Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интегративно-комплексный характер социальной работы.






Социальная работа как наука состоит из двух основных разделов: теоретико-методологического, фундаментального (методология, законы, категориальный аппарат науки) и прикладного — области социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания, научного обеспечения решения практических социальных задач в обществе, которые призван решать социальный работник. Его практическая деятельность весьма многогранна: на низовых уровнях организации общества (семья, микрорайон, трудовой коллектив) это регуляция межличностных и групповых отношений, организация социального обслуживания населения, коррекция девиантного поведения, предупреждение и локализация конфликтов, социальное просвещение и консультирование, психопрофилактика и т.д.; на уровне функционирования региональных и муниципальных структур социальный работник, кроме того, решает и проблемы занятости и миграции, занят осуществлением социоинженерного проектирования, круп: ных инновационных мероприятий в сфере производства и управления. По своей природе социальная работа, имманентной характери стикой которой является интегративность, не может опираться на какую-то одну теорию или модель практики. Разнообразные формы социальной работы как бы пронизывают все теории, представляют собой комплексные конструкции различных моделей практики социальной работы. Сбалансированность всех компонентов конкретного вида социальной деятельности, степень их распространения на другие сферы социальной практики, их важность для всех субъектов этой деятельности — вот критерии условий, которыми проверяется любая теория, используемая на практике. В частности, если объяснения, содержащиеся в определенной теории, помогают нам понять определенные сочетания обстоятельств, обусловливающих те или иные социальные проблемы, то эта теория является адекватной для данной формы практики социальной работы. Теория действенна, если она определяет конкретные направления деятельности по оказанию социальной помощи человеку в области его социальных прав и гарантий. В то же время эти направления состоят из определенных компонентов социальной работы как профессиональной деятельности и реализуются посредством разных форм и средств в зависимости от социальной ситуации. Таким образом, содержание теории социальной работы и основные направления ее как профессиональной деятельности определяются социальной практикой. В случае отсутствия такого воздействия используемая теория не является эффективной.
Определение места теории социальной работы в системе других наук в немалой степени зависит от содержания ее категории, особенностей ее методов, исследованности проблем, составляющих ее основное содержание. Это еще раз подчеркивает междисциплинарный характер. В процессе познания теории социальной работы как целостной системы научных знаний, как прикладной науки взаимосвязи и характеристики ее компонентов проявляются не сразу, а постепенно, по мере проникновения в их природу, сущность. Накапливая знания об одних аспектах социальной работы, научная система создает благоприятные предпосылки для познания других аспектов и более глубокого проникновения в сущность предмета исследования в целом. При этом важно использовать арсенал инструментария научного познания в комплексе: наблюдение и эксперимент, описание и теоретическое объяснение, обоснование и логические доказательства, сравнение и аналогию, обобщение и абстрагирование, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, гипотезу и научную теорию в целом. Это обеспечивает комплексный характер социальной работы.
Итак, становление и развитие социальной работы как самостоятельной науки проходит в условиях постоянных дискуссий по ее основным методологическим проблемам. И одновременно с развитием методологии социальной работы как научной теории идет осмысление и выделение методологических принципов использования явлений (факторов, процессов) социальной практики, ме-тодолого-мировозренческое их познание социальной работой как специфической областью социального знания. Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Способствовать тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой, — такова практическая цель социальной работы, которая определяет и ее теоретическую основу как науки о человеке, способах улучшения его социального самочувствия. Именно такой подход исключает сведение задач социальной работы с точки зрения теории только к обоснованию необходимости социальной помощи и социальной защиты населения.


Сущностное содержание социальной работы. Раскройте понятия А.Панова Е.Холостовой и др.

Сущностные содержание соц раб включ в себя три аспекта:

1) оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, реабилитации, патронажа и использования других видов социальных услуг;

2) актуализацию потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

3) целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях – от муниципального до федерального с целью обеспечить социально здоровую среду жизнедеятельности человека, создать систему поддержки людей. Становление соц раб как специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения. Степень социальной защиты населения и его отдельных слоев позволяет судить о прогрессивности общественного строя, уровне экономического развития страны и благосостояния народа.

Интегрируя подходы отечественных и зарубежных авторов к определению сущностного содержания социальной работы, А.М.Панов выделяет три аспекта этого вида деятельности:

1. Оказание помощи отдельному человеку или группе лиц в сложной жизненной ситуации путем реабилитации, консультирования, использования других видов социальных услуг.

2.Развитие потенциала самопомощи лиц, попавших в сложную жизненную ситуацию.

3.Влияние на формирование и реализацию социально-эко­но­ми­чес­кой политики на всех уровнях с целью обеспечения социально здоровой среды жизнеобитания и жизнедеятельности человека.

