Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадия 4: уважение 4 страница






Другие исследования также подтверждают, что в основе объяснения удовольст­вия от наблюдения за спортивными соревнованиями лежит диспозиционная теория {Madrigal, 1995). См. обзор полученных данных у Bryant & Raney, 2000.

Научные работы показали, что на получение удовольствия от спортивных развле­чений, переданных посредством масс-медиа, влияют несколько различных факто­ров. Причем, большему удовольствию способствует неизвестность или страх неудов­летворительного исхода (Gan, Tuggle, Mitrook, Coussement & Zillmann, 1997). Другим немаловажным фактором, повышающим удовольствие от просмотра спортивных игр, является их риск и экстремальность {Sargent, Zillmann & Weaver, 1998).

Немаловажную роль в процессе получения удовольствия от спортивных соревно­ваний играют тендерные различия. Женщины предпочитают умеренную напряжен­ность в спортивных соревнованиях, тогда как мужчины получают удовольствие от высоко напряженных ситуаций. Кроме того, женщины выше оценивают виды спор­та, в которых присутствует элемент артистизма, например фигурное катание или гимнастику {Bryant & Raney, 2000).

Ученые задаются вопросом: возрастает ли удовольствие от спортивных событий, если слышны гул, крики трибун и реакция толпы, как в случае возрастания удоволь­ствия от комедии при звуках смеха? Попытки исследования этого вопроса не увен­чались успехом {Zillmann & Bryant, 1994; Hocking, 1982). Мы не уверены в эффектах социального взаимодействия при просмотре спортивных соревнований, будь-то большая социальная группа на стадионе или маленькая перед экраном телевизора.

Напряжение

Согласно П. Вордереру и С. Ноблоху {Vorderer & Knobloch, 2000), напряжение — это эмоциональная реакция на некоторую историю или ее часть, при которой ауди­тория не уверена в финальной развязке. Удовольствие от напряжения и неизвест­ности, как показала практика, объяснить немного сложнее, чем другие развлечения, например комедию, обычную драму или спортивные соревнования. В большинстве напряженных произведений главные герои сталкиваются с неприятностями или опасностями, угрозой чего-либо {Zillmann, 1980, 1991с). Едва избежав гибели от злых сил, герои, которым люди симпатизируют, сталкиваются с новыми неприятностями и несчастьями. Аудитории, несомненно, нравится подвергать себя такому напряже­нию и душевому страданию. Как и в примере стандартной драмы, одним из факто­ров, побуждающих людей возвращаться к таким произведениям снова и снова, явля­ется хорошая развязка.

Однако удовольствие, которое мы получаем от благополучной концовки напря­женного триллера, не объясняет до конца популярности этого жанра. Его привлека­тельность поясняется тезисом, кажущимся парадоксальным: в таких произведениях должно быть значительно больше сцен, от которых публика испытывает страх и страдание, чем сцен, описывающих удачное разрешение конфликтов. Тогда поче­му люди получают удовольствие от таких произведений?


Глава 20.Воздействие развлекательных медиапроизведений 387

Некоторые исследователи полагают, что ключом к популярности триллеров или боевиков является возбуждение, которое они несут. Смотреть такие фильмы очень увлекательно. Зрители, которым нравятся такие фильмы, в реальной жизни скучают и недополучают острых ощущений, поэтому им нравится чувство напряжения и воз­буждения (Tannenbaum, 1980; Zillmann, 1991b; Zuckerman, 1979).

Другое правдоподобное объяснение популярности произведений такого жанра за­ключается в том, что большое напряжение и душевные страдания в конце приносят та­кое же большое облегчение. Чем больше зрители страдают вместе с главными героями, тем большее удовлетворение они получают в конце, когда все проблемы уже разрешены. Получение удовольствия от финального итога во много раз усиливается. Это объяснение поддерживают и специально проведенные исследования (Zillmann, 1980, 1991с).

За последние годы ученые выдвинули несколько новых теорий для объяснения удовольствия от напряжения среди аудитории (Caroll, 1996; Vorderer, 1996). Одной из самых интересных является теория эмпатии (Zillmann, 1991a). Теория объясняет, почему люди вовлекаются эмоционально или психологически в то, что они видят, слышат или читают. Они втягиваются потому, что сами каким-либо образом прича-стны к тому, что разворачивается перед ними, или могут представить себя на месте главных героев. Поэтому люди сопереживают персонажам, столкнувшимся с непри­ятностями, опасностью или каким-либо горем.

