Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смакование






Бешеный темп современной жизни [129, 130] и постоянные заботы о будущем могут сослужить нам дурную службу, обедняя настоящее. Почти каждое изобретение нынешней эпохи — от телефона до Интернета •— рассчитано на то, чтобы мы как можно быстрее могли управиться с как можно большим коли-


148 Часть 1. ПОЗИТИВНЫЕ ЧУВСТВА

чеством дел. Экономия времени требует составления планов на будущее. Даже вступая в разговор, мы уже не слушаем собесед ника, а заранее обдумываем остроумные реплики. Постоянно пытаясь сэкономить время (интересно зачем?) и планируя буду щее, которое тем быстрее становится прошлым, мы забываем о бесценном настоящем.

Фред Б. Брайант и Джозеф Верофф из университета Лойолы предложили оригинальный метод, названный ими смакованием. Хочется верить, что эта попытка воплотить заботу о будущем в лучших традициях буддизма поможет нам вновь обрести утра ченное умение ценить прелесть сегодняшнего.

Согласно Брайанту и Вероффу, смакование — это осознание своего удовольствия и неторопливая, размеренная забота обо всех этапах его переживания. Вот как Фред Брайант описывает смакование минутной передышки на пути к горному пику:

Я делаю глубокий вдох, вбираю в легкие побольше чистого, холодного воздуха, а потом медленно выдыхаю. Чувствую острый, резкий запах одолень-травы, и пытаясь определить, откуда он струится, замечаю одинокую веточку лаванды меж камней под ногами. Закрыв глаза, слушаю, как шумит ветер, поднимаясь из долины. Я устраиваюсь среди валунов и наслаж даюсь полным покоем под лучами ласкового солнца. Я решил унести с собой маленький камушек на память об этих блажен ных минутах. Глажу пальцами его поверхность, шероховатую, как наждачная бумага. Возникает странное желание понюхать этот камень. Едва уловимый запах прелости пробуждает во мне череду воспоминаний. Я думаю о том, как долго этот камень здесь лежал, — наверное, не одно тысячелетие.

Аналогичным образом Джо Верофф описывает смакование писем своих детей:

Я улучаю спокойную минутку, чтобы прочесть их не торопясь, позволить каждому слову омыть меня теплой волной. Каждое


Глава 7. Счастье в настоящем 149

письмо я читаю медленно. Иногда они так трогательны, что я не в силах сдержать слезы. А иногда попадаются столь глубо кие наблюдения о том, что происходит в душе и окружающем мире, что я только диву даюсь. Порой мне кажется, будто дети здесь, рядом и говорят со мной.

Протестировав множество студентов, создатели метода пред лагают несколько практических советов:

Делитесь чувствами. Найдите кого-то, с кем могли бы
разделить удовольствие. От этого оно наверняка станет
глубже.

Создавайте и сохраняйте воспоминания. Мысленно «фото
графируйте» происходящее, запечатлевая его в памяти,
или возьмите с собой какой-нибудь сувенир, чтобы потом,
глядя на него, рассказать друзьям о пережитом. Фред
Брайант, например, сохранил тот камушек и до сих пор
держит на своем компьютере.

Порадуйтесь за себя. Не стесняйтесь великолепия, пышно
сти своих переживаний. Напомните себе, какое впечатле
ние произвели они на окружающих и как долго вы ждали
этого счастливого момента.

Обострите свою восприимчивость. Сосредоточьтесь на
определенных ощущениях, отметая все остальные. Слушая
музыку, закрывайте глаза. А вот как Верофф пробовал суп:
«У супа был шершавый, странноватый вкус, потому что,
пока я готовил пюре-основу, на дне кастрюли чуть-чуть
пригорело. И, несмотря на все мои старания не тронуть
нижний, пригоревший слой, легкий дымный привкус про
низал все блюдо».

Отдайтесь чувствам. Погрузитесь в них с головой.
Старайтесь не думать, а только чувствовать. Не напоми
найте себе о других делах, не гадайте, что будет дальше,
и не прикидывайте, как улучшить то, чем вы владеете
сейчас.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.