Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение теории внешних эффектов в экономической практике






Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды.

Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды — это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь. Пересечение кривой предельных общественных выгод MSB с кривой предельных общественных издержек MSC позволяет определить эффективный для данного общества уровень вредных выбросов (рис. 11.6). Дело в том, что по мере снижения процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные социальные затраты резко возрастают, поэтому каждый дополнительный процент снижения обходится все дороже и дороже.

рис. 11.6 Определение эффективного уровня выбросов
Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:

1) установление норм или стандартов по вредным выбросам;

2) введение платы за выбросы;

3) продажа временных разрешений на выбросы.

Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) — это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах.

Такие стандарты приняты во многих странах. В США, например, за их выполнением следит Управление по охране окружающей среды. Превышение установленных правительственными органами стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание.

Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные недостатки. Прежде всего они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитываются разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом, так как игнорируются существующие в частном секторе сравнительные преимущества. И наконец, что особенно важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.

Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы — это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в ФРГ. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет.

В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продаёт его в форме лицензий с аукциона. Предположим, оно желает сократить объем вредных выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий не 1500, а 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 кг (рис. 11.7.). Поскольку предложение абсолютно неэластично, равновесие установится в точке Е. В этом случае цена одной лицензии на право сброса 1 кг загрязняющего вещества в день будет равна 100 тыс. руб. Если местное общество партии защитников окружающей среды («зеленых») решит улучшить экологическую ситуацию в области, оно может купить часть лицензий, с тем чтобы изъять их из обращения. Если эта часть составит 100 лицензий, то цена одной лицензии повысится до 120 тыс. руб. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране [ 3, с. 428 – 430].

рис. 11.7 Права на загрязнение окружающей среды: роль движения «зелёных»

4. Формирование эколого – экономического механизма природопользования

 

Основные принципы государственного регулирования окружающей среды на длительную перспективу определяются международными и национальным законодательством, требованиями экологизации экономики и направлены на разработку экономического механизма обеспечения экологически устойчивого развития. Понятие «устойчивое развитие» вошло в научный обиход мирового сообщества в 1987 г. со времени опубликования доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию при ООН «Наше общее будущее». В докладе под устойчивым развитием понимается такая модель устойчивого социально-экономического развития, при которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается без нанесения ущерба будущим поколениям.

В 1992 г. Республика Беларусь совместно со 178 государствами подписала на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) ряд программных документов, определяющих согласованную политику по обеспечению устойчивого развития.

В 2004 г. был ратифицирован Киотский протокол Конвенции об изменении климата. По мнению экологов, мировой общественности нужно приложить все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить потепления климата более чем на 2 градуса.

Это налагает на государство обязанность по ограничению строительства и закрытию многих существующих экологически вредных объектов, которые осуществляют выбросы продуктов отработанного топлива в атмосферу и тем самым способствуют глобальному потеплению.

Для того, чтобы данное соглашение имело прочную экологическую и экономическую основу, были сформулированы три основные задачи (рис. 11.8).

рис. 11.8 Основные задачи Киотского протокола

Выполнение первой задачи Киотского протокола выражается в следующем:

- установление дифференцирования показателей ключевых промышленно развитых стран в диапазоне от 6 до 8 процентов ниже базовых уровней (1990 и 1995 гг.) выбросов парниковых газов;

- страны-участницы должны достигнуть установленных показателей в период с 2008 по 2012 годы, что даёт им большие возможности для постепенного внедрения новых технологий при оптимальных затратах.

Вторая задача Киотского протокола должна выполняться на основе нового рыночного подхода. Компании и страны отныне имеют возможность продавать и покупать друг у друга квоты на выбросы парниковых газов. Квоты на загрязнение становятся товаром, имеющим цену.

Третья задача – привлечение к участию развивающихся стран. К 2015 году Китай станет самым крупным источником атмосферных выбросов парниковых газов, а к 2025 году развивающиеся страны будут в целом выбрасывать больше, чем промышленно развитой мир. Концепция осуществления совместных (развитые и развивающиеся страны) действий предполагает использование механизма «кредитования» выбросов.

Государственное регулирование природопользования в Республике Беларусь не ограничивается участием в международных соглашениях. Республика Беларусь одной из первых среди государств мира осуществила разработку Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) в 1997 году. С 1998 года Национальная стратегия устойчивого развития включена в систему государственных прогнозов социально-экономического развития, согласно которым она разрабатывается один раз в 5 лет на 15-летний период.

В настоящее время принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.

Важнейшими принципами экологической политики определены:

- поддержка целостности экологических систем посредством эффективного управления экологическим потенциалом страны;

– снижение давления на окружающую среду со стороны экономики (в процессе ее роста);

- защита окружающей среды как неотъемлемой части процесса развития;

- социальное и экологическое взаимодействие для повышения качества жизни;

- расширение сотрудничества с другими странами с учетом глобальной экологической взаимозависимости.

Сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является высшим приоритетом НСУР-2020. Его реализация осуществляется путем разработки и проведения активной государственной экологической политики, основанной на интеграции экономического, экологического и социального аспектов развития. В стране создается система кратковременного и долгосрочного планирования, совершенствуется экономический механизм природопользования. Стратегическими целями экологической политики Республики Беларусь являются:

· создание благоприятной окружающей среды;

· улучшение условий проживания и здоровья населения,

· обеспечение экологической безопасности.

Сохраняющиеся экологические проблемы связаны с недостаточным применением новых технологий и оборудования в ряде отраслей экономики:

· ростом парка автомобилей, в том числе с длительным сроком пользования;

· старением действующих мелиоративных систем,

· неполным извлечением полезных компонентов из добываемого минерального сырья;

  • низкой степенью утилизации отходов производства и потребления;
  • усилением антропогенной нагрузки на биологические ресурсы.

Экологическая ситуация в Беларуси осложнена последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС и функционированием экологоопасных, ресурсо-и-энергоемких производств.

Общими направлениями осуществления экологической политики на период до 2020 г. являются:

- развитие механизма экономического природопользования;

- экономическая оценка природных ресурсов и определения ущерба, связанного с их использованием;

- лицензирование видов деятельности;

- развитие мониторинга окружающей среды.

Необходимость решения этих проблем определяет стратегическую цель экологической политики Республики Беларусь на очередное пятилетие - обеспечение качества окружающей среды, сохранение целостности природных экосистем, устойчивое ресурсосбережение, обеспечение экологической безопасности в интересах нынешних и будущих поколений [2, с. 304 – 310].

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем выражается влияние внешних эффектов на рыночный обмен?

2. Каковы причины возникновения внешних эффектов?

3. В чем сущность интернализации внешних эффектов?

4. В чем сущность теоремы Коуза?

5. Каковы примеры практического применения теории вне­шних эффектов?

Литература

1. Бондарь, А. В. Микроэкономика: учеб. пособие / А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, H. Н. Сухарева [и др.]; под ред. А. В. Бондаря, В. А. Воробьева. — 2-е изд. — Минск: БГЭУ, 2009. – 415с.

2. Новикова, И. В. Микроэкономика: учебник / И. В. Новикова [и др.]; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. - Минск: Тетра - Системс, 2010.- 448 с.

3. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: учебник / Р. М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Норма: Инфра – М, 2010. – 576 с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.