Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни социальной работы.






Основания для определения уровней социальной работы могут быть различными.

В зависимости от масштабности социальная работа может проводиться на федеральном, региональном, местном и индивидуальном уровнях.

Содержание федерального уровня определяется, прежде всего, законодательной и социальной политикой государства, управлением социальной защитой населения в масштабе страны. Именно на этом уровне социальная работа должна быть представлена в ее широком понимании, что, естественно, накладывает отпечаток и на ее содержание в узком смысле слова.

Региональный уровень социальной работы во многом предопределяется ее федеральным уровнем, является производным от него. Это находит конкретное выражение как в реализации законодательных или нормативных актов федерального значения, так и их адаптации к особенностям тех или иных субъектов страны, что имеет важное значение в России, характеризующейся разнообразием климатических, природных и других условий. На региональном уровне социальная работа приобретает, таким образом, более конкретный, содержательный характер и социальная работа предстает в ее непосредственном узком понимании.

Местный уровень социальной работы определяется конкретной направленностью на конкретные объекты; социальная работа осуществляется главным образом различного рода социальными службами, профессиональными социальными работниками и добровольцами.

Индивидуальный уровень -- это работа с клиентом на основе его запросов, применения техник и методик индивидуальной работы.

В зависимости от конкретных объектов социальная работа может проводиться как с отдельным индивидом, так и семьей, тем или иным слоем (группой), населением в целом.

По мнению шведских авторов Г. Бернлера и Л. Юнисона, социальная работа может быть разделена на индивидуальную и семейную социальную работу (индивидуальную психотерапию); групповую социальную работу; общественную работу (работу с сообществом на макроуровне); социальное администрирование и планирование.

Характерно, что деятельность социального управления, ее технологии и методы в любом теоретическом рассмотрении выделяются в специфическую отрасль социальной практики, а непосредственно контактная социальная работа подразделяется на работу с индивидом, работу с семьей и/или группой -- его ближайшим социальным окружением, и работу с тем сообществом, в котором он проживает. В связи с таким делением необходимо охарактеризовать более подробно субъекты социальной работы для более точного понимания роли и места каждого их них.

Первым субъектом является любой человек, семья или группа людей, которые находятся или потенциально могут оказаться в " слабой" позиции и в силу этого объективно нуждаются в понимании связанных с этой позицией трудностей, проблем, в получении реальной помощи для преодоления этих трудностей. Таким людям, прежде всего, необходимо общение, поддержание нормальных социально-бытовых условий (жилье, питание, одежда, медицинское обслуживание и др.), интеграция их в различные сферы социокультурной жизни (посильный труд, досуг, спорт и т.д.). Важную роль играет их психологическая и социальная реабилитация. В этом обширном классе клиентов можно выделить подгруппы людей со сходными проблемами, судьбами, хотя нередко многие из тех, кто субъективно считает себя нуждающимся в помощи, к таковым могут быть отнесены только условно. И наоборот, те, кому действительно необходимо специальное внимание, милосердное отношение, профессиональная помощь, не осознают своей потребности или, если осознают, то стыдятся обращаться за содействием.

Второй субъект социальной работы -- это те люди, которые ее осуществляют, социальные работники. Психологически они характеризуются, прежде всего, альтруистической, гуманистической направленностью, преимущественно нравственной мотивацией. Центральной характеристикой таких индивидов, которые выбрали своим жизненным предназначением оказание профессиональной или добровольческой социальной помощи, является милосердие, деятельная любовь к людям.

Другим, не менее важным компонентом деятельности этого субъекта являются его профессиональные умения и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи. Качествами, необходимыми для определения профессиональной пригодности к ведению социальной работы, принято считать, опираясь на многолетний опыт, накопленный в системах социального обслуживания зарубежных стран, следующие: высокий уровень интеллектуального развития; хорошая саморегуляция, навыки самодисциплины; способность проявлять терпимость; способность помогать людям в трудных ситуациях; физическая сила, выносливость; способность к перенесению больших психологических и моральных нагрузок; здравый смысл, умение четко мыслить; чуткость, эмпатичность.