Формулировка эмпатии по Д. Зиллману, несколько перегруженная конкретными характеристиками, подчеркивает, что эмпатия является первой и основной реакци­ей на определенный стимул. Он определяет эмпатию как переживание, которое яв­ляется реакцией на определенные события, а именно:

• информацию об обстоятельствах, способных вызвать в другом человеке ост­
рые эмоции;

• жесты, мимику, паралингвистическое и лингвистическое выражение эмоцио­
нального переживания человека;

• поступки другого человека, предполагающие, что он будет действовать под влиянием острых эмоциональных переживаний;

• эта реакция сопровождается заметным возрастанием возбуждения;

• объясняется респондентами как сопереживание или сочувствие другому чело­веку (Zillman, 1996, р. 214-215).

Ужас

Когда зрители слышат смех других людей во время просмотра комедии, стано­вится более вероятным, что они тоже захотят смеяться и получат большее удовольст­вие от представления. Срабатывает ли это утверждение в случае реакции на ужас? Интересно, что ответ на этот вопрос будет отрицательным.

Согласно объяснению с точки зрения воздействия на аудиторию, люди должны полу­чать больше удовольствия от страшного фильма, видя при совместном просмотре испу­ганные лица других зрителей. Однако исследования показали, что это утверждение не верно (Zillmann, Weaver, Mundorf & Aust, 1984). Напротив, тут проявляются тендерные различия, социальные и культурные ожидания. В традиционных культурах предполага­ется, что юноши должны преодолевать страх и служить защитой для девушек.


388 Часть HI. Основные направления исследований

Исследования показали, что мужчины получают больше удовольствия от страха, находясь в компании испуганных женщин. Мужское умение владеть собой повышает их самооценку, когда при просмотре самого страшного и жуткого фильма они излуча­ют силу и уверенность и могут успокоить испуганных спутниц. Однако удовольствие мужчин резко снижалось, когда женщины боялись меньше их (Zillmann etal., 1984).

Предполагается, что женщины получают большее удовольствие от страха, смотря фильм вместе с мужчиной, выражающим спокойствие, не боящимся и способным их успокоить. Мужчина, охваченный страхом, не обеспечит ту уверенность и надеж­ность, которых ищут испуганные женщины. Полученные данные исследований полностью подтвердили, что женщины получают большее удовольствие от фильмов ужасов, если смотрят их в компании с сильным мужчиной, а не с испуганным {Zillmann etal, 1984).

Испуганная девушка хочет прижаться к своему парню — это утверждение стало клише для фильмов ужасов. Если это правда, то можно понять, почему мальчики хо­тят быть смелыми, почему девочки хотят кричать и почему они любят ходить на та­кие фильмы вместе (Zillmann & Bryant, 1994, p. 456).

Современные исследования и дальнейшие перспективы

Чудеса техники информационной эпохи обещают принести больше свободного времени и возможностей для развлечения посредством средств массовой информа­ции. Как оптимистично заявил Д. Зиллман:

" Грядет Век развлечений! Бесконечные разговоры о настоящем времени, как о Веке информации, не обязательно ошибочны. Напротив, прослеживается, что грандиозные возможности производства, управления и передачи информации могут в равной сте­пени, если не больше, послужить и работе, и досугу" (Zillman, 2000a, р. 17).

Исследования развлечений в будущем обещают стать одними из главных облас­тей исследований процессов массовой коммуникации. Недавно, в дополнение к традиционным видам медиа, таким как телевидение, кино и музыкальное телевиде­ние (клипы) (Hansen & Hansen, 2000), ученые приступили к изучению развлекатель­ных эффектов новых интерактивных медиа (Vorderer, 2000; Chapter 21, New Media Technologies) и интерактивных видеоигр (Grodal, 2000).

