Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В) Рядовые члены группы






 

При оценке группы надо обратить внимание на то, как влияет пребывание в

группе на каждого отдельного человека, на его личность, отношения с людьми,

на изменение его целей и интересов.

Характерная примета вербовки в деструктивную секту -- это обман и блеф.

Вербуемые априори считаются крайне " невежественными" и " бездуховными". А

если так, то они не в состоянии самостоятельно понять, что для них лучше.

Вербовщики считают себя вправе принимать решения за людей, которых они

вербуют. Когда человек находится в нормальном состоянии, спокоен и критичен,

вербовщики стараются сообщить ему как можно меньше информации о секте. Когда

критические функции человека ослаблены, информация о секте падает на него

лавиной. Другими словами, вербовка -- это искусная манипуляция, включающая в

себя следующие тактики: замалчивание важной информации, введение

потенциальной жертвы в заблуждение и ее подготовка к приему дезинформации,

откровенная ложь, блеф, подмена и подтасовка сведений и пр. Информация о

секте подается односторонне и избирательно.

Вербовщики из деструктивных сект никогда не признаются, что занимаются

вербовкой. Если их спросить, они скажут, что делятся с людьми важной

информацией и хотят, чтобы люди над ней самостоятельно поразмышляли. Но они

не говорят, что им установлены вербовочные квоты.

Под другими названиями открываются многочисленные филиалы сект.

Например, деструктивные секты вербуют ничего не подозревающих людей в

" Общество дианетики" или в " Нарконон", утаивая от них, что эти организации

входят в состав Церкви Сайентологии.

Вербовщик хочет добыть как можно больше информации о вербуемом, чтобы

узнать, на какие " кнопки" давить, чтобы затянуть человека в секту. Хороший

вербовщик умеет " задеть за больное" и эффективно воздействовать на человека

через его слабые места. Слабым местом могут быть проблемы с любимым,

родителями, членами семьи, в школе, в университете, на работе, смерть

родного или близкого человека, переезд в новый город и т. д. Опытный

вербовщик знает, как выуживать у потенциальной жертвы сокровенную

информацию. В то же время вербовщик старается заинтересовать человека своей

эрудицией, тонкостью, интеллектом и искренностью. При этом он ставит перед

собой задачу рассказывать о себе и группе как можно меньше. Вся информация

должна исходить от вербуемого. Такой несбалансированный обмен информацией

обязательно должен насторожить вербуемого, даже если на первый взгляд ему

показалось, что он подружился с хорошим человеком.

Когда потенциальная жертва приглашается на какое-нибудь мероприятие

(лекцию, семинар, тренинг) секты, на нее начинают оказывать явное и неявное

психологическое давление, заставляя как можно быстрее принять решение о

присоединении к группе. Человека стараются лишить возможности размышлять.

Такая черта выдает деструктивный характер секты. В обычных харизматических

группах потенциальным членам никогда не лгут и не оказывают на них давление,

заставляя быстро принять решение о вступлении в группу.

Самый характерный признак деструктивности секты -- это радикальное

изменение личности человека. Например, раньше человек был политическим

либералом, а теперь стал консерватором. Раньше он любил рок-музыку, а сейчас

называет ее " сатанинской". Раньше он был любящим и ласковым сыном, а сейчас

вообще не доверяет родителям. Раньше он был атеистом, а сейчас Бог означает

в его жизни все.

Да, вполне естественно, что со временем, в процессе приобретения

жизненного опыта, убеждения людей меняются, как меняется и система их

ценностей. Но радикальное изменение системы представлений не может произойти

внезапно, оно происходит постепенно. Стремительное " перерождение" обычно

вызывается искусственно, когда к человеку применяются техники

нейрологического воздействия, и когда он становится жертвой манипуляции и

психологической обработки, в том числе обмана и внушения.

