Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шиваизм






Одно из главных направлений индуизма, в основе которого лежит культ бога Шивы. В индуистской триаде Брахма-Вишну-Шива последний выполняет функции разрушителя мира в конце каждого космического цикла, но в шиваизме он почитается как Высший Бог, объединяющий и совмещающий в себе все основные божественные космические функции (творческие, охрана, разрушение) и превосходящий всех других богов. Учение о Шиве как о верховном божестве (шивашасана) изложено в шиваитских священных текстах, преждн всего в Шива-пурана и Шветашварата-упанишада.

Шива – полная противоположность Вишну. Он любит выходить за рамки общепринятых норм.

Шива-Рудра – самый грозный и страшный из богов, единственный, кого боялись даже ведийские боги. Он движет эволюцию через насилие и разрушение, его дар - сила сражаться, сила, направленная против зла, грешников и врагов. Шива разрушает их своим внутренним огнем, который он аккумулирует в результате йогических практик и аскезы.

Образ и мифология Шивы в основных своих чертах формируется в эпосе, в первую очередь в Махабхарате. Он изображается в виде 4-рукого танцора, или мидитирующего йоги. 1008 имен Шивы.

Многоликость и противоречивость – самые характерные черты его образа. Он бог-созидатель, он же и разрушитель; он благ и милостив и в то же время может появиться в образе аскета или йога (он «Царь йоги», «Йогараджа»), но он же и великий любовник, воплощение половой энергии (один из важных элементов его культа – поклонение лингаму). Более того, он Ардханари, наполовину мужчина, наполовину женщина.

В отличие от других индуистских богов, у Шивы нет не богатых дворцов, ни сокровищ – ведь он Йог, сознательно отказавшийся от соблазнов мирской жизни и поборовший земные привязанности

Так Шива указывает своим последователям путь конечного освобождения – трудный и опасный путь мистического знания (джняна-марга), путь йоги и аскетизма, когда в результате обуздания ума и чувств «зеркало души» очищается от всех временных забот, становится подобным ничем не замутненной, неподвижной поверхности воды и дает неискаженное отражение Бога, «спрятанного в сердце» человека.

Шиваизм вмещает в себя и массовую традицию, и эзотерический культ для узкого круга посвященных в высшие истины; он характеризуется как высокими духовными поисками, так и отталкивающими ритуальными практиками, т. н. «левых» тантрических сект.

Шиваиты почитают Шиву как Спасителя и обращаются к нему за помощью в трудные минуты жизни, надеясь на его милосердие, у них есть свои поэты-мистики, гимны которых исполняются во время пуджи. В шиваизме сосуществуют различные секты, философские школы и ритуальные практики

Шиваиты более тяготеют к аскетическому идеалу; йога и йогические аскетические ордена. Кроме того, в отличие от вишнуизма, шиваизм включает в себя кровавые жертвоприношения животных и птиц и имеет историю религиозных преследований инакомыслящих.

Культ Шивы содержит элементы, восходящие к доарийской древности: власть над животными, в частности, над змеями, поклонение лингаму (фаллосу), практика йоги.

Как культовая система шиваизм складывается примерно во 2-1 вв. до н.э. В раннее Средневековье культ Шивы распространился уже по всей Индии

Дополнение не вместившееся в одобренную норму, но интересное и важное..: -)

Шива Натараджа, исполняющий «танец адости» (анандатандава), знаменует окончание одного цикла времени и начало следующего, т.е. разрушение старой вселенной и рождение новой. В этот момент огромной космической значимости Шива совмещает и примиряет в себе все противоположенности – любовь и ненависть, день и ночь, добро и зло, жизнь и смерть.

Фигура четырехрукого Шивы Натараджи размещается в центре круга из мириад вспыхивающих и гаснувших огней – столько же миров появляется и исчезает в вечном процессе творения и разрушения. Огненное кольцо вокруг Шивы символизирует этот вселенский круговорот сансары. Четыре руки – символ сверхъестественной божественной силы, всемогущества и универсальности. В правой верхней руке он держит небольшой барабан (дамару), похожий на песочные часы, - это символ божественного звука ОМ, соотносимого в индуизме с первичным звуком творения. Ритм, который Шива отбивает на барабане, это ритм движения вселенной, ее творения и растворения, ритм дыхания жизни и биения сердец – т.е. пульс и ритм Времени. В левой верхней руке Шива держит огонь, символизирующий смерть и разрушение мира. Это одновременно и пламя космических и земных погребальных костров, и символ трансформации – уничтожения материальной формы и дарование душе освобождения. Т.о., две верхние руки Шивы означают творение и разрушение, манифестацию и освобождение. Шива несет смерть, но в конечном итоге он есть жизнь и освобождение. Правая нижняя рука Шивы изображена в жесте абхая-мудра («не бойся»), означающем в индуистской иконографии божественную защиту и успокоение. Четвертая рука, изображенная в традиционном жесте милосердия, указывает вниз на поднятую в танцевальном движении ногу Шивы и говорит о том, что почитая стопы Бога, можно обести под ними божественное покровительство и найти путь к освобождению.

Все вместе четыре руки оличетворяют три космические функции Высшего Бога – творение, сохранение и защиту мира и его разрушение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.