Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отрасли педагогики
В результате развития науки, техники и культуры происходит дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс специализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания:
- возрастом, (См. дополнительный иллюстративный материал.)
- профессией,
- психофизиологическими данными и т. д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Основные " ветви" древа педагогической науки следующие:
- общая педагогика;
- дошкольная педагогика;
- педагогика общеобразовательной школы;
- специальная педагогика (дефектология);
- педагогика профессионально-технического и среднего специального образования;
- исправительно-трудовая педагогика;
- военная педагогика;
- педагогика высшей школы;
- история педагогики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Общая педагогика - изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются:
- теория воспитания;
- теория обучения (дидактика);
- теория организации и управления в системе образования. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Дошкольная педагогика - изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Педагогика общеобразовательной школы - исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Специальная педагогика (дефектология) - наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют такие ее направления:
- сурдопедагогика - изучает закономерности обучения и воспитания глухих;
- тифлопедагогика - слепых и слабовидящих детей;
- олигофренопедагогика - умственно отсталых детей;
- логопедагогика, разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования - изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся средних специальных учебных заведений. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Значительное место в системе педагогических знаний занимает история педагогики, раскрывающая историю развития теории и практики обучения и воспитания в разные исторические эпохи, разных стран и народов.(См. дополнительный иллюстративный материал.)
|