Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. А. Розанова. Приведенные требования были высказаны одним из классиков зарубежного менеджмента Ч






Приведенные требования были высказаны одним из классиков зарубежного менеджмента Ч. Барнардом в 30 —40 гг., который пер­вым дал определение организации /18/.

Отправным пунктом управления является постановка органи­зационных целей/Применительно к организации Цель — это конк­ретное состояние или искомые результаты, которые достигаются совместными усилиями работников, объединенных в группы.

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ - это часть комплексной науки управления.

ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ - разработка путей по­вышения эффективности и качества жизнедеятельности организа­ционных систем.

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ - деятельность ру­ководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ - разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и орга­низации в целом.

ИСТОЧНИКИ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ:

а) практика управления;

б) развитие психологической науки;

в) развитие социологии организаций.

В психологии управления часто употребляется понятие " чело­веческий фактор" (huma№ factor). Понятие " человеческий фактор" стало употребляться еще во время второй мировой войны. Оно заимствовано из английского языка. Человеческий фактор — это все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, спо­собностей и т.п.

Важность его определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами.

Чем сложнее управление, тем больше растут требования к ин­теллектуальным функциям человека и другим психическим процес­сам, начиная от восприятия и внимания и заканчивая ответственно­стью за человеческие жизни.

Человеческий фактор важен и там, где в практику внедряются методы с учетом психологических и психофизиологических свойств


Часть1. Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная дисциплина

человека, В этом случае возможно уменьшение брака в процессе создания того или иного вида продукции /5/.

Недоучет человеческого фактора обычно приводит к тому, что на производстве увеличивается число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются сбои в работе, след­ствием чего являются потери в производительности труда.

Разумное использование человеческого фактора, т.е. учет лично­стных, социально-психологических, психофизиологических, мотива-ционных особенностей людей может способствовать получению зна­чительного экономического эффекта даже без экономических затрат. Примером тому может быть создание малых групп с учетом груп­повой сплоченности, группового единства и других важнейших со­циально-психологических феноменов.

Деятельность современного менеджера непосредственно зави­сит от умелого использования человеческого фактора. Менеджер должен обладать определенными управленческими способностями, чтобы нужным образом воздействовать на людей, которые ему под­чинены, а также на тех, кто ему не подчиняется, но от которых зависит работа всей организации, которой он руководит.

Деятельность менеджера очень разноплановая. Он ответственен за выполнение всех управленческих функций: стратегическое пла­нирование, маркетинг, оперативное управление, управление персо­налом.

Когда говорится о менеджменте, то _ имеется в виду группа управляющих. Если речь идет об экономике, то подразумевают:

— высших управляющих;

— менеджеров среднего звена, подчиненных дирекции;

— низовых управляющих (руководителей отделов и цехов).
Известные исследователи проблем управления Г. Кунц и

С. О'Доннел отмечали, что " управление — это не только функция президента корпорации и генерала, командующего армией, но так­же начальника цеха и командира роты" /6/.

В этой связи становится понятым, что нет существенных различий между руководителями и управляющими, администраторами и на­чальниками. Общим для них является то, что все они выполняют определенные функции, добиваясь результатов посредством созда­ния необходимых условий для эффективной групповой деятельности.


В. А. Розанова

Среди психологических дисциплин психология управления яв­ляется самостоятельным разделом психологии. Общеизвест­ны ее связи с общей психологией, социальной психологией, ин­женерной психологией, эргономикой, экономической психологи­ей, а также с другими науками, например философией, социологией организаций.

Психологию управления называют " междисциплинарной" от­раслью науки. Она пересекается с различными областями психо­логии. Так, например, общая психология так же, как и психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции и чув­ства, стрессы и т.п.

Но, в отличие от общей психологии, в которой основной пробле­мой является проблема личности, в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления.

Важнейшей проблемой общей психологии является также про­блема мотивации. В психологии управления она занимает важное место, т.к. мотивация считается одной из самых сложных функ­ций управления.

Известна взаимосвязь психологии управления и социальной пси­хологии. Объектом исследования психологии управления является не только отдельно взятая личность, но и малые группы, которые являются одним из сложнейших феноменов социальной психологи. Они изучаются не только социальной психологией, но и социологи­ей, являются " рабочие группы", или " малые группы". Основным субъектом управления считается руководитель, отвечающий за работу малых групп.

1.2. Эволюция управленческой мысли

20 — 30-е годы XX века считаются авангардными в развитии тео­рии управления (менеджмента).

А. Файоль был первым, кто отметил, что менеджмент нас­квозь пропитан психологией, и выделил психологические фак­торы повышения производительности труда, например та­кие, как власть, единство руководства, подчинение личных инте­ресов общим, инициатива, корпоративный дух предприятия и др.


Часть! Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная дисциплина

Всего он выделил четырнадцать принципов повышения произво­дительности труда /2/.

