Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные личностно-ориентированные технологии и их характеристика
Личностно-ориентированные технологии характеризуются:
- антропоцентричностью;
- гуманистической направленностью;
- психотерапевтической направленностью;
- имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
- гуманно-личностные технологии;
- технологии сотрудничества;
- технологии свободного воспитания;
- эзотерические технологии. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они " исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом (" неосознаваемом", подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной. Так же как и позиция ребенка в образовательном процессе, способ, метод, средство обучения определяют специфические особенности многих существующих технологий. В этой связи существуют технологии:
- догматические;
- репродуктивные;
- объяснительно-иллюстративные;
- программированного обучения;
- проблемного обучения;
- развивающего обучения;
- саморазвивающего обучения;
- диалогические;
- коммуникативные;
- игровые;
- творческие и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проблемы для обсуждения: 1. Источники и основные элементы концепций и систем обучения и воспитания. 2. Сущность личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания. 3. Основное содержание педагогической технологии сотрудничества.
|