Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабораторная работа №4. Изучение видов контроля качества товаров






Цель работы ознакомиться с алгоритмом контроля качества, изучить порядок отбора проб от заданной партии товара и ранжирования продукции по качеству.

Задание

1. Определите алгоритм контроля качества товаров в торговой организации по четырём стандартам на заданные виды продукции (продовольственные и непродовольственные товары). Данные занесите в таблицу (таблица 4.1).

Таблица 4.1 – Контроль качества товаров

Вид продукции Обозначение НД Алгоритм контроля качества в торговых предприятиях однородных групп продукции *
Перечень операций        
Картофель   Крупа Маргарин Изделия швейные ГОСТ 7194, ГОСТ Р 51808 ГОСТ 26312.1 ГОСТ Р 52178 ГОСТ 4103 1. Измерение размера 2. Проверка функционирования 3. Контроль внешних дефектов 4. Инструментальные испытания 5. Проверка упаковки 6. Проверка комплектности 7. Контроль соответствия образцу-эталону (описанию)        

 

* Знаком " +" отмечаются в соответствующей графе те операции, которые предусмотрены стандартом для данного вида продукции.

2. Ознакомьтесь с методикой выборочного контроля и произведите отбор проб от заданной партии товара на примере картофеля (ГОСТ 7194), муки (ГОСТ Р 51783), моркови (ГОСТ Р 51782), крупы (ГОСТ 26312), чая (ГОСТ 1936).

Результаты занесите в таблицу (таблица 4.2).

Таблица 4.2 – Выборочный контроль качества

Вид продукта Обозначение стандарта Характеристика партии Отбор выборки Отбор проб
масса количество упаковочных единиц транспортной или потребительской тары объём выборки, шт. общий объём выборки, шт. число точечных проб масса выемки пробы совокупность точечн. проб; объединённая проба
Картофель свежий ГОСТ 7194              
Лук репчатый свежий, реализуемый ГОСТ Р 51783              
Морковь столовая свежая реализуемая ГОСТ Р 51782              
Крупа ГОСТ 26312.1              
Чай ГОСТ 1936              

 

3. По стандартам на правила приёмки и методы отбора проб определите план статистического выборочного контроля при заданном объёме партии и режиме контроля. Результаты запишите в форме таблицы (таблица 4.3).

 

Таблица 4.3 – Расчёт объёма выборки

Вид продукции Объём партии (бутылок, пар обуви) Группа показателей или уровень контроля
1-я группа (нормальный контроль) 2-я группа (усиленный контроль) 3-я группа
объём выборки (бутылок, пар обуви) приёмочное число браковочное число объём выборки (бутылок, пар обуви) приёмочное число браковочное число объём выборки (бутылок, пар обуви)
Продукция безалкогольной промышленности (ГОСТ 6687.0) Пиво (ГОСТ 12786)                
Обувь (ГОСТ 9289)                
Изделия кондитерские (ГОСТ 5904) кол-во един. трансп. тары в партии, шт упаковка и маркировка контроль массы нетто упак. един.
объём выборки, шт приёмочное число браковочное число масса нетто, упак. ед., г объём выборки, шт приёмочное число браковочное число
                 

 

4. Изучение классификации и характеристики дефектов товаров.

Изучите классификацию дефектов непродовольственных товаров и их характеристику по ГОСТ 27438 и ГОСТ 24103.

Последнюю колонку в таблице 4.4 заполните конкретными примерами из стандартов на продукцию, используя для этого не менее двух документов.

 

Таблица 4.4 – Классификация дефектов непродовольственных товаров

Признак классификации дефектов Группировка дефектов Примеры конкретных дефектов
По происхождению Природные Пожизненные Предпроизводственные (при конструировании) Производственные или технологические (подразделяются по стадиям – крашение, отделка и т.д.) Упаковка Транспортирование Хранение Предпродажная подготовка Послереализационные (неправильное использование или скрытый дефект) Пример: засорка (ткани х/б)
По значимости Критические Недопустимые Значительные (умеренно или сильно выраженные) Малозначительные (слабовыраженные)  
По возможности устранения Устранимые Неустранимые  
По месту расположения На видимых участках На невидимых участках  
По степени распространения Единичные Местные Распространённые  
По размерным или степени выраженности Размер определяется площадью, глубиной и длиной  
По возможности измерения Неизмеримый Измеримый  
По видам Деформация задника, пятно, заусенец и т.д.  