Анализируя подробно вопросы управления предприятием, А. Файоль говорил: " Не невежество, честолюбие, эгоизм, леность и всякие людские слабости толкают людей к пренебрежению общими интересами в угоду частным. И это питает вечную борьбу" /2/.

Эти слова А. Файоль написал в 20-е годы, но они живут и сейчас и относятся не только к сфере управления каким-либо одним пред­приятием. Они стали универсальными там, где сталкиваются инте­ресы людей, например в экономике, в политике.

А. Файоль был убежден, что дисциплина является в числе других принципов очень важной частью управления. На этот счет он выс­казался таким образом: " Дисциплина составляет главную силу ар­мий. Я, безусловно, принял бы этот афоризм, если бы он сопровож­дался таким пояснением: " Дисциплина — это то, во что ее превращают начальники". Первый афоризм внушает уважение к дисциплине, что, конечно, хорошо, но в нем можно проглядеть от­ветственность начальников, что уже было бы плохо" /2/.

Большое значение А. Файоль придавал также такому принципу, как единство руководства: " Этот принцип можно выразить так: один руководитель и одна программа для совокупности операций, пре­следующих одну и ту же цель. Это — необходимое условие един­ства действия, координации сил, сложения усилий. Тело с двумя головами в социальном мире, как и в животном, — чудовище. Ему тяжело жить" /2/.

Однако не следует смешивать единства руководства (один на­чальник, одна программа) с единством распорядительства (служа­щий получает распоряжение только от одного начальника). Един­ство руководства обеспечивается хорошей конституцией социального образования, единство же распорядительства зависит от надлежа­щего функционирования состава всего персонала" /2/.

Благодаря А. Файолю управление стало признаваться самостоя­тельной и специфической деятельностью людей, в итоге возникла новая отрасль науки — " психология управления".

В этот период времени соединились вместе социологический и психологический подходы в управлении. Это означало, что на смену деперсонифицированным отношениям в управлении пришли: учет


В. А. Розанова

личностных, мотивационных и других психологических составляю­щих деятельности организаций.

Выделение мотивационных факторов в процессе труда привело к тому, что человек перестал, считаться придатком машины. Взаимо­отношение человека и машины приобрело личностный оттенок, при­ведший к пониманию того, что человек — это не машина, а управ­ление машинами — это далеко не то, что управление людьми. Это был большой прогресс в осознании места и сущности человеческой деятельности в управлении.

В 30-е годы теоретики менеджмента активно обращаются к мо-тивационным факторам трудовой деятельности человека. Большим достижением управленческой мысли было то, что на смену " эко­номическому человеку" пришел " социальный человек" благодаря развитию " школы человеческих отношений", автором которой счи­тается Элтон Мэйо австралийско-американский ученый (1880 — 1949 гг.), известный оппонент Ф. Тейлора.

С позиций этой школы промышленная организация стала рас­сматриваться как определенный социальный организм, а люди, ра­ботающие в ней, — как члены этой социальной системы, носители мотивационных, личностных, индивидуально-психологических качеств.

Развитие концепции " человеческих отношений" Э. Мэйо привело к тому, что, по свидетельству исследователя проблем менеджмента Д. Рена, было внесено много поправок в практику менеджмента /7/. Можно выделить некоторые из них:

1) увеличение внимания к социальным потребностям человека;

2) отказ от сверхспециализации труда;

3) отказ от необходимости иерархичности власти внутри органи­
зации;

4) признание роли неформальных отношений между людьми внут­
ри предприятий;

5) развитие методов изучения формальных и неформальных групп
внутри организаций.

В 1938 г. два известных ученых США Э. Мэйо и Ч. Барнард совместно выдвинули концепцию " социального человека" вместо концепции " экономического человека", описанного авторами " шко­лы научного управления". Однако, в отличие от Э. Мэйо, Ч. Барнадр ''использовал опыт активной личной работы на посту руководителя фирмы " Нью Джерси Бэлл телефон" /8, 9/.


Часть!. Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная дисциплина

Ч. Барнард стал теоретиком менеджмента. Традиционное пони­мание организации его не устраивало. Большое внимание он уде­лил анализу взаимодействия формальной и неформальной структур внутри самой организации. Он говорил, что поодиночке они не мо­гут функционировать.

С позиций Ч. Барнарда, благодаря существованию неформаль­ных групп в организациях формируются внутри формальной систе­мы определенные установки, нормы и правила группового поведе­ния. Ч. Барнард был одним из первых теоретиков деятельности организаций. Он считал мотивацию одним из главных факторов производства. Он также отметил, что сущность взаимоотношений человека и организации заключена в сотрудничестве /8/.

Ч. Барнард сформулировал несколько принципов действия ком­муникаций внутри организации. Они, в основном, касались фор­мальных отношений. С его точки зрения, " каналы коммуникации должны быть четко заданы самой организационной структурой". Подобные принципы не затрагивали психологии людей /8/.

