Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционные и уставные суды субъектов РФ.






Согласно ч. 1 ст. 27 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ являются частью судебной системы России.

Как и Конституционный суд РФ, они не возглавляют какую-либо подсистему судов и решают вопросы только правового характера. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не подчинены Конституционному суду РФ ни организационно, ни в процессуальном, ни в каком-либо другом отношении. Однако это не означает полную изолированность их деятельности. Возможны и проводятся с участием судей Конституционного суда РФ и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ совместные мероприятия методологического, научного характера.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ формируются в соответствии с законодательством субъектов РФ, и финансирование данных судов проводится за счет бюджетов субъектов. Так, в соответствии с п. 2 ст. 8 закона г. Москвы «Об Уставном суде города Москвы» финансирование Уставного суда производится за счет средств бюджета города и расходы на финансирование Уставного суда ежегодно предусматриваются в бюджете города отдельной строкой.

Законодательством субъектов Российской Федерации регулируется также состав и компетенция этих органов. Причем наименование органов судебного конституционного контроля субъектов России может быть различным (например, в Республике Татарстан до 1998 г. действовал Комитет конституционного надзора; в других субъектах данные органы именовали палатой конституционного контроля и т. п.), однако в настоящее время отмечается тенденция унификации наименований судебных органов конституционного контроля субъектов России.

Законодательством субъектов Российской Федерации устанавливается порядок и условия замещения должности судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации. Законом г. Москвы должность судьи Уставного суда отнесена к государственной должности г. Москвы категории «А» и ее замещение происходит на конкурсной основе по представлению мэра города и решению большинства голосов депутатов Московской городской думы. К кандидатам в судьи предъявляются требования относительно возраста, повышенные требования к репутации (кандидат должен обладать безупречной репутацией). Обязательным является требование об обладании кандидатом глубокими знаниями в области права (как правило, претенденты на должность судьи обладают ученой степенью, нередко и ученым званием) и наличии опыта работы по юридической специальности (как правило, определяют минимальный период работы по юридической специальности). Так, судьей Уставного суда г. Москвы может быть гражданин Российской Федерации, в возрасте не менее 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

Разнообразна практика определения срока полномочий избранных судей. В одних случаях устанавливается или максимальный период пребывания в должности (от 4 до 15 лет), в других устанавливается только предельный возраст избранного судьи конституционного (уставного) суда. Например, судья конституционного суда Республики Дагестан осуществляет свои полномочия до достижения возраста 70 лет. Срок полномочий судьи Уставного суда г. Москвы — 4 года и порядок прекращения полномочий данного судьи такой же, что и у судьи Конституционного суда Российской Федерации.

Предусматриваются ограничения для судей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации в плане совмещения должностей депутатов, иных должностей в органах государственной власти субъектов Российской Федерации; запрещается заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме той, которая предусмотрена федеральным законодательством применительно к судьям Конституционного суда Российской Федерации. Ограничивается принадлежность судей к политическим партиям и движениям, возможность заниматься политической деятельностью и т. п. Так, судья Уставного суда г. Москвы в соответствии с нормами ст. 12 закона: не может быть депутатом представительных органов государственной власти или местного самоуправления, занимать иные государственные или муниципальные должности, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой; не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства; не может принадлежать к политическим партиям и движениям, участвовать в проведении предвыборной агитации, входить в состав выборных органов или занимать выборные должности в общественных объединениях; не вправе публично высказываться о вопросе, который изучается или принят к рассмотрению Уставным судом, до принятия решения по данному вопросу.

Количественный состав конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации определяется индивидуально законодательством субъекта. Например, в состав Конституционного суда Республики Татарстан входят шесть судей; Республики Саха (Якутия) — семь; в Уставный суд г. Москвы — 5 судей.

Процедура рассмотрения конституционными (уставными) судами субъектов РФ устанавливается законодательством субъектов и решения указанных судов пересмотру не подлежат (см.: п. 4, ст. 27 закона о судебной системе РФ).

Общие вопросы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов РФ определены нормами ст. 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Так, им подведомственны вопросы определения соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также вопросы толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Приведенные нормы являются определяющими в распределении полномочий названых судов с Конституционным судом РФ, а также для установления законодательством субъектов (конституциями, уставами, специальными законами) Российской Федерации полномочий конституционных (уставных) судов субъектов России.

Конституционным (уставным) судам подведомственны споры о разграничении компетенции между органами государственной власти субъекта Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления. В то же время, данное право исключено из полномочий Уставного суда Курганской области.

Суды рассматривают вопросы соответствия конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации нормативных актов высших должностных лиц субъектов (президента, губернатора).

