Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения и понятия «криминалистической тактики».






Криминалистическая тактика - это система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по организации и планированию предварительного и судебного следствия, определению линии поведения лиц, осуществляющих судебное исследование, и приемов проведения отдельных следственных и судебных действий, направленных на собирание и исследование доказательств, на установление причин и условий, способствовавших совершению и сокрытию преступлений.

Криминалистическая тактика как содержание практической деятельности - это использование в процессе следственных действий, организационных и розыскных мероприятий рекомендованных наукой и апробированных практикой тактических средств и процедур, которые позволяют в процессе взаимодействия субъекта расследования с окружающей средой эффективно обнаруживать, собирать, исследовать и оценивать доказательства подготавливаемых или совершенных преступлений.

Следственная ситуация - это совокупность условий и обстоятельств, в которых в данный момент осуществляется расследование, та обстановка, в которой протекает процесс доказывания. Она формируется под воздействием объективных и субъективных факторов.

Объективные факторы, влияющие на формирование следственной ситуации:

- объем имеющейся в распоряжении следователя доказательственной и ориентирующей информации;

- наличие нелегализованных источников доказательственной информации;

- интенсивность процессов исчезновения доказательств и сила влияющих на эти процессы факторов;

- наличие в данный момент в распоряжении субъекта расследования необходимых сил, средств, времени, возможность использования сил и средств оптимальным образом;

- существующая в данный момент уголовно-правовая оценка расследуемого события.

Субъективные факторы, формирующие следственную ситуацию: - психологическое состояние лиц, проходящих по расследуемому делу;

- психологическое состояние субъекта расследования, уровень его знаний, умений, практический опыт работы; способность субъекта расследования действовать в экстремальных ситуациях;

- конфликтное или бесконфликтное течение расследования;

- противодействие установлению истины со стороны преступника и его связей;

- усилия следователя, направленные на изменение следственной ситуации в благоприятную для следствия сторону;

- ошибочные действия субъекта расследования;

- утечка информации об объеме и характере данных, имеющихся в распоряжении следствия;

- непредвиденные действия лиц, причастных и не причастных к расследуемому событию.

Конфликтная ситуация - положение при котором стороны стремятся к противоположным целям, знают об этом и при составлении своих планов учитывают действия другой стороны, взаимно создавая трудности и помехи, чтобы обеспечить себе выигрыш и не дать победить противнику.

Ситуация противодействия расследованию - это совокупность действий, условий и обстоятельств, осуществляемых, создаваемых и используемых инициатором противодействия или иными лицами в целях воспрепятствования процессу расследования.

Тактическая ситуация - совокупность информационных и процедурно-технических обстоятельств, которые определяют цели и содержание как общего хода расследования, так и отдельных следственных действий.

Тактическая задача - обозначение проблемы в расследовании или осуществлении следственного действия, для решения которой требуется применение тактических рекомендаций, приемов и др.

Тактическое решение - вывод о путях и методах реализации (решения) тактической задачи, выбор цели тактического воздействия на следственную ситуацию и определение приемов и средств достижения этой цели.

Тактический риск - допущение субъектом расследования отрицательных последствий при реализации тактического решения. Возможность отрицательных последствий для хода и содержания расследования допускается при отсутствии более выигрышной альтернативы.

Тактическое воздействие - это всякое правомерное воздействие на компоненты тактической ситуации, осуществляемое с помощью тактических приемов или на основе тактики использования иных криминалистических средств и методов.

Тактический прием - это наиболее рациональный и эффективный для конкретной тактической ситуации способ организации дознания, предварительного и судебного следствия, а также подготовки и проведения отдельных следственных и судебных действий.

Тактическая операция (комбинация) - комплекс следственных действий, оперативно-розыскных, организационно-подготовительных и иных мероприятий, согласованных по месту, времени и проводимых по единому плану для решения конкретных задач расследования преступления.

Тактическая рекомендация - это научно-обоснованный и апробированный практикой (возможно и применяемый впервые) совет, касающийся выбора и применения тактических приемов или их комбинаций в определенной ситуации расследования преступления.

Тактическая линия поведения - схема индивидуального поведения субъекта расследования, наполненная определенной эмоциональной, этической и эстетической окраской, которая продиктована складывающейся в процессе расследования тактической ситуацией или необходимостью решения конкретной задачи расследования.

Контрольные вопросы.

1. Назовите основные задачи решаемые с помощью положений " криминалистической тактики"?

2. Как соотносятся и взаимодействуют между собой криминалистическая тактика как раздел науки криминалистики и криминалистическая тактика как содержание практической деятельности по расследованию преступлений?

3. Каким основным требованиям должен отвечать тактический прием, используемый в практике расследования?

4. Раскройте содержание такого требования к тактическому приему как его допустимость? Что значит рекомендательный характер тактического приема?

5. Приведите пример и проанализируйте неэтичный или аморальный тактический прием.

Ответы на контрольные вопросы.

 

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.