Уходя в секты, многие люди меняют имена, бросают семью, учебу или

работу, переписывают на секту свою собственность и даже отправляются за

тысячи километров от родного дома (вспомним членов секты Виссариона и

строительство города Солнца в Красноярском крае), хотя эта практика не

повсеместна.

Теперь рассмотрим образ жизни членов секты. Чтобы удержать человека в

секте, его умышленно загружают работой, которая разрушает все его отношения

с семьей, друзьями и привычным туннелем реальности. Новичку велят приводить

в группу всех, кого он знает. Если члены семьи и друзья отказываются

вступать в секту и пытаются убедить его в том, что он сделал неверный шаг,

лидеры секты советуют новоявленному вербовщику не тратить на них время и

прекратить с ними всякие отношения.

Как только человек становится членом деструктивной секты, резко

сокращается продолжительность его сна. Ему разрешают спать не более трех --

четырех часов в сутки, приводя в пример лидера, который очень мало спит. При

недостатке сна человек перестает функционировать в обычном режиме. Это

приводит к тому, что его умственные способности и критичность притупляется.

Кроме того, его перегружают различными видами деятельности, когда времени на

размышления не остается. Резко изменяется режим приема пищи и рацион

питания. Во многих сектах практикуется строгое вегетарианство при избыточном

потреблении сахара, создающего у членов ощущение " подъема". (Членам Церкви

последнего завета Виссарион запрещает пить много воды и употреблять мясо,

молоко, масло и все продукты, которые содержат витамины группы B и другие

витамины, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность организма.)

Во многих группах часто практикуются продолжительные посты. Из-за

несбалансированности рациона одни люди резко худеют, другие существенно

набирают вес. Впрочем, в большинстве деструктивных сект ограничения в

питании вводятся лишь периодически, иначе члены секты могут заболеть и

перестать справляться с возложенными на них обязанностями.

Все свободное время члены деструктивной секты занимаются групповой

общественной деятельностью в условиях казарменной дисциплины. Они лишены

возможности уединиться, почитать книгу или поразмышлять, хотя при вербовке

они рассказывают потенциальным жертвам, что живут интересной и увлекательной

жизнью.

Члены деструктивной секты полностью утрачивают способность

самостоятельно принимать решения и обязаны согласовать любое действие с

теми, кому подчиняются в пирамиде. На встречу с родственниками или больным

другом нужно получить разрешение старшего. Чем больше контролируются члены

группы, тем меньше вероятности, что они будут делать то, что им хочется, и

ходить туда, куда им хочется. В некоторых сектах регламентируются даже

социальные отношения членов группы. Им указывают, с кем можно поддерживать

отношения, на ком жениться, с кем и когда вступать в интимные отношения.

Члены деструктивных сект могут жить в ашрамах, общинах, " центрах",

общежитиях, колониях, поселениях, или же самостоятельно решать жилищные

вопросы. Ряд членов выполняет неквалифицированную работу (ремонтники,

кухарки, уборщики, сторожа, дворники), а остальные занимаются вербовкой,

торговлей, участвуют в рекламных акциях.

С помощью индоктринаций и группового прессинга у всех членов сект

поддерживается " нужная кондиция". При этом степень контроля их мыслей,

эмоций, поведения и информационного обмена с окружающим миром может быть

различной.

Теперь поговорим о свободе выхода из группы. Это последний критерий,

позволяющий оценить степень ее деструктивности.

Члены деструктивных сект -- это нейрологические пленники, которым во

время сессий внушения вводятся в подсознание разного рода фобии, в

частности, страх перед выходом из секты. Члены сект лишены свободы выбора,

хотя, по мнению руководства, " они не уходят, потому что у них нет причин

уходить". Любая организация не хочет терять членов, но ни одна нормальная

группа не станет эксплуатировать чувство страха или вины у рядовых членов.

Чтобы определить характер группы, надо знать, существует ли у ее членов

свобода выбора. Для этого нужно выяснить, имеют ли члены группы право на

свободное получение информации, на критику и на свободный выход из группы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.