 

По окончании заполнения таблицы ответьте на вопрос: какую практическую значимость имеет классификация дефектов в товароведной деятельности?

5. Изучение принципов определения сорта непродовольственных товаров.

Изучив стандарты на 2–3 группы товаров, обратите внимание на раздел, включающий контроль качества и ответьте письменно на следующие вопросы:

1. В каком разделе стандарта можно найти характеристику дефекта

(порока)?

2. В чём отличие терминов «порок» и «дефект»?

3. Если товар по сортам не делят, то какими градациями определяется качество товара после проведения контроля качества?

4. Что, кроме качества изготовления, является объектом при проведении контроля?

Далее результаты изучения оформите в таблицу 4.5, отвечая на следующие вопросы:

1. Какие группы непродовольственных товаров, подразделяются на сорта? Укажите количество сортов (1-й и 2-й столбцы).

2. По каким видам стандартов определяют сорт товара (3-й столбец)?

3. Какие принципы определения сорта заложены в сортировку товаров – ограничительный или сумма дефектов (4-й столбец)?

4. С какой целью и по какому признаку перед сортировкой товар разделяют на группы (5-й столбец)?

5. Найдите пункт в стандарте, на основании которого устанавливается сорт товара (6-й столбец)?

Таблица 4.5 – Деление товаров на сорта

Группа Разделение на сорта НД для определения сорта Принцип сортировки Необходимость группировки при сортировке Основания (пункт ГОСТ для определения сорта)
           
Пример: Посуда хрустальная   ГОСТ 30407 Посуда и декоративные изделия из стекла. ОТУ Ограничительный Группировка по размерам: мелкая, средняя, крупная  

 

6. Изучение дефектов продовольственных товаров с учётом их значимости.

Ознакомьтесь с дефектами 2–3 разных групп продовольственных товаров. При этом выясните, какие из дефектов относятся к малозначительным, а какие – к значительным (критическим). Результаты оформите в таблице 4.6.

Таблица 4.6 – Дефекты товаров

Наименование товара НД на товар Градации по сортам Дефекты значительные Степень влияния на качество Дефекты незначительные
наименование причины возникновения наименование причины возникновения
               
               

 

По окончании заполнения таблицы письменно ответьте на вопрос: в чём заключается особенность контроля качества продовольственных товаров?

 

7. Изучение принципов определения сорта продовольственных товаров.

На примере стандартов на продукцию различных видов (чай, сельди солёные, сыры, варёные колбасы, крупа пшеничная): ГОСТ 1938; ГОСТ 815; ГОСТ Р 52686; ГОСТ Р 52196; ГОСТ 276 ознакомьтесь с порядком отнесения товаров к градациям качества. Результаты запишите в форме таблицы (таблица 4.7).

Таблица 4.7 – Градация товаров на сорта

Группа товаров Разделение на сорта НД для определения сорта Принцип сортировки Необходимость группировки показателей при сортировке Основания (пункт стандарта для определения сорта)
           
           

*градация продукции: сорт, марка, номер, группа качества.

 

8. Обобщите результаты выполненной работы и сделайте заключение о специфике подходов к контролю качества в зависимости от вида продукции и других факторов.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Что такое контроль качества?

2. Как классифицируют виды контроля качества товаров?

3. Какова методика выборочного контроля?

4. Как ранжируется продукция по качеству?

5. От чего зависит уровень контроля качества? Приведите примеры из НД по отдельным группам товаров.

6. Какие продовольственные товары не делят на сорта и по каким градациям определяется качество этих товаров?

7. Всегда ли при проведении контроля качества можно снижать сорт товара?

8. На каких стадиях жизненного цикла товара и кем проводится контроль

качества?

9. Что относится к объектам контроля качества?

10. Как определить, проводить сплошной или выборочный контроль

качества?

11. Какие методы применяются при контроле качества?

12. Какая документация требуется для проведения контроля?

13. Каким документом завершается контроль качества?

14. Что такое приёмочное и браковочное число?

15. Что такое партия товара?

16. Каков порядок отбора единиц продукции в выборку?

17. Каковы правила отбора точечных проб и их размеры?

18. Как составляют объединённую (среднюю) пробу продукции?

19. Как подготавливают и оформляют для лабораторных испытаний пробу продукции?

20. В каких нормативных документах содержатся правила отбора проб?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.