Кроме того, в компетенцию рассматриваемых судов входит вынесение решений по жалобам граждан на нарушение их прав и свобод, предусмотренных основным законом субъекта (хотя данное полномочие и отсутствует в законе о судебной системе РФ).

Они рассматривают дела по запросам судов по поводу конституционности закона субъекта РФ, примененного или подлежащего применению.

Однако в некоторых субъектах допускается рассмотрение на предмет конституционности не только законов, но и других нормативных актов (например, нормативных правовых актов Государственного собрания и органов местного самоуправления — Республика Башкортостан; нормативных постановлений Государственного совета, кабинета министров, указов Президента — Республика Татарстан), а в некоторых субъектах — и ненормативных актов.

Например, Уставный суд г. Москвы разрешает дела о соответствии уставу города законов г. Москвы; нормативных правовых актов Московской городской думы, мэра Москвы, Правительства Москвы, иных органов и должностных лиц исполнительной власти г. Москвы; уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц, отдельных положений нормативных актов, указанных выше; дает толкование устава города и осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ, законом о судебной системе РФ, уставом города и законом об Уставном суде г. Москвы.

Конституционные (уставные) суды в соответствии с законодательством об их деятельности вправе участвовать (форма участия определяется субъектом РФ) в процедуре отрешения от должности высших должностных лиц (президента, губернатора), В то же время законом об Уставном суде Иркутской области исключено право Уставного суда давать заключение о соблюдении порядка выдвижения обвинения против губернатора области в совершении тяжкого преступления.

Некоторым судам предоставляется право законодательной инициативы по вопросам своего ведения.

По-разному решается вопрос о праве обращения в конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Например, в Республиках Башкортостан и Бурятия таким правом обладает каждый депутат законодательного (представительного) органа власти, а Санкт-Петербурге — только группа депутатов в количестве не менее пяти человек.

В соответствии со ст. 33 закона г. Москвы об Уставном суде правом на обращение в суд обладают мэр Москвы, Московская городская дума, Правительство Москвы, Московский городской суд, Арбитражный суд г. Москвы, Московская городская избирательная комиссия, уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, районные суды города, мировые судьи города, прокурор г. Москвы, главы муниципальных образований г. Москвы, представительные органы местного самоуправления муниципальных образований г. Москвы.

Законами о конституционных (уставных) судах предусмотрены требования к обращениям. В них должно быть указано: наименование суда, в который направляется обращение; данные о представителе заявителя и его полномочия (кроме случаев представительства по должности); наименование и адрес органа или должностного лица, издавшего нормативный правовой акт, подлежащий проверке; нормы конституции (устава) и законов о конституционных (уставных) судах, дающих право на обращение; точное наименование, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте; конкретные основания к рассмотрению обращения; позиция заявителя и ее правовое обоснование со ссылкой на нормы законов; требование, обращенное к суду; перечень прилагаемых документов.

Статус судей конституционного суда (уставного суда) субъекта Российской Федерации регулируется федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. В отношении судей конституционного (уставного) суда субъектов Российской Федерации действует принцип единства статуса всех судей Российской Федерации. В связи с этим недопустимо умаление статуса судьи конституционных (уставных) судов субъектов, закрепленного в федеральном законодательстве, а также ревизия федерального законодательства. Субъекты вправе принимать законы, содержащие дополнительные гарантии статуса судей конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации.

Процедура рассмотрения обращений в конституционных (уставных) судах в большинстве своем совпадает с процедурой рассмотрения дел в Конституционном суде РФ.

 

26. Краевой, областной, городской суд, Верховный суд республики, суд автономной области и автономного округа: место в системе общей юрисдикции, полномочия.

В каждом субъекте Российской Федерации образуется и действует соответственно краевой, областной суд, суд автономной области, суд автономного округа и Верховный суд республики. В городах федерального подчинения - Москве и Санкт-Петербурге - образованы суды на правах областного суда. Все вышеперечисленные суды составляют второе (среднее) звено судебной системы судов общей юрисдикции, имеют одинаковые полномочия и структуру.

Краевые, областные и иные равные им суды рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские и уголовные дела; в качестве судов второй инстанции проверяют приговоры и решения районных, городских судов, не вступившие в законную силу; в качестве надзорной инстанции проверяют приговоры и решения районных, городских судов, вступившие в законную силу. Таким образом, суды среднего звена действуют в качестве суда любой из трех инстанций.

Краевые, областные и равные им суды в качестве судов первой инстанции обязаны рассматривать гражданские дела, связанные с государственной тайной. Кроме того, эти суды вправе изъять любое гражданское дело из районного (городского) суда, находящегося на территории их юрисдикции, и принять его к своему производству при наличии согласия или просьбы сторон. Как правило, это дела, имеющие большую сложность или общественное значение. В качестве суда первой инстанции по уголовным делам краевые, областные и другие равные им суды рассматривает уголовные дела, отнесенные УПК к их подсудности. Это дела об убийствах при отягчающих обстоятельствах, бандитизме, терроризме и некоторых других особо тяжких преступлениях.

