Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ISBN 5-95630-001-9 ©Розанова В. А., 2003







Содержание

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................. 5

ЧАСТЬ 1.......................................................................................... 7

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА........................................ '........ 7

1.1. Цели, задачи, содержание, специфика психологии управления. Связь с другими

науками. Методологические подходы........................................................................... 8

1.2.Эволюция управленческой мысли..................................................... -................... 12

1.3.Методологические подходы к управлению........................................................ 16

1.4.Школы управления................................................................................................... 19

1.5.Уровни управления.................................................................................................. 23

1.6.Управленческие роли руководителей.............................................................................. 26

1.7.Содержание деягельносш рукоюдителей. Типология руководителей................................ 28

Приложение 1.................................................................................................................. 41

Приложение 2.................................................................................................................. 45

ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ............................................ 47

2.1. Функция планирования......................................................................................... 48

2.2. Функция организации............................................................................................ 52

2.3. Функция мотивации............................................................................................... 63

2.4. Функция контроля................................................................................................... 67

Приложение 1.................................................................................................................. 76

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИЯ К ТРУДУ................................................. 79

3.1. Понятие мотивации и ее юли в управлении........................................................ 80

3.2. Теории трудовой мотивации.................................................................................. 87

Приложение 1......................:........................................................................................ 107

Приложение 2................................................................................................................ 109

Приложение 3................................................................................................................ 111

Приложение 4................................................................................................................ 112

Приложение 5................................................................................................................ 115

ЧАСТЬ II.................................................................................... 1 19

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ...................................... 11 9

1.1.Управленческие задачи, их специфика и особенности решения.................. 120

1.2.Классификация управленческих задач............................................................. 122

ГЛАВА 2. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ......... 129

2.1. Мотивация принятия управленческих решений............................................... 130

2.2. Виды управленческих решений........................................................................... 134

ГЛАВА 3. СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ РЕШЕНИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ...................................... 150

3.1.Особенности стратегий и тактик решения задач управления......................... 151

3.2.Стратегии поведения руководителей в условиях конфликтной деятельности................... 154

3.3.Методы решения управленческих задач............................................................ 159

Приложение!.................................................................................................................. 168


В. А. Розанова

ЧАСТЬ III.................................................................................... 1 77

ГЛАВА 1. ЛИДЕРСТВО В СОВРЕМЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

ОРГАНИЗАЦИЯМИ...................................................... 177

1.1.Сущность лидерства............................................................................................... 178

1.2.Теории и стили лидерства..................................................................................... 183

ГЛАВА 2. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ 210

2.1.Общение и его роль в деятельности руководителя и подчиненных................ 211

2.2.Профессиональное общение руководителя................................................................... 220

2.3.Конфликты в управлении и возможности их разрешения.. 1.......................... 225

2.4.Психология стресса................................................................................................ 240

Приложение 1................................................................................................................ 252

Приложение 2................................................................................................................ 257

Приложение 3................................................................................................................ 258

Приложение 4................................................................................................................ 261

Приложение 5................................................................................................................ 268

Приложение 6................................................................................................................ 270

Приложение?................................................................................................................. 272

ЧАСТЬ IV.................................................................................. 277

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ........................ 277

1.1.Ответственность- важнейшее свойство личности............................................... 278

1.2.Социальная ответственность руководителей................................................................ 283

Приложение 1................................................................................................................ 292

Приложение 2................................................................................................................ 294

ПриложениеЗ................................................................................................................ 296

ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ............................... 299

2.1.Характер организационных изменений и его диагностика........................................... 300

2.2.Человеческий фактор в управлении.................................................................... 308

2.3.Эффективность современной организации................................................................... 311

2.4.Конкурентоспособность современной организации..................................................... 313

2.5.Роль и место японских организаций в системе мировой экономики................ 315

2.6.Роль психологических факторов в конкурентоспособности

современных организаций........................................................................................ 318

2.7.психологическиеосиовь10рганизационнойку; №турь1првдг1риягий.............................. 322

Приложение 1................................................................................................................ 344

ГЛАВА 3. ТРУДНОСТИ, ПАРАДОКСЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

В УПРАВЛЕНИИ........................................................ 346

3.1.Противоречивый характер организационной деятельности........................................... 347

3.2.Влияние действия человеческого фактора на внутриорганизационные процессы.......... 349

3.3.Роль авторитаризма в современном управлении............................................................ 353

3.4.Роль бюрократии в современном управлении................................................... 356

