Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типичные ситуации первоначального этапа расследования преступлений.






Во многих случаях расследования оперативные работники и следователи довольно легко выявляют криминальную ситуацию, т.е. " считают" следы и понимают механизм их происхождения. Представляют интерес иные ситуации, когда субъекты расследования воспринимают нечто как след, но не представляют, каким образом он возник и каково его подлинное значение. Бывает и так, что некоторые отображения вообще не воспринимаются как следы. Например, в сберегательных банках района существенно увеличилось число клиентов, на которых заведены счета и производятся безналичные перечисления денежных средств (эти лица могут быть подставными и получать деньги за невыполненные работы). Или другой пример: при сверхнормативном увеличении выхода субпродуктов из мясожирового цеха, выход готовой продукции не увеличивается (создаются неучтенные излишки).

Приведенные иллюстрации весьма глубокого контраста между собственно следом и общим фоном. Еще большие трудности, возникают, когда речь идет о преступлениях в сфере так называемой " серой" экономики. Незаконное обеспечение сырьем и оборудованием технологических цепочек, нелегальные бартерные сделки, оплата неучтенной наличностью товаров, оплата труда без оформления, спекулятивные хозяйственные связи - все это едва различимо для восприятия на " грязном" фоне современного производства и распределения материальных ценностей. По данным " независимого центра социально-экономических и криминологических исследований" около 85% оборота " черного" рынка приходится на источники криминального характера. В том числе 30% падает на хищения, 30% - на взятки, остальная часть на преступления, связанные с нарушением налогового законодательства и спекуляцию.

Задача распознавания первоначальных следов-признаков в преступной деятельности в сфере экономики предполагает готовность и способность органов дознания и следствия ее формулировать.

Это требует опережающего знания о классах следообразующих и следовоспринимающих объектов, о классификационных пределах вариационности признаков в следах, о типичных условиях и механизмах отображения информации в следах.

Отсюда важный вывод: только тот оперативный работник или следователь может с успехом выявить, распознать и извлечь информацию из ее источника - носителя, кто уже ранее воспринимал (наблюдал, слышал, читал, осязал, обонял) подобные следы в своей деятельности.

Мы не воспринимает того, что не приготовились открыть. Следовательно, критерием готовности участников расследования к криминалистическому анализу информации, заложенной в следах, служит наличие у них эмпирической базы (прошлого опыта) в виде " следовых картин). Экстраполяция (перенос) прошлого опыта на опыт будущий представляет главнейшую особенность процесса распознавания следов. Памятуя о том, что типичные " следовые картины" являются структурными элементами криминалистических характеристик ПД, становится понятным, как они " работают" на первом этапе расследования преступлений.

Выводные суждения об относимости и ценности информации для расследования имеют вероятностный (незаключающий) характер и не могут гарантировать истинность знания. Поэтому: а) следует сознавать принципиальную неполноту своих выводов в этой фазе анализа; б) допускать возможность проникновения известной доли случайности в использовании криминалистических характеристик не того вида; в) учитывать вероятностный и условный характер умозаключений, поскольку они обусловлены вероятностными данными этих характеристик.

Суммирование вероятностных знаний ведет к истинной расшифровке следа. Такой путь предполагает комплексность криминалистического анализа источников информации и объектов исследования. Обычно это производится с помощью специальных познаний технологов, товароведов, бухгалтеров и экспертов-криминалистов.

ТАБЛИЦА
комплексных исследований вещественных и документальных источников информации о преступлениях в сфере экономики.

 

Источники-носители информации Виды расследований Обстоятельства, подлежащие установлению
1. Сырье; полуфабрикаты; готовая продукция; фальшивые деньги; ценные бумаги; предметы взятки; предметы спекуляции ценности, нажитые преступным путем. Товароведческие; технологические; агротехни­ческие; химико-физические; криминалистические и др. Каков источник происхождения; соответствует ли объект требованиям ГОСТа и ТУ; каковы причины отклонения от нормативов и др.
2. Технологическое оборудование; инструменты и приспособления; контрольные приборы. Технические; инженерно-технические; криминалистические (трасологические) и др. В исправном ли состоянии находится объект; соответствует ли объект параметрам; каковы причины и последствия отклонения от нормативов и др.
3. Участки местности; жилые и служебные помещения; транспортные средства; тара и упаковка. Криминалистические; товароведческие и др. Имеются ли тайники и хранилища; каких и сколько хранилось и перевозилось товарно-материальных ценностей; каков источник происхождения объектов и др.
4. Технологическая документация (в том числе проекты и сметы); документы бухгалтерского и кассового учета и отчетности; машинограммы и перфокарты, хозяйственные договоры. Экономико-техно­логические; инженерно-технические; бухгалтерские; криминалистические и др. Обоснованы ли технологические решения; имеются ли приписки; каковы их последствия; каков механизм материальных и интеллектуальных подлогов и др.
5. Материалы ревизий, инвентаризаций и проверок. Бухгалтерские; криминалистические и др. Обоснованы ли выводы комиссий; каковы причины и размеры излишков и недостач; каков механизм подлогов и др.
6. Машинописные тексты, оттиски печатей и штампов. Криминалистические; физико-химические и др. На какой пишущей машинке выполнен текст; подлинны ли оттиски печатей и штампов; какова последовательность выполнения текстов и реквизитов и др.
7. Рукописные тексты (том числе так называемые черновые записи); подписи, графические документы. Криминалистические; физико-химические и др. Кем выполнен рукописный текст; кем выполнена подпись; какова последовательность пересечения штрихов текста и подписи; каково содержание ранее выполненного текста (в случае травления, подчисток и т.д.)
8. Кино-фото документы, видеозаписи, фонограммы. Криминалистические; инженерно-технические и др. Одни и те же лица или разные лица зафиксированы на фото- кино- видео изображениях; чей голос записан на фонограмме; на какой аппаратуре произведены съемки и записи.