4.Создание системы поддержки нуждающимся лицам.

Первоначально социальная работа как деятельность возникла в виде добровольной, филантропической и благотворительной помощи, основанной на эмоционально-личностном отношении к нуждающимся на уровне обыденной психологии. По мнению многих авторов, возникновение различных видов социальной работы как профессиональной деятельности во многом обусловлено культурными и национальными особенностями развития стран, характером взаимодействия различных социальных институтов, уровнем развития общественного сознания, культуры, науки, образования.

Цели и функции социальной работы формулируются авторами по-разному, в зависимости от их принципиального понимания сущности этого вида деятельности. На смену такому подходу пришел кон­струк­тив­но-стимулирующий, ориентированный на динамическое взаимодействие с субъектом социальной помощи и его окружением, на поощрение и формирование его личной ответственности и активности его микросреды в процессе выхода из кризисного положения. При этом цели социальной работы определяются следующим образом:

1.Совершенствование способности каждого человека самостоятельно решать свои проблемы и справляться со своими трудностями.

2.Поддержка клиентов при обращении за необходимой помощью к официальным и неофициальным источникам.

3.Способствование повышению эффективности этих источников.

Функции социальной работы аналогичны ее целям и в обобщенном плане могут быть представлены в следующем виде:

-помощь людям в повышении их способностей самостоятельно решать проблемы и справляться со своими трудностями;

-помощь нуждающимся в установлении инициативных связей между ними и различными системами помощи;

-способствование улучшению взаимопонимания, совершенствованию и установлению новых отношений между людьми и социальными системами помощи;

-способствование распределению материальных ресурсов помощи;

-осуществление функции агента социального контроля.

В учебной программе «Теория и методика (технология) социальной работы» Н. Данакин определяет социальную работу как «содействие людям в решении их личных проблем».

И. Зимняя вводит новое понятие — «социоэкология личности», которое должно, по ее мнению, отразить «междисциплинарные тенденции», присутствующие в теории и практике социальной работы. Тем самым она предлагает идентифицировать не область познания, а междисциплинарную науку «в самом строгом и полном смысле этого слова». Объект такой научной отрасли — взаимодействие человека с самим собой, с другими людьми, социумом; предмет — «личностная и социальная защита (самозащита) человека». Е. Холостова в качестве объекта социальной работы выделяет социальные отношения. Специфика многогранных отношений определяется предметной областью социальной работы, которая представляется как «совокупность специфических свойств, отношений, закономерностей и тенденций». В предмете выделяется ряд направлений, которые отражают «специфические отношения», а по сути — области познания социальной работы. Они представлены рядом проблем: индивидуальными, семейными, социально-экологическими, социально-экономическими, социальной стратификации, поведенческого функционирования, символизации и моделирования, коммуникации, структур власти.

В подходах И. Зайнышева социальные процессы являются предметной областью социальной работы. Однако теория научного знания базируется на трех основаниях, которые уточняют для данной области познания сущность социальных процессов. Первое — идеалы и нормативы, второе — «конкретная научная картина мира», «философское основание науки», что позволяет конкретизировать «обобщенную систему знаний».

Деятельностный подход в определении сущности социальной работы представлен в работах С. Григорьева, Л. Гусляковой, Н. Стойко, Т. Демидовой. Основной акцент в данных исследованиях сделан на деятельностной сущности социальной работы, которая определяется как разновидность социальной деятельности, как система социальной защиты, как деятельность государственных организаций и отдельных лиц по оказанию помощи, как деятельность по восстановлению и сохранению психоментальных и социетальных связей индивида со средой. Несколько иной взгляд на концептуальное построение теории социальной работы находит отражение в пособии Л. Гусляковой. Она считает, что как область научного познания социальная работа «изучает механизмы реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида и группы, а также характер сопряженности жизненных сил индивида, группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях».

В этом отношении интересны подходы А. Панова, В. Лавриненко, В. Ковалева и др.

А. Панов определением «социальная работа» раскрывает то сущностное понятие, которое отражает современные тенденции общественной теории и практики в области социальной помощи: научное знание, профессию, специальность в системе высшего образования. Он дает свое видение структуры социальной работы как научного знания, выделяя 15 областей познания, по которым сегодня ведутся научные исследования в рамках социальной работы. Среди них: методологические исследования проблем социальной работы, проблемы места научного знания в системе взаимосвязанных дисциплин, исследования, посвященные различным аспектам помощи нуждающимся и т. д.

В. Лавриненко проблемы научной идентичности социальной работы рассматривает в контексте философских подходов. Субъект-объектные отношения в социальной работе, их сущностное осмысление в контексте социально-философских проблем позволят, по мнению В. Лавриненко, решать их «в некой системе на уровне социальной сущности».







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.