3.5.Трудности управления современными организациями................................................. 358

ГЛАВА 4. ОЦЕНКА И ПОДГОТОВКА КАДРОВ............................ 372

4.1.Проблема кадров в управлении............................................................................ 373

4.2.Оценка руководителей и управленческого персонала................................................... 375

4.3.Психологические аспекты введения в должность.......................................................... 395

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................. 415


Предисловие

Предисловие

Вниманию читателей предлагается 4 издание учебного пособия " Психология управления". В учебном пособии представлены две ча­сти, в состав которых входят в общей сложности 9 глав. В них отражен комплекс проблем, существенным образом связанных с проблематикой современного управления. Психология управления как часть менеджмента и часть науки управления требует систем­ного подхода к решению многих задач, без которых невозможно управление современными организациями.

Переход Российской Федерации в новую экономическую фор­мацию требует учета в новом веке многих составляющих, затраги­вающих функционирование многих государственных и коммерчес­ких структур. При этом нельзя не учитывать того, что постоянно меняющийся мировой рынок является сильным стимулирующим фактором совершенствования системы управления организациями.

Важнейшей частью современного управления являются проти­воречия, а также трудности и парадоксы, без которых немыслима деятельность ни одной организации. Устранить их невозможно, од­нако, их нужно понять и умело использовать.

Широкомасштабный экономический кризис нашей страны не мог отрицательно не сказаться на развитии существующих организаций. Однако ни одна организация не может существовать без обновления, что является объективной необходимостью, приводящей ее к совер­шенствованию системы управления, а также его методов и подходов.

Как сложное системное явление управление связано со многими переменными, включающими и психологические, что способствует возникновению противоречий внутри его. Основное противоречие внутри управления наблюдается между объективным характером его и субъективными, т. е. психологическими, способами реализации.

Кризисные экономические явления, с которыми столкнулась наша страна, приводят к тому, что меняются как общие, так и частные стратегии, и подходы организации к своей деятельности.

Важнейшими проблемами современной психологии управления в новом веке является особый подход к человеческим ресурсам как основному стратегическому фактору в управлении; принятие эф­фективных управленческих решений на всех уровнях управления; разработка новых методов управления и стилей лидерства.

 


В. А. Розанова

Существующие в мире модели управления, ведущими из которых являются американская и японская, показали, что в американских компаниях основной упор делается на инвестиции в новейшие техно­логии. Японская модель управления исходит из другого подхода, сек­рет которого кроется в возрастающих в больших размерах в челове­ческие ресурсы. Как отмечал основатель и глава корпорации " ОМРОН" Кадзума Татеиси: " Для меня суть рационального менеджмента заклю­чается в том, чтобы дать работнику компании возможность достаточно зарабатывать, чувствовать удовлетворение от своего труда и участво­вать в управлении предприятием. В уважении личности проявляется высшая суть менеджмента... Если рациональной целью для вас явля­ется, например, сокращение издержек производства, то успеха вы не добьетесь до тех пор, пока не создадите благоприятных условий для того, чтобы ваши работники могли сами решить данную проблему".

Американские прагматики управления используют метод " Управле­ние по целям", который они внедряли в систему менеджмента начиная с 40-х годов. Этот американский метод управления был заимствован европейскими странами: Финляндией, Швецией, Норвегией. Метод " Уп­равление по целям" давал и дает положительные результаты, но требует непрерывного улучшения программ управления по целям. Он к тому же требует использования жестких авторитарных методов управления и недостаточно уделяет внимание человеческому фактору, о чем пишут американские эксперты в области управления.

При сравнении американских и японских методов управления, можно отметить, что особая японская мотивация в сочетании с на­циональными, этическими и вековыми традициями привели Япо­нию к тому, что она становится на позицию лидера на мировой арене среди других государств.

Для нас немаловажное значение имеет то, какой станет наша страна в области социально-экономического развития и каков будет ее национальный менеджмент. В настоящее время мы не можем выстраивать четкие прогнозы относительно того, какой будет систе­ма национального российского менеджмента.

Настоящее издание учебного пособия " Психология управления" в целом сохранило структуру предыдущих трех изданий. В отличие от них настоящее издание включило в себя новый материал по анализу психологических аспектов введения в должность, что явля­ется важной частью работы с кадрами в различных организациях.


Часть!. Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная дисциплина

Часть I

Глава 1. Психология управления -






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.