Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественной культуры






Раздел 1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ

Тема 1. Актуальные задачи сохранения и развития традиций народной художественной культуры в современных условиях. Федеральные и региональные программы сохранения и развития отечественного национально-культурного и культурно – исторического наследия. Международные проекты и программы сохранения и изучения самобытных культур народов мира. Законодательные акты, направленные на сохранение и развитие народной художественной культуры, и поддержку народных мастеров.

ОТВЕТ:

 

Тема 2. Основные понятия теории народной художественной культуры. Дискуссии о ключевых понятиях теории народной художественной культуры:

1. Народное художественное творчество. Разнообразие трактовок данного понятия. Традиции и новации в народном художественном творчестве. Многообразие направлений стилей, видов и жанров современного народного художественного творчества.

2. Фольклор как древнейший пласт народной художественной культуры. Фольклор и фольклоризм. Функции фольклора. Фольклор в контексте современной культуры.

3. Любительское (самодеятельное) художественное творчество как общедоступная форма участия населения в художественных процессах. Основные этапы становления и развития любительского творчества в России

 

Тема 3. «Рекомендации о сохранении фольклора» (1989 г.) и др. нормативные акты ЮНЕСКО, определяющие роль государств мирового сообщества о сохранении и развитии самобытных традиций НХК. Рекомендации ЮНЕСКО (1989 г.), в части создания государствами – членами правовой базы сохранения фольклора и распространения в обществе воплощенных в нем духовно-нравственных ценностей и идеалов. Определение, выявление, хранение, распространение, охрана фольклора. Обеспечение сохранности фольклора. Международное сотрудничество.

Тема 4. Концепция художественного образования (2002г.) Цель и задачи художественного образования. Система художественного образования в Российской Федерации. Содержание и основные методические принципы художественного образования. Основные условия реализации концепции художественного образования.

 

Тема 5. Концепция этнокультурного образования (2005г.) Роль и значение этнокультурного образования на современном этапе в культурно-образовательных учреждениях. Этническая культура как основа развития этнокультурного образования. Содержание этнической культуры и этнохудожественного образования. Цель и задачи этнокультурного образования. Содержание и основные принципы этнокультурного образования. Основные условия реализации этнокультурного образования.

Тема 6. Концепция развития образования в области культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 гг. (Одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г., № 1244-р). Характеристика ситуации в области образования, сфере культуры и искусства. Особенности многоуровневого образования в сфере культуры и искусства. Проблемы художественного образования и их решения. Основные этапы и предполагаемые результаты реализации концепции.

Тема 7. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992 г., ред. от 30.09.2013 г., с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2014 г.). Раздел III. Права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры. Задачами законодательства РФ о культуре являются:

- обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;

- создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей РФ;

- определение принципов государственной культурной политики, правовых норм, государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

 

Тема 8. Мифологические истоки народной художественной культуры. Миф – этодревнее сказание, предание, в котором воплотились фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии.Основные виды мифов. Мифы и верования древних славян (Род, Рожаницы, Сварог, Ярило, Перун и др.). История научного изучения мифологии славян. Наиболее яркие представители русской мифологической школы (А.Н. Афанасьев, А.А. Потебня, Ф.И. Буслаев, О.Ф. Миллер, А.Н. Веселовский и др.).

 

Тема 9. Народное зодчество. Понятие «народное зодчество» в русской художественной культуре. Природосообразность народного зодчества. Типы крестьянских жилищ, типы внутренней планировки избы. Основные конструктивные элементы построек. Хоромы. Исторические источники о хоромном зодчестве. Культовые постройки и их классификация. Художественно-образная система храма.

Тема 10. Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах. Анализ исходных понятий «праздник», «обряд», «ритуал», «обычай». Календарные праздники и обряды на Руси. Связь календарных праздников с зимним и летним солнцеворотами, весенним и осенним равноденствиями, с циклами сельскохозяйственных работ, с языческими и христианскими основами народной веры. Зимние святки. Художественные элементы зимних святок: музыкальные, танцевальные, театрально-игровые элементы праздников (колядки, гадания, изготовление «вифлеемских звезд», хороводы и др.). Масленица. Пасха. Троица.

