Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вишнуизм и движение бхакти.






В период горячих споров брахманов с буддистами, в народных верованиях на первый план выходит образ бога Вишну, культ которого сохранялся только в глухих уголках страны на юге и в Гималаях – там, где сохранилось коренное, доарийское население Индостана.

Фигура Вишну входит в состав ведийского пантеона, занимая в нем внешне незначительное место. Однако, будучи соратником Индры, Вишну играет важную роль в его борьбе против Вритры. Он делает знаменитые «три шага», смысл которых истолковывался по-разному, но наиболее существенна космогоническая интерпретация: ими достигается своего рода синтез только что возникшего космоса и укрепляются его структура и целостность. Характерно, что специфической функцией Вишну как члена Тримурти является именно охрана мира и поддержание в нем порядка и справедливости. Но чтобы занять свое место в этой триаде и стать верховным богом, почти бесплотному ведийскому Вишну пришлось пройти долгий и сложный путь развития, в течение которого происходило насышение его образа разнородным мифологическим и культовым материалом. Важнейшей промежуточной фигурой на этом пути был Нараяна, аборигенный бог по своему происхождению, культ которого включал в себя множество архаичных элементов, в том числе человеческие жертвоприношения, а также аскезу и йогу. Во время одного из жертвоприношений Нараяна вбирает в себя весь мир и обретает качество вездесущности. В процессе взаимодействия брахманизма с местными религиями именно он стал выдвигаться на роль верховного бога.

В индийской традиции имя Вишну толкуется как «проникающий во все», «всеобъемлющий». В эпосе и пуранах он наделен многочисленными достоинствами. Вишну изображается красивым юношей с лