Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таксономия целей образования Б.С. Блума






Одну из первых классификаций (таксономий) целей образования предложил американский ученый Б.С. Блум. Ценность этой работы состоит в том, что она позволяет разобраться в сложной проблеме целей.
Б.С. Блум предложил две таксономии целей:

  • одна касается целей, относящихся к когнитивной (познавательной) области,
  • другая - к аффективной области.

В основе его систематизации лежит иерархическая структура: цели, требующие освоения навыков более высокого уровня сложности, включают цели, требующие менее сложной деятельности. Категории навыков распределены от простых к сложным, от конкретных к абстрактным.
Приведем краткое изложение целей образования по Б.С. Блуму.

Когнитивная область.

  • ЗНАНИЕ:
    • конкретного материала,
    • терминологии,
    • фактов,
    • способов и средств обращения с конкретным материалом и т.д.;
  • ПОНИМАНИЕ:
    • объяснение,
    • интерпретация,
    • экстраполяция;
  • ПРИМЕНЕНИЕ;
  • АНАЛИЗ:
    • элементов,
    • взаимосвязей,
    • принципов построения;
  • СИНТЕЗ:
    • единичное обобщение,
    • разработка плана и возможной системы действий,
    • получение системы абстрактных отношений;
  • ОЦЕНКА:
    • суждение на основе:
      • имеющихся данных,
      • внешних критериев.

Аффективная область.

  • СТРЕМЛЕНИЕ (НАПРАВЛЕННОСТЬ ВНИМАНИЯ);
  • ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ:
    • согласие на ответ,
    • желание ответить,
    • удовлетворение от ответа;
  • ОЦЕНИВАНИЕ:
    • принятие какой-то ценности,
    • предпочтение какой-то ценности,
    • обязательность какой-то ценности;
  • ОРГАНИЗАЦИЯ:
    • концептуализация ценности,
    • выработка системы ценностей;
  • ПРЕДПОЧТЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТИ ИЛИ ЦЕННОСТНОГО КОМПЛЕКСА.

Основной недостаток этой классификации целей состоит в том, что она дает классификацию уже имеющихся в образовании целей, а практика современного образования в динамично развивающемся мире требует разработки обоснованной и конструктивной системы целей с учетом прогноза о развитии общества в ближайшем будущем. Кроме того, перед педагогом стоит задача не только формирования определенных познавательных умений, но и развития у обучающегося определенного эмоционально-ценностного отношения к жизни.
Но любая, даже самая совершенная, система целей образования мало поможет на практике, если не будут известны пути достижения каждой конкретной цели. Отсюда следует и другая проблема образовательных целей. Разработанные к настоящему времени концепции обучения часто помогают достичь схожих образовательных целей. В чем тогда должен быть критерий выбора средства достижения цели? Не породит ли таксономия целей новые концепции " ради самих целей"? Не ограничит ли жесткими рамками творческий процесс педагога любая таксономия? Возможна ли гармонизация личностноориентированных и государственноориентированных целей? Эти и другие вопросы остаются сейчас без ответа, так как проблема классификации целей образования является одной из наименее исследованной в педагогике и философии образования.
Не менее сложной задачей является и сам процесс педагогического целеполагания. Он требует междисциплинарного синтеза представлений о ценностях и целях общества, о смысле человеческого существования, о сущности самого человека для достижения системности формулируемых целей, отражение в них целостной материально-духовной картины мира, взаимосвязанных между собой философских, религиозных, научных, культурологических и других элементов мировоззрения данного общества. Очевидно, что можно говорить только о постоянном процессе определения целей образования обществом, так как он не может быть эпизодическим, разовым процессом.

Проблемы для обсуждения:
1. Связь целей образования с развитием общества.
2. Таксономия целей образования Б.С. Блума.
3. Проблемы целеполагания в образовании.

Идея непрерывного образования, его цели, содержание, структура

  • Содержание и принципы непрерывного образования
  • Теоретические основания принципов непрерывного образования
  • Профессиональное самосовершенствование как условие реализации непрерывного образования

Содержание и принципы непрерывного образования

Уникальность социально-культурной, экономической ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач.
Одним из способов решения данной задачи может выступать реализация концепции непрерывного образования, в отличие от прерывного - имеющего свои определенные временные рамки и конечный, достижимый результат. Практика показывает, что прерывные формы обучения не охватывает тот большой круг задач, которые встают перед специалистами, исходя из современных требований.
Получение первоначального профессионального образования может чередоваться с трудом на основе полученных знаний. Затем трудовая деятельность может быть прервана и продолжено обучение на более высоком уровне. Учеба может также продолжаться без отрыва от производства.
Прерывистость образовательного процесса не противоречит идее непрерывного образования. Непрерывное образование призвано обеспечить гармоничное развитие каждой личности, индивидуализировать обучение, воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний. Каждому обучающемуся должны быть созданы условия для получения нужных ему знаний. В центре любого этапа и уровня непрерывного образования и воспитания поставлен человек, личность со своими интересами.
Непрерывное образование предполагает многообразие и гибкость применяемых видов обучения, его гуманизацию, демократизацию и индивидуализацию. Важная особенность непрерывного образования - его устремленность в будущее, на решение проблем развития общества на основе использования полученных профессиональных знаний до получения высшей квалификации; переподготовку и переход к более сложной и престижной профессии.
Для осуществления этой работы надо знать принципы непрерывного образования. Это система базовых идей, которые необходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных учреждений, сопровождающих человека в различные периоды его жизни. К числу таковых относятся:

  • поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности,
  • вертикальная и горизонтальная целостность пожизненного образовательного процесса;
  • интеграция учебной и практической деятельности;
  • учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей человека на различных стадиях его жизненного цикла;
  • содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы;
  • единство профессионального, общего и гуманитарного образования;
  • самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности;
  • интеграция формальной, неформальной и информальной составляющих пожизненного образовательного процесса.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.