Краевые, областные и другие равные им суды имеют следующие структурные подразделения: судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, президиум.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам рассматривают в качестве суда первой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела. В качестве суда кассационной инстанции судебные коллегии проверяют решения и приговоры районных, городских судов, не вступившие в законную силу.

Президиум областного и другого равного ему суда является надзорной инстанцией, проверяя решения и приговоры районных, городских судов, вступившие в законную силу, а также решения судебных коллегий, действовавших в качестве суда кассационной инстанции. Кроме того, на президиум возлагается и организация работы областного и другого равного ему суда.

Областной и другой равный ему суд состоит из судей, народных и присяжных заседателей. Их количество зависит от объема работы, которая в свою очередь определяется численностью населения, размерами территории и другими факторами. В соответствии с Законом “О судебной системе РФ” эти суды действуют в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий и судей.

Все судьи областных и равных им судов назначаются на должность указами Президента РФ без ограничения срока полномочий. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

В качестве суда первой инстанции образуются судебные составы, куда входят один профессиональный судья и два народных заседателя или три профессиональных судьи. Если уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей, то должно быть двенадцать комплектных и два запасных присяжных заседателя. Процессом руководит один профессиональный судья. В качестве суда кассационной инстанции областной и другой равный ему суд действует в составе трех профессиональных судей. Президиум, действуя в качестве надзорной инстанции, рассматривает дела в составе не менее трех его членов.

Организация работы в областном и другом равном ему суде возложена на президиум и председателя суда.

Президиум областного суда утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам, рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики, заслушивает отчеты председателей коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы деятельности аппарата суда, оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства.

Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц, они правомочны при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума.

Председатель областного и другого равного ему суда осуществляет основную работу по руководству структурных подразделений суда, а также аппарата суда.

Председатель является и судьей, поэтому он может председательствовать по любому делу, находящемуся в производстве судебных коллегий, действующих по первой инстанции и в кассационном порядке. Законом председателю предоставлено право вносить протесты в порядке надзора в президиум областного суда.

Организационные полномочия председателя областного суда следующие: он руководит организацией работы судебных коллегий, распределяя судей по коллегиям; руководит работой аппарата суда; созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях; представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней Пленуму Верховного Суда РФ; распределяет обязанности между заместителями председателя; организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата; организует работупообобщению судебной практики и анализу судебной статистики; вносит представления в организации и учреждения об устранении нарушений закона; ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб. В организационные обязанности председателя входит и утверждение планов работы суда, подготовка отчетов о проделанной работе, ведение кадрами аппарата суда.

В отсутствие председателя его обязанности выполняет один из заместителей. Работу в судебных коллегиях по гражданским и уголовным делам осуществляют председатели этих коллегий. Они образуют составы суда для рассмотрения дел, распределяют дела между судьями. Судьи, осуществляющие кассационное рассмотрение дел, как правило, закрепляются за определенными районными судами. Это позволяет глубже вникать в деятельность нижестоящего суда, выявлять общие ошибки и нарушения закона, способствоватьихбыстрейшему устранению.

Аппарат краевого, областного и другого равного им суда обеспечивает деятельность этого суда и подчиняется председателю. В него входят секретари, делопроизводители, секретари судебных заседаний, секретари составов, секретарь президиума, консультанты, архивариус, инспектора.

Структурно в областном и другом равном ему суде действуют канцелярия по гражданским делам, канцелярия по уголовным делам, архив, экспедиция, секретариат. В областном суде имеется группа консультантов, которые занимаются изучением дел и жалоб, поступающих в суд для проверки в порядке надзора. Жалобы и дела они докладывают председателю, который на основе доклада либо вносит протест в порядке надзора, либо отказывает в его принесении.

Секретари судебных заседаний ведут протоколы судебного заседания в суде первой инстанции; несут ответственность за правильное и полное изложение всех действий и решений суда, действий участников процесса; проводят работу по подготовке дела к слушанию: рассылают повестки, обеспечивают вручение копии обвинительного заключения подсудимому и т. п.; обеспечивают подготовку к рассмотрению уголовных и гражданских дел, поступивших в областной и равный ему суд в кассационном порядке; обеспечивают подготовку гражданских и уголовных дел к рассмотрению в порядке надзора на заседании президиума; уведомляют о дне рассмотрения; ведут протокол заседания.

Инспектора выполняют справочную работу по жалобам и делам, заполняют карточки. Все секретари и инспектора подчинены заведующему секретариатом, который руководит их работой и контролирует ее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.