Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффект замещения и эффект дохода для различных видов благ при изменении цены.






Рассмотрим, как реагирует равновесие потребителя на изме­нение цены хотя бы одного товара. С одной стороны, если цена снизится, то данный товар станет относительно дешевле всех остальных товаров, которые выбирает для себя потребитель. Можно предположить, что в таком случае он станет в большем количестве приобретать относительно подешевевший товар, замещая им те, цены на которые остались на прежнем уровне. Данное явление в экономической науке получило название эффекта замещения. Эф фект замеще ния (замены) — изменение в объеме и структуре потребления, вызванное исключительно изменением относительных цен при постоянном реальном доходе.

С другой стороны, любое удешевление хотя бы одного товара можно представить как увеличение реального дохода потреби­теля, потому что после покупки прежнего количества относи­тельно дешевого товара у потребителя еще останется некоторая сумма денег, на которую можно приобрести большее количе­ство других товаров. Так проявляется эффект дохода — изме­нение в потреблении, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительных цен.

Таким образом, потребительское равновесие нарушается при изменении относительной цены на какой-либо товар, акти­визирующем совокупное действие двух указанных эффектов. Следовательно, общий эффект изменения объема спроса на то­вар под влиянием изменения цены целесообразно разделить на две составляющие: эффект замены и эффект дохода. Рассмотрим модель разложения общего эффекта изменения цены (рис. 2.19).

В основе анализа лежит трактовка измерения реального дохода, данная Дж. Хиксом: реальный доход измеряется полезностью благ, приобретаемых потребителем за свой денежный доход, и если за имеющийся денежный доход потребитель приобретает набор благ, полезность которого равна полезности прежнего набора, то реальный доход остается неизменным. Предположим, что потребитель покупает два товара — X и Z, а равновесие потребителя соответствует точке Е1. Когда цена товара Z снижается (бюджетная линия смещается из положе­ния I1 в положение I2), потребитель увеличивает объем поку­пок товара Z с QZ1 до QZ2, и равновесие устанавливается в точ­ке Е2. Общий эффект изменения цены ∆ D следует разделить на эффект замещения ∆ S и эффект дохода ∆ I.

Для того чтобы определить величину эффекта замещения, выясним, как отреагирует объем спроса потребителя на товар Z при изменении относительной цены этого товара, но неизмен­ности реального дохода потребителя. Параллельно линии I2 проведем вспомогательную бюджетную линию I3, которая отра­жает изменившийся уровень цен. Однако она касается прежней кривой безразличия U1, следовательно, в точке касания E3 по­требитель будет иметь ту же величину общей полезности, что и в первоначальной точке Е1. Значит, в точке E3 реальный доход потребителя такой же, как и в точке Е1. Бюджетное ограниче­ние I3 отражает минимальный уровень номинального дохода, который необходим, чтобы при изменившихся ценах можно было получать прежний объем полезности. Так как бюджетное ограничение I3 учитывает изменение цены товара и исключает эффект дохода, можно сделать вывод, что оно характеризует влияние на величину спроса только эффекта замещения. Действие эффекта замещения изменяет величину спроса на ∆ S.

Эффект дохода можно определить как разность между общим эффектом изменения цены и эффектом замещения. На графике эффект дохода обозначен ∆ I. Данное изменение величины спро­са связано с переходом от одной бюджетной линии к другой, т.е. с увеличением покупательной способности потребителя.

Т. о, разграничение эффектов дохода и замеще­ния позволяет определить изменение спроса в результате изме­нения цены товара и понять действие принципов рыночного це­нообразования. Уточним: речь идет о нормальных товарах. Це­нообразование, касающееся товаров низшей категории, имеет свои особенности.

Рассмотрим ситуацию. Снижение цены товара Z вызвало рост объема спроса на него, ибо потребитель счел выгодным за­менить им относительно подорожавшие товары (эффект заме­ны). В то же время снижение цены товара Z означает повыше­ние реального дохода потребителя, позволяющее ему переклю­читься на потребление других товаров. Следовательно, спрос на товар Z снизится. Как видим, эффекты замены и дохода оказы­ваются разнонаправленными.