 

Тема 11. Семейно – бытовые формы традиционной народной художественной культуры. Художественные элементы семейно-бытовых праздников и ритуалов. Обрядовый фольклор на родинах и крестинах, таинство крещения. Древний обычай «играть свадьбу». Эпизоды свадебного обряда. Погребальная обрядность на Руси (языческая и христианская). Современные попытки реконструирования традиционных семейно-бытовых праздников и обрядов, их противоречивый характер.История изучения домашней жизни и нравов великорусского народа.

 

Тема 12. Устное народное творчество Понятие «устное народное творчество».Основные виды и жанры устного народного творчества. Потешки, пестушки, прибаутки, считалки, дразнилки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, сказки, былины как традиционные средства воспитания и позитивного психофизиологического воздействия на детей. Былины, их происхождение. Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Садко и другие. Отражение образов былинных богатырей в русском классическом искусстве (на картинах В. Васнецова, в «Богатырской симфонии» А.П. Бородина и др.) Опера – былина Н.А. Римского-Корсакова «Садко».

Тема 13. Народное декоративно-прикладное творчество. Становление и развитие народных художественных промыслов и ремесел в России. Общая характеристика наиболее известных художественных промыслов России. Особенности хохломской росписи по дереву, гжельской росписи по керамике, вологодских кружев, павлово-посадских шалей, жостовских подносов, богородской и семеновской деревянных игрушек, дымковской, каргапольской и филимоновской глиняных игрушек, лаковых миниатюр Мстеры, Палеха и Федоскино. Иконописное творчество народных мастеров. Пейзаж, натюрморт, портрет в любительском изобразительном творчестве.

Тема 14. Народное музыкальное творчество. Понятие и видо-жанровая структура. Народная песня – синтез двух искусств: музыки и поэзии. Календарные народные песни. Песни семейно – бытовых обрядов (родильных, свадебных, похоронных и др.). Крестьянский хор под руководством М.Е. Пятницкого: история создания, репертуар, значение для развития народно-певческой культуры. Русская народная инструментальная музыка: духовые, ударные, струнные инструменты. Колокольные звоны на Руси, их роль и место в традиционной жизни. Знаменитые российские колокола и колокольни.

 

Тема 15. Духовные стихи – лирические произведения религиозного характера, отражение в них особенностей народной веры, библейских образов, тем и сюжетов. Старинные традиции исполнения духовных стихов на Руси каликами перехожими.

Тема 16. Русский народный костюм. Классификация русского народного костюма и его основные комплексы. Женские рубахи. Поневный комплекс. Сарафанный комплекс. Мужской русский народный костюм. Прически, головные уборы и грим русских крестьянок. Сценический русский костюм исполнителей фольклора.

 

Тема 17. Народное танцевальное творчество. Древние истоки народных танцев. Русские народные танцы: происхождение, художественно – эстетические особенности, традиционные образы и формы бытования. Хороводы, их основные виды (орнаментальные, игровые). Пляски (одиночные, парные, перепляс, русская кадриль). Музыкальное сопровождение народных танцев (плясовые наигрыши на народных инструментах)

 

Тема 18. Русский месяцеслов (традиционный земледельческий календарь). Русский земледельческий календарь как своеобразная энциклопедия народных знаний и представлений об окружающем мире, как справочник народной этики и эстетики, собрание духовных ценностей, примет, как отражение практического опыта крестьянина, всевозможных метеорологических, астрономических и агрономических знаний.

 

Тема 19. Фольклорный театр. Понятие «фольклорный театр». Обрядовые, ритуальные и мифологические истоки фольклорного театра. Фольклорный театр и смеховая народная культура. Театр Петрушки: история возникновения, бытования и развития в России. Раек как разновидность фольклорного театра. Вертепные представления. Прибаутки балаганных и карусельных зазывал «дедов». Медвежьи потехи. Разновидности народных драм. История крепостных театров в России. Самодеятельные театральные коллективы и студии в период после 1917 г. Современное состояние и тенденции развития любительских театров и студий.

Тема 20. Народная игрушка. Народная игрушка как один из древнейших видов народного декоративно-прикладного творчества. Происхождение и эволюция русской народной игрушки. Промысловая игрушка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.