Развлечения в режиме он-лайн

Одной из главных проблем для создателей Internet-приложений является разработка он­лайновых развлечений. Web-сайты крупных телевизионных компаний предлагают послед­ние новости, но не развлечения он-лайн. Попытки разработки развлекательных приложе­ний на с а й т а х таких гигантов, как America Online и Microsoft, не у в е н ч а л и с ь у с п е х о м. Г л а в -ная проблема заключается в том, чтобы придумать новые формы развлечений, которые подходили бы особой аудитории в режиме реального времени. От развлечений стандарт­ных медиа, таких как телевидение, кино и радио, эти игры, видео и т. д. должны отличаться своей интерактивной природой.

В годы зарождения телевидения его работники столкнулись с похожей проблемой. Снача­ла появились последние известия, в то время как развлекательные программы развивались


Глава 20.Воздействие развлекательных медиапроизведений 389

намного медленнее. Многие из первых передач были простыми кальками радиошоу. Вре­мя шло, продюсеры и программные директора открыли различные технологии, которые усовершенствовали качество развлекательных программ, и через несколько десятилетий телевидение нашло свой оригинальный способ стать развлечением для миллионов людей.

Однако бесспорным остается одно: социологи продолжат внимательное наблюдение за развитием Internet, особенно его развлекательных функций. В данное время на его пользо­вателях уже проверяются положения теории использования и удовлетворения, а также по­веденческих теорий. В будущем воздействие Web-развлечений станет, вероятно, главной темой исследований.

Резюме

Большинство продуктов масс-медиа предназначены для развлечения аудитории. Развлечение может быть определено как эффективное и приятное средство облегче­ния через снижение неудовлетворенности и неизбежных стрессов жизни. Изучение развлекательной функции масс-медиа помогает узнать, почему люди ищут развлече­ний, почему они выбирают определенный тип развлечений и какие существуют ви­ды воздействия развлечений на аудиторию.

Во все времена люди использовали развлечения для многих целей — отдыха, заба­вы, веселья, различных ритуалов и т.д. О моральной ценности развлечений размышля­ли античные философы. М. Монтень и 3. Фрейд ввели новый взгляд на развлечения, как рекреационное средство уменьшения стрессов, скуки и несчастья. Для объяснения эффектов медиаразвлечений применяются исследования теории использования и удовлетворения и поведенческой теории. Теория использования и удовлетворения сконцентрирована на мотивациях и поведении зрителей. Поведенческий подход по­зволяет исследователям принять мотивы людей за гипотезы и потом проверять их в контрольных условиях.

На решение человека выбрать определенную развлекательную передачу может влиять множество различных факторов. Концепция избирательного подхода к мате­риалу, который мы смотрим, предполагает, что люди в своем выборе основываются на личностных предпочтениях и потребностях. Исследования показали, что в боль­шинстве случаев люди делают свой выбор импульсивно или под влиянием момента, в зависимости от состояния, настроения или каких-то внутренних соображений. Настроения значат очень много при выборе развлекательного материала. Скучаю­щие люди имеют тенденцию смотреть возбуждающие, волнующие программы, тогда как напряженные люди предпочитают что-то спокойное и тихое.

Развлечения бывают различных форм. Комедии, трагедии, музыкальные и танце­вальные представления, артистические шоу, игровые шоу, спортивные соревнова­ния — все они рассматриваются как формы развлечения.

В каждой драме обязательно присутствует конфликт. Но чтобы драма доставила удовольствие, в ней должны быть и другие элементы. Очень важны для получения удо­вольствия интересные персонажи, которых зрители любят или, наоборот, презирают. Также в драме необходимо благополучное разрешение конфликта. Была разработана диспозиционная модель, позволяющая прогнозировать степень удовольствия от дра­мы, юмора или спортивных соревнований.


390 Часть III. Основные направления исследований

Юмор очень часто используется в средствах массовой информации как средст­во убеждения. Людям нравится юмор — он понижает их осторожность и повышает расположение к источнику сообщения. Смех — явление заразительное. Когда зри­тели слышат, как другие реагируют на что-либо смехом (даже если этот смех запи­сан на пленку), они тоже начинают смеяться и оценивают представление как бо­лее приятное.

Привлекательность напряжения в передачах объясняется тезисом, который ка­жется парадоксальным: в них должно быть намного больше сцен, от которых публи­ка испытывает страх и страдание, чем сцен, описывающих удачное разрешение конфликтов. Предполагается, что популярности триллеров способствует вызывае­мое ими возбуждение. Также постоянное напряжение увеличивает удовлетворение от счастливого конца. Теория эмпатии предполагает, что человек может себя иден­тифицировать с героями, которые с честью выходят из опасных ситуаций.