 

Приведенная таблица не является исчерпывающей. Например, при расследовании фальшивомонетничества в качестве объектов-источников информации могут использоваться: специальная бумага, красители, клише, пресс-формы.

Сложности диалога с немыми свидетелями " трудность их обнаружения и оценки вполне естественна. Не составляет исключения и личностное общение. Типичными являются следующие ситуации:

а) информация носит отрывочный (фрагментарный) характер;

б) источник информации добросовестно заблуждается относительно достоверности сообщения;

в) источник информации сознательно искажает ее содержание.

Проблемы выявления и толкования следов в вышеуказанных ситуациях представляет чисто практический интерес. Специалист по расследованию преступлений должен воспринимать (расшифровывать, понимать) информацию в любой ситуации.

Существующие объективные и субъективные трудности восприятия личностной информации преодолеваются с использованием определенных тактических приемов.

ТАБЛИЦА
применения тактических приемов при выявлении и восприятии личностной информации.

 

Характер ситуации Условное наименование тактических приемов Примечание
1. Трудности восприятия информации вызваны дефектами памяти или воспроизведения (при условии доброкачественности первичного отражения в сознании источника). Свободный рассказ; беседа; особая последовательность постановки вопросов; демонстрация фото- кино-, видео-, фономатериалов, рисунков, схем и т.д.; усиление ассоциативных связей (по смежности, сходству и по контрасту); повторный допрос (беседа, опрос) в расчете на реминисценцию (оживление образов после истечения определенного времени). Общее направление использования тактических приемов - оказание помощи в воспроизведении информации добросовестному источнику.
2. Сложности понимания информации обусловлены дефектами ее восприятия источником. Реконструкция механизма и условий восприятия информации; проверка показаний на месте; эксперимент; очная ставка и др. Тактические приемы направлены на изучение особенностей формирования мысленных образов источника информации с целью устранения ее добросовестных искажений.  
3. Восприятие информации затруднено сознательным искажением ее источником (как одна из форм противодействия расследованию преступлений). Предъявление улик по нарастающей степени их доказательственного значения; внезапное предъявление главной улики; допущение легенды; создание информационного " вакуума"; изменение темпа допроса (опроса, беседы); отвлечение внимания, перекрестный допрос; очная ставка; проверка показаний на месте происшествия и др. Тактические приемы, главным образом направлены на формирование мотиваций к даче показаний (объяснений) и пресечение лжи.

 

Результативность криминалистического анализа свидетельских показаний, показаний субъектов ПД, сообщений оперативных источников информации во многом зависит о уровня освоения органами дознания и следствия криминалистических характеристик ПД. В противном случае должностные и материально- ответственные лица (особенно лидеры и организаторы ПД) довольно легко " расшифровывают" наивность некоторых тактических приемов и комбинаций типа " создание у допрашиваемого преувеличенного предъявления об осведомленности следователя об обстоятельствах дела" и др. Кроме того, сам предмет допроса (опроса, беседы) может быть определен неправильно.

Проверочные действия, независимо от формы их проведения - процессуальной или непроцессуальной - имеют одни и те же цели, а именно: выяснить, насколько достоверны те сведения о готовящихся, совершаемых и совершенных преступлениях; закрепить в какой-либо форме эти сведения; решить вопрос о том, имеется ли повод и основания для возбуждения уголовного дела либо принять решение об отказе в возбуждении уголовного дела, либо передать исходные материалы по подсудности или подследственности, не возбуждая уголовного дела.