Если эффект замещения превышает противоположный ему по направленности эффект дохода, то общий эффект снижения цены выражается (как и в случае с нормальными товарами) в увеличении объема спроса. Здесь закон спроса сохраняет свою силу. Если же эффект дохода превышает эффект замены по сво­ему воздействию на спрос, то при снижении цены на товар Z объем спроса на него станет сокращаться, а при повышении це­ны — увеличиваться. Это относится к товарам Гиффена.

Итак, равновесие потребителя изменяется под воздействием изменения цен на потребляемые товары. Общий эффект цены можно разложить на эффект замещения и эффект дохода. При­менительно к нормальным товарам эффекты замещения и дохо­да действуют в одном направлении, а к товарам низшей катего­рии — разнонаправленно, так что совокупный эффект измене­ния цены зависит от того, какой из эффектов окажется преобла­дающим.

Рыночный спрос — это спрос со стороны всех потребителей на рынке данного товара, выражающий объем блага, который готовы и способны купить все потребители при каждом данном уровне цены.

Поскольку потребители на рынке обладают суверенитетом, рыночный спрос на данное благо представляет собой суммар­ный объем спроса отдельных потребителей, и кривую рыночно­го спроса следует строить, суммируя по горизонтали кривые индивидуального спроса (рис 2.20).

На рис. 2.20а изображены кривые индивидуального спроса на товар со стороны трех покупателей — D1, D2 и D3. Они пока­зывают объем спроса каждого отдельного покупателя на ка­кой-то товар в единицу времени при каждом данном уровне це­ны этого товара. Так, при цене товара Р3 ни один из потребите­лей не будет его покупать; при цене Р2 второй покупатель купит 5 ед. товара (точка С), третий — 10 ед. (точка Е), объем спроса первого покупателя равен нулю (точка В); при цене P1 объем по­купок первого покупателя составит 5 ед. (точка F), второго — 10 ед. (точка G), третьего — 20 ед. (точка Н).

Для того чтобы определить величину рыночного спроса при каждом данном уровне цены, суммируем объемы покупок всех потребителей соответственно ценам товаров (см. рис. 2.206). При цене Р3 товар не покупается, и рыночный спрос равен нулю (точка А); для цены Р2 общий объем покупок составляет 15 ед. (0 + 5 + 10), на графике это точка К, отражающая объем рыноч­ного спроса (сумма отрезков ВС и BE); при цене P1 суммарный объем спроса равен 35 ед. (5 + 10 + 20), и его символизирует точка L (сумма значений отрезков P1F, P1G и Р1Н). Проделав то же самое для разных уровней цены, мы полу­чим множество точек, которые будут отражать рыночную зави­симость между уровнем цены товара и величиной спроса на не­го. Соединив эти точки, получим кривую рыночного спроса.

Нисходящий наклон характерн и для кривой рыночного спроса, которая отражает обратную зависимость между ценой товара и величиной рыноч­ного спроса на него. В ходе формирования рыночного спроса возникают социальные эффекты, усложняющие этот процесс из-за образования обратных связей между индивидуальным и рыночным спросом. Наиболее известны два таких эффекта.

Эф-т подражания (моды) выражается в том, что инди­вид увеличивает свой спрос на благо, если растет число покупа­телей последнего. Эффект «сноба» — противоположное явле­ние, объем спроса покупателя-сноба тем меньше, чем больше данного блага покупают другие. Взаимно противоположная направленность эффектов моды и снобизма отчасти нейтрализует их действие на объем рыноч­ного спроса, поэтому при анализе ценообразования на отдель­ных рынках ими можно пренебречь. На рыночный спрос влияют те же факторы, которые опреде­ляют индивидуальный спрос: цена товара, доход покупателя, его вкусы и т.д. Кроме того, при заданных предпочтениях инди­видов и их бюджетах рыночный спрос изменяется однонаправленно с изменением числа покупателей.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.