Следует заметить также, что имеются противопоказания к занятию социальной работой, и среди них экстремизм любого толка -- от политического до религиозного.

Третий субъект социальной работы -- это люди, которые учат этому занятию. Они вырабатывают у обучающихся не только профессиональные знания и навыки, но и формируют гуманистическую установку, закрепляют альтруистическую направленность личности. Основную роль здесь играет сама личность педагога, наставника, руководителя практики. Подготовка преподавателя, методиста, практического психолога или семейного терапевта, которые могли бы эффективно проводить образовательный процесс, представляет большую трудность. Если за рубежом существует большая армия обученных социальных работников, разветвленная сеть социальных служб и имеющая большой опыт деятельности система профессионального образования в области социальной работы, то у нас получивших специальную подготовку преподавателей пока немного. Подбор площадок для проведения студенческой практики представляет большую трудность, как и нахождение опытных и методически грамотных супервизоров для нее.

Четвертый субъект социальной работы -- это ее исследователь. Его задача -- наблюдение практики социальной работы, анализ и фиксация существующих и зарождающихся тенденций ее состояния и развития; систематизация, обобщение накопленного материала и прогнозирование дальнейшего развития. Следует заметить, что при всех внешних неблагоприятных условиях для развития социальной науки в стране действует довольно много авторитетных исследователей социальной работы, объединенных в несколько школ. Их деятельность позволяет не только изучать существующее положение в сфере социальной работы, публиковать учебные и справочные пособия, но и предлагать инновационные модели и новые формы организации и деятельности социальных служб.

Пятый субъект -- это административные структуры социального управления. К ним принадлежат те деятели, от понимания которыми содержания и целей социальной работы зависит в значительной мере ее масштаб и эффективность. На разных уровнях государственной (законодательной и исполнительной) власти и муниципального управления они формулируют и осуществляют социальную политику в стране.

Конечно, уровень информированности, образованности и готовности участвовать в социальной работе каждого из этих субъектов различен. Скажем, у клиентов он может быть минимален, а у педагогов социального образования и у исследователей по определению должен быть максимальным. В связи с этим характер подготовки и объем необходимых знаний дифференцируется в соответствии с выполняемой ролью.

Он включает в себя:

Ш знание административного и социального права;

Ш управленческую компетентность (знание функций, методов деятельности и границ полномочий органов муниципального управления и местного самоуправления);

Ш знакомство с методами работы с администрацией и персоналом (образовательных, медицинских, правоохранительных, пенитенциарных и других учреждений); оказание им содействия в профессиональной деятельности, умение решать проблемы, возникающие в отношениях с клиентами, оказание помощи персоналу в решении личных проблем;

Ш способность выявить психологические, социально-психологические и бытовые факторы обострения проблем, возникающих перед клиентом;

Ш умение давать оценку социально-психологическому статусу клиента, проводить диагностику состояния его физического, психического и психологического здоровья;

Ш социальная и социально-психологическая адаптация в таких ситуациях, как одиночество, болезнь, семейная или школьная отверженность детей и т.д.; информация о благотворительных организациях, акциях, фондах;

Ш организация социальных проектов, акций помощи (например, " жилье для молодой семьи", " спорт для инвалидов", " образование в тюрьмах" и т.п.);

Ш представительство интересов клиента и семьи (помещение в школу, больницу, устройство на работу, контроль за состоянием клиента в лечебном, пенитенциарном учреждении и т.п.);

Ш исследование проблем суицида (среди детей, подростков, престарелых, инвалидов, заключенных и т.п.).

Большинство перечисленных пунктов относится к организационно-координаторским функциям социального работника. Для того чтобы охватить содержание социальной работы на ее различных уровнях, необходимо очертить функционально-ролевой репертуар социального работника.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.