Исходными типичными ситуациями по признакам фальшивомонетничества может служить: получение сведений (в виде сообщений и заявлений) о вероятной подготовке к изготовлению или же возможном изготовлении фальшивых денег; обнаружение в обороте денег с признаками подделки; задержание при попытке изготовления или сбыта денег, которые вызывают сомнение в их подлинности. В первом случае проверочные действия включают: опросы лиц - источников информации; запросы в банки данных и учеты о лицах, фигурирующих в сообщениях и заявлениях; наблюдение за образом жизни и связями предполагаемых фальшивомонетчиков. Чаще всего такая проверка проводится в форме оперативно-розыскной деятельности органов дознания.

В случае обнаружения в сборе денег с признаками подделки, проверка начинается с осмотра, изъятия и исследования специалистом спорной купюры или монеты. Результаты исследования фиксируются, как правило, в справке специалиста. В ходе проверки проводится и опрос лиц, которые первыми обнаружили исследуемый денежный знак, на предмет их знания о признаках внешности вероятного сбытчика.

При задержании лица, предполагаемого изготовителя или сбытчика фальшивых денег, проверочные действия также состоят из осмотра денег, проверочные действия также состоят из осмотра денег и их исследования специалистом, осмотра места происшествия, личного обыска задержанного, его опроса, запросов в банки данных и учеты о личности задержанного, опросов лиц - предполагаемых свидетелей.

При выявлении признаков хищения могут складываться ситуации, когда: получено официальное заявление должностного лица (гражданина); в правоохранительные органы поступили материалы контрольно-ревизионных, налоговых инспекций и финансовых учреждений; предполагаемые расхитители задержаны с поличным; имеются сообщения средств массовой информации, общественных организаций и отдельных граждан.

Если правоохранительным органам известен заявитель, то проверочные действия начинаются с его опроса. При этом могут быть выявлены новые источники информации и дополнительные сведения и хищении. В ходе опроса заявителя важно установить, знают ли предполагаемые расхитители о его заявлении. От решения этого вопроса зависит многое: перечень, содержание и тактика проверочных действий.

В ситуациях конспиративной проверки, проводимой органами дознания, решаются задачи " освещения изнутри" преступной деятельности расхитителей; фиксации возможных доказательств - документов, которые могут быть уничтожены; обеспечения возможного ущерба, причиненного преступлением, своевременного задержания лиц, пытающихся скрыться и тем самым избежать наказания.

Наряду с опросом заявителя, целесообразно получить консультации у специалистов по бухгалтерскому учету, экономистов, технологов, товароведов, а также у коллег, имеющих опыт раскрытия хищений на подобных предприятиях и в организациях.

В порядке проверочных действий иногда полезно произвести (с участием специалистов) осмотр складов-хранилищ, производственных помещений и технологических линий, документов и территорий. При осмотре следует принимать меры к изъятию и фиксации документов и вещественных доказательств, изменение или утрата которых возможна, оперативно провести исследование изъятых объектов и получить соответствующие справки специалистов.

Заранее не запланированное задержание, например, органами ГАИ, подозреваемых с поличным зачастую не создает бесспорных оснований для возбуждения уголовного дела. Поэтому активные проверочные действия и в этом случае могут способствовать принятию правильного решения.

Когда речь идет о взяточничестве, то ситуации, складывающиеся на момент начала проверочных действий, в целом сложней, чем при расследовании хищений. Оговорить (даже при добросовестном заблуждении заявителя) невиновного во взяточничестве проще, поскольку опровергнуть заявление бывает столь же затруднительно, как и подтвердить его.

Главное состоит в том, чтобы не переносить в угоду каким-либо показателям решение проверочных задач на стадию предварительного следствия. В этих случаях уголовное дело бывает возбуждено, хотя и по законному поводу, но без достаточных оснований. Поэтому качество и деликатность проверки сообщений о даче и получении взятки - требования безусловные.

Методически оправданы такие проверочные действия, которые бы устанавливали: личность заявителя, взяткодателя (иногда это одно и то же лицо) и взяткополучателя и характер отношений между ними; содержание действий (бездействий) взяткополучателя в пользу взяткодателя; источник происхождения и характеристика предмета взятки.

Первичным проверочным действием по делам о взяточничестве, как правило, является опрос заявителя. Он должен проводиться самым тщательным образом: выясняются по возможности все детали события, включая особенности проведения самого заявителя как до, так и после того факта, о котором он сообщает. Данные, полученные в результате опроса, проверяются обычно с использованием оперативно-розыскных возможностей органов дознания. Содержание действий этих органов находится в рамках известных процедур: беседы с потенциальными свидетелями, запросы в информационные банки, осмотры, документы и т.д.

Контрольные вопросы.

1. Дайте понятие криминальной ситуации и охарактеризуйте ее содержание.

2. Перечислите и охарактеризуйте виды криминальных ситуаций.

3. Какие пути существуют для формирования исходной информации о преступной деятельности?

4. Укажите основные криминальные тенденции в сфере экономики.

5. Перечислите формы взаимодействия участников расследования.

Ответы на контрольные вопросы.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.