертуара коллективов НХТ, существенное повышение в них роли и места народного искусства, появление в репертуаре произведений церковного искусства. Авангардные направления изобразительного искусства, рок-музыка, поп-музыка в творчестве участников любительских коллективов. Развитие детских любительских коллективов (в центрах детского и юношеского творчества, в школьных кружках и студиях, в детско-юношеских эстетических центрах, школах народных ремесел и т.д.). Роль Всероссийских конкурсов педагогов дополнительного образования, организованных Министерством образования РФ в 1990-е годы,

Тема 30. Деятельность Государственного Дома народного творчества, Государственного республиканского Центра русского фольклора и других организаций по развитию любительских коллективов народного художественного творчества. Роль Государственного Дома народного творчества, Государственного центра фольклора, других организаций в развитии коллективов народного художественного творчества и совершенствовании педагогического руководства ими. Дальнейшее развитие исследований по проблемам педагогики народного художественного творчества. Обращение исследователей к проблемам социальной адаптации, социальной реабилитации, психолого-педагогической коррекции, этнокультурного воспитания участников художественной самодеятельности в новых социально-культурных условиях. Актуальные проблемы педагогического руководства художественной самодеятельностью в начале XXI века.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.