На получении удовольствия от страха сказываются тендерные различия, соци­альные и культурные ожидания. Мужчинам больше нравится смотреть фильмы ужа­сов, когда они в компании испуганных женщин. А женщины получают удовольствие от таких фильмов, если смотрят их с мужчиной, который не кажется напуганным и который может их защитить.

Библиография

Berscheid, E. & Walster, Е. (1969). Interpersonal attraction. Reading, MA: Addison-Wesley.

Bryant, J. & Raney, A.]A. (2000). Sports on the screen. In D. Zillmann & P. Vorderer (Eds.), Media

entertainment: The psychology of its appeal (pp. 153—174). Mahwah, NJ: Erlbaum. Bryant, J. & Zillmann, D. (1984). Using television to alleviate boredom and stress: Selective exposure

as a function of induced excitational states. Journal of Broadcasting, 28(1), 1 — 2 0. Carroll, N. (1996). The paradox of suspense. In P. Vorderer, H.J. Wulff & M. Friedrichsen (Eds.),

Suspense: Conceptualizations, theoretical analyses, and empirical explorations (p p. 71—92). Mahwah,

NJ: Erlbaum. Chapman, A.J. (1973a). Funniness of jokes, canned laughter and recall performance. Sociometry, 36.

569-578. Chapman, A.J. (1973b). Social facilitation of laughter in children. Journal of Experimental Social

Psychology, 9, 5 2 8 - 5 4 1. Chapman, A.J. & Foot, H.C. (Eds.) (1996). Humor and laughter: Theory, research, and applications.

New Brunswick, NJ: Transaction. Chapman, A.J. & Wright, D.S. (1976). Social enhancement of laughter: An experimental analysis of

some companion variables. Journal of Experimental Child Psychology, 2 1, 201 —218. Christ, W.G. & Medoff, N J. (1984). Affective state and selective exposure to and use of television.

Journal of Broadcasting, 28 (1), 5 1 - 6 3. Cupchik, G.C. & Leventhal, H. (1974). Consistency between expressive behavior and the evaluation

of humorous stimuli: The role of sex and self-observation. Journal of Personality and Social

Psychology, 30, 429-442. Donnerstein, E. (1980). Pornography and violence against women: Experimental studies. Annals of

the New York Academy of Sciences, 347, 277—288. Freud, S. (1930/1960a). Das Unbehagen in der Kultur. In Das Unbewusste: Schriften zur Psychoanalyse

(pp. 339—415). Frankfurt, Germany: Fischer Verlag.


Глава 20.Воздействие развлекательных медиапроизведений 391

Freud, S. (1915/1960b). Das Unbewusste. In Das Unbewusste: Schriften zur Psychoanalyse (pp. 1—40).

Frankfurt, Germany: Fischer Verlag. Freud, S. (1905/1960c). Jokes and their relation to the unconscious. New York: Norton. Freud, S. (1919/1963a). Das Unheimliche. In Das Unheimliche: Aufsatze zur Literatur (pp. 45-84).

Frankfurt, Germany: Fischer Doppelpunkt. Freud, S. (1908/1963b). Der Dichter und das Phantasieren. In Das Unheimliche: Aufsatze zur

Literature (pp. 7—18). Frankfurt, Germany: Fischer Doppelpunkt. Fuller, R.G.C. & Sheehy-Skeffington, A. (1974). Effects of group laughter on response to humorous

material: A replication and extension. Psychological Reports, 35, 531—534. Can, S., Tuggle, C.A., Mitrook, M.A., Coussement, S.H. & Zillmann, D. (1997). The thrill of the

close game: Who enjoys it and who doesn't? Journal of Sport & Social Issues, 21, 53—64. Geen, R.G. (1976). Observing violence in the mass media: Implications of basic research. In R.G. Geen

& E.C. O'Neal (Eds.), Perspectives on aggression (pp. 193—234). New York: Academic Press. Grodal, T. (2000). Video games and the pleasures of control. In D. Zillmann & P. Vorderer (Eds.),