Положительным в работе Ч. Барнарда было то, что он отнес че­ловека к стратегическому фактору организации. Говоря о коо­перативных системах в организации, Ч. Барнард отводил особую роль управляющим, к функциям которых он относил:

© искусство принятия решений;

© постановку целей на основе предвидения будущего;

© четкое представление системы коммуникаций, включая схему

организации и структуру управленческого персонала; © роль управляющего в созидании организационной морали.

Особую роль он отводил лидерству, считая его необходимой социальной сущностью, придающей значимость общей цели. По оцен­ке Ч. Барнарда, именно цель создает стимул, делающий эффектив­ными другие стимулы, вселяющий в субъективный аспект " бес­смысленных решений" упорство в изменчивой среде, воодушевляя личное убеждение и создающее жизненное сплочение, без которого невозможна кооперация /8/.

Наряду с Э. Мэйо и Ч. Барнардом, следует особо отметить не­сколько имен, которые признали концепцию " человеческих отноше­ний". Ими были профессор Массачусетского университета Дуглас Мак Грегор, а аткже Д. Лайкерт из Мичиганского университета и К. Арджирис, работавший в Йельском университете /10, 11, 12/.


В. А. Розанова

Эти ученые внесли большой вклад в развитие и уточнение ос­новных принципов школы " человеческих отношений". Их часто на­зывали группой " человеческих ресурсов", доказывавших, что от улуч­шения взаимоотношений в организации выигрывают все: и управ­ляющие и работники.

В 1960 г. Д. МакГрегор опубликовал книгу " Человеческая сторона предприятия". Он доказывал, что формирование менеджеров — это не следствие формальных усилий менеджмента в его саморазвитии, а в большей степени — это осознание менеджментом своих задач, своей политики и практики. Он говорил: " Успех менеджмента — не наверняка, но в значительной степени зависит от способности пред­сказывать и контролировать человеческое поведение" /10/.

С точки зрения Д. МакГрегора (о его теории подробнее будет сказано в одной из следующих глав), на протяжении истории мож­но выделить два главных поворота, касающихся средств контроля за поведением людей в организации:

1) переход от физического насилия к опоре на формальную власть;

2) переход от формальной власти к лидерству.

С его позиций, промышленность — это " экономический орган" общества, а его конечная цель — это служение общему благу. В ней отсутствует сверхъестественный источник власти, как нет и основы для жертвенности личных целей индивида нуждам организации /10/.

Лидерством Д. МакГрегор называл определенное социальное отношение, имеющее несколько переменных: а) характеристика лидера, б) позиции и потребности его последователей, в) характе­ристики организации (такие, как цель, структура, природа задач, подлежащих выполнению), г) социальная, экономическая и поли­тическая среда.

По поводу лидерства Д. МакГрегор говорил: " Лидерство не явля­ется качеством, присущим индивиду; это сложное отношение ука­занных переменных" /10/.

Основное содержание концепции управления человеческими ресурсами не сводится только к увеличению степени личной удов­летворенности, как это было свойственно концепции " человеческих отношений". С точки зрения представителей группы " человеческих ресурсов", цель управления состоит в процессе совершенствования процесса принятия решений и эффективности контроля.


Часть! Глава 1. Психология управления — самостоятельна^ научная дисциплина

Если исходить только из концепции " человеческих отношений", то менеджер должен был делиться с работниками информацией, советоваться с подчиненными и поощрять самоуправление исклю­чительно для улучшения состояния морального климата в группе как основного средства повышения производительности труда.

В теории использования человеческих ресурсов менеджер дол­жен в некоторой степени допускать участие подчиненных и в управленческом процессе, поскольку наиболее эффективные реше­ния принимаются теми, кого они непосредственно затрагивают. С позиций этой теории, моральный климат на предприятии, а так­же удовлетворенность работников трудом является продуктом твор­ческого решения проблем с участием рабочих в управлении. Соци­ально ответственный-менеджмент несовместим со " всеразрешающим менеджментом".

В 1958 году Американская ассоциация управления опубликовала статью под названием " Десять заповедей успешной коммуникации", адресованную высшим должностным лицам компаний.

Десять принципов " хорошей коммуникации"

планирование,

анализ,

целеполагание,

намерение и решимость,

направленность получателя сообщений, v

долгосрочная перспектива,

соответствие действия полученной информации,

умение слушать.

В упомянутой статье отстаивался гуманистический взгляд на ком­муникацию, направленную на удовлетворенность работников своим трудом. Следует, однако, отметить, что в центре внимания статьи было взаимодействие руководителя и подчиненного, а поэтому ком­муникация фактически отождествлялась с мотивацией и руковод­ством организацией.

Управление с участием рабочих приобрело популярность. Пред­ставители школы " человеческих отношений" считали, что для под­линно демократической организации необходимо тесное взаимодеи-


В. А. Розанова

ствие индивидов и групп. Вместе с тем, вопрос о " соучастии" работ­ников в принятии решений, хотя и был поставлен, но не нашел практического применения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.