Media entertainment: The psychology of its appeal (pp. 197—214). Mahwah, N J: Erlbaum. Gruner, C.R. (1996). Wit and humour in mass communication. In A.J. Chapman & H.C. Foot

(Eds.), Humour and laughter: Theory, research, and applications (pp. 287—312). New Brunswick,

NJ: Transaction. Hansen, C.H. & Hansen, R.D. (2000). Music and music videos. In D. Zillmann & P. Vorderer

(Eds.), Media entertainment: The psychology of its appeal (pp. 1 7 5 — 1 9 6). Mahwah, N J: Erlbaum. Helregel, B.K. & Weaver, J.B. (1989). Mood-management during pregnancy through selective

exposure to television. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 33, 15—33. Hirt, E.R., Zillmann, D., Erickson, G.A. & Kennedy, С (1992). Costs and benefits of allegiance:

Changes in fans' self-ascribed competencies after team victory versus defeat. Journal of Personality

and Social Psychology, 63 (5), 724-738. Hocking, J.E. (1982). Sports and spectators: Intra-audience effects. Journal of Communication, 32 (1),

100-108. Knapp, M. (1978). Nonverbal communication in human interaction. New York: Holt, Rinehart &

Winston. Leventhal, H. & Cupchik, G.C. (1975). The informational and facilitative effects of an audience upon

expression and evaluation of humorous stimuli. Journal of Experimental Social Psychology, 11,

363-380. Leventhal, H. & Mace, W. (1970). The effect of laughter on evaluation of a slapstick movie. Journal of

Personality, 38, 16-30. Madrigal, R. (1995). Cognitive and affective determinants of fan satisfaction with sporting event

attendance. Journal of Leisure Research, 27, 205—227. Malinowski, B. (1948). Magic, science and religion, and other essays. Garden City, NY: Doubleday

Anchor Books. Masters, J.C., Ford, M.E. & Arend, R.A. (1983). Children's strategies for controlling affective

responses to aversive social experience. Motivation and Emotion, 7, 103—116. McGhee, P.E. (1979). Humor: Its origin and development. San Francisco: Freeman. Meadowcraft, J. & Zillmann, D. (1984, August). The influence of hormonal fluctuations on women's

selection and enjoyment of television programs. Paper presented at the meeting of the Association for

Education in Journalism and Mass Communication, Gainesville, FL. Montaigne, M.E. de. (1927). The essays of Montaigne (Vols. 1-2), (E.J. Trechmann, Trans.). London:

Oxford University Press. Nerhardt, G. (1996). Incongruity and funniness: Towards a new descriptive model. In A.J. Chapman

& H.C. Foot (Eds.), Humor and laughter: Theory, research, and applications (pp. 55—62). New

Brunswick, N.J.: Transaction.


392 Часть III. Основные направления исследований

O'Neal, E.C. & Taylor, S.L. (1989). Status of the provoker, opportunity to retaliate, and interest in

video violence. Aggressive Behavior, 15, 1 7 1 — 1 8 0. Pascal, B. (1941). Pensees (W.F. Trotter, Trans.). New York: Modern Library, plato (1892). Philebus. In B. Jowett (Ed. and Trans.), The dialogues of Plato (3rd ed., Vol. 4, pp. 5 1 9 -

645). New York: Macmillan. Rosnow, R.L. & Robinson, E.J. (Eds.). (1967). Experiments in persuasion. New York: Academic Press. Rothbart, M.K. (1996). Incongruity, problem-solving and laughter. In A.J. Chapman & H.C. Foot

(Eds.), Humor and laughter: Theory, research, and applications (pp. 37—54). New Brunswick, NJ:

Transaction. Rushton, J.P. (1979). Effects of prosocial television and film material on the behavior of viewers. In

L. Berkowitz (E d.), Advances in experimental social psychology (Vol. 12, p p. 321—351). New York:

Academic Press. Sargent, S.L., Zillmann, D. & Weaver, J.B. (1998). The gender gap in the enjoyment of televised

sports. Journal of Sport & Social Issues, 22, 46—64. Smiley, S. (1971). Playwriting: The structure of action. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. Smyth, M.M. & Fuller, R.G.C. (1972). Effects of group laughter on responses to humorous material.

Psychological Reports, 30, 132-134. Tannenbaum, P.H. (1980). An unstructured introduction to an amorphous area. In

P.H. Tannenbaum (Ed.), The entertainment functions of television (pp. 1—12). Hillsdale, NJ:

Erlbaum. Vorderer P. (1996). Toward a psychological theory of suspense. In P. Vorderer, HJ. Wulff &

M. Friedrichsen (Eds.), Suspense: Conceptualizations, theoretical analyses, and empirical explorations

(pp. 233-254). Mahwah, NJ: Erlbaum. Vorderer, P. (2000). Interactive entertainment and beyond. In D. Zillmann & P. Vorderer (Eds.),

Media entertainment: The psychology of its appeal (pp. 21—36). Mahwah, NJ: Erlbaum. Vorderer, P. & Knobloch, S. (2000). Conflict and suspense in drama. In D. Zillmann & P. Vorderer

(Eds.), Media entertainment: The psychology of its appeal (pp. 59—72). Mahwah, NJ: Erlbaum. Wakshlag, J., Vial, V & Tamborini, R. (1983). Selecting crime drama and apprehension about crime.

Human Communication Research, 10, 227—242. Zillmann, D. (1977). Humor and communication. In A.J. Chapman & H.C. Foot (Eds.), It's a funny

thing, humor (pp. 291—301). Oxford, England: Pergamon. Zillmann, D. (1980). Anatomy of suspense. In P.H. Tannenbaum (Ed.), The entertainment functions of

television (pp. 133—163). Hillsdale, NJ: Erlbaum. Zillmann, D. (1982). Television viewing and arousal. In D. Pearl, L. Bouthilet & J. Lazar (Eds.),

Television and behavior: Ten years of scientific progress and implications for the eighties: Vol. 2.

Technical reviews (pp. 53—67). Washington, DC: U.S. Government Printing Office. Zillmann, D, (199 la). Empathy; Affect from bearing witness to the emotions of others. In J. Bryant &

D. Zillmann (Eds.), Responding to the screen: Reception and reaction processes (pp. 135—167).

Hillsdale, NJ: Erlbaum. Zillmann, D. (1991b). Television viewing and physiological arousal. In J. Bryant & D. Zillmann

(Eds.), Responding to the screen: Reception and reaction processes (pp. 103—133). Hillsdale, NJ:

Erlbaum. Zillmann, D. (1991c). The logic of suspense and mystery. In J.Bryant & D. Zillmann (Eds.),

Responding to the screen: Reception and reaction processes (pp. 281—303). Hillsdale, NJ: Erlbaum. Zillmann, D. (1996). The psychology of suspense in dramatic exposition. In P. Vorderer, H.J. Wulff

& M. Friedrichsen (Eds.), Suspense: Conceptualizations, theoretical analyses, and empirical

explorations (pp. 199-232). Mahwah, NJ: Erlbaum. Zillmann, D. (2000a). The coming of media entertainment. In D. Zillmann & P. Vorderer (Eds.)

Media entertainment: The psychology of its appeal (pp. 1 — 2 0). Mahwah, N J: Erlbaum.


Глава 20.Воздействие развлекательных медиапроизведений 393

Zillmann, D. (2000b). Humor and comedy. In D. Zillmann & P. Vorderer (Eds.), Media entertainment:

The psychology of its appeal (pp. 3 7 - 5 8). Mahwah, N J: Erlbaum. Zillmann, D. & Bryant, J. (1985a). Affect, mood, and emotion as determinants of selective exposure.

In D. Zillmann & J. Bryant (Eds.), Selective exposure to communication (pp. 157-190). Hillsdale,

NJ: Erlbaum. Zillmann, D. & Bryant, J. (Eds.). (1985b). Selective exposure to communication. Hillsdale, NJ: Erlbaum. Zillmann, D. & Bryant, J. (1991). Responding to comedy: The sense and nonsense of humor. In

J. Bryant & D. Zillmann (Eds.), Responding to the screen: Reception and reaction processes

(pp. 261-279). Hillsdale, NJ: Erlbaum. Zillmann, D. & Bryant, J. (1994). Entertainment as media effect. In J. Bryant & D. Zillmann (Eds.),

Media effects: Advances in theory and research (pp. 437—461). Hillsdale, NJ: Erlbaum. Zillmann, D., Bryant, J. & Sapolsky, B.S. (1979). The enjoyment of watching sport contests. In

J.H. Goldstein (Ed.), Sports, games, and play: Social and psychological viewpoints (pp. 297-335).

Hillsdale, NJ: Erlbaum. Zillmann, D. & Cantor, J.R. (1976/1996). A disposition theory of humor and mirth. In A.J. Chapman

& H.C. Foot (Eds.), Humor and laughter: Theory, research, and applications (pp. 93-116). New

Brunswick, NJ: Transaction. Zillmann, D., Hezel, R.T. & Medoff, N.J. (1980). The effect of affective states on selective exposure

to televised entertainment fare. Journal of Applied Social Psychology, 10, 323—339. Zillmann, D. & Vorderer, P. (Eds.) (2000). Media entertainment: The psychology of its appeal.

Mahwah, NJ: Erlbaum. Zillmann, D., Weaver, J., Mundorf, N. & Aust, C.F. (1984). Companion effects on the enjoyment of

horror. Unpublished manuscript, Indiana University, Bloomington. Zuckerman, M. (1979). Sensation seeking: Beyond the optimal level of arousal Hillsdale, NJ: Erlbaum.


Глава 21

Новые коммуникационные

технологии

З

а последние несколько десятилетий новые коммуникационные технологии стали причиной многочисленных изменений в повседневной жизни. Уже, начиная с 1980-х годов, в нашу жизнь прочно вошли электронная почта, видеоконференции, голосовые сообщения, голосовая почта и другие современные коммуникационные технологии (Daft, 1989). В 1990-е годы мы в полной мере ощутили на себе воздейст­вие Internet, предоставившего новые возможности для связи и общения людей как между собой, так и со всемирной базой данных, и в результате коренным образом изменившего нашу жизнь.

Новые технологии заставили нас изменить традиционные представления о про­цессах массовой коммуникации. В последние годы традиционные формы медийной коммуникации, имеющей огромную разнородную и анонимную аудиторию (например, телевидение и радио) постепенно стали объединяться, а часто попросту затмеваться другими формами коммуникации, аудитория которых имеет более ши­рокие возможности для обратной связи и намного больше " власти пользователя". Если посмотреть с другой стороны, то односторонняя массовая коммуникация по­степенно эволюционирует до более интерактивной или транзактной связи. Многие из новых коммуникационных технологий, заодно с услугами массовой коммуника­ции, предоставляют воим пользователям межличностное общение. Кроме того, ин­терактивные компоненты отдельных новых коммуникационных технологий сглажи-


396 Часть III. Основные направления исследований

вают различия между такими классическими понятиями, как " отправитель" и " получатель", долгое время бывшими главными составляющими модели массовой коммуникации.

Характеристики новых технологий заставляют нас выйти за пределы традиционной массовой коммуникации. Эту новую область можно назвать транзактной медийной коммуникацией. Транзактная означает смену ролей — переход к таким межличностным коммуникационным отношениям, в которых каждая сторона может по очереди высту­пать в роли отправителя, получателя или передатчика информации. Таким образом, происходит обмен информацией, определенными знаками, а в результате и конкрет­ными знаниями. Медийная означает, что эти технологии по-прежнему включают в себя медиа. В большинстве медиасистем, поддерживающих транзактные коммуникации, возможна также массовая коммуникация. Другими словами, коммуникационными транс-действиями могут обмениваться много пользователей. Любой человек или орга­низация могут обращаться к великому множеству других пользователей.

В сегодняшнюю эпоху информации перемены происходят постоянно. Как видно из последующих разделов, причиной этих стремительных изменений, происходящих прямо на наших глазах, стал тесный союз компьютера и современных медиа. После краткого обзора нового медиапространства рассмотрим характеристики новой ме-диааудитории и проследим, как новые медиатехнологии заставляют нас изменить традиционное представление о ней. В этой главе мы рассмотрим также этические проблемы и вопросы, до сих пор нас абсолютно не беспокоившие. Разумеется, такие изменения заставят нас пересмотреть существующие теории и модели коммуника­ции, а также разработать новые. В конце главы изучим эти проблемы в свете соци­ального и психологического воздействия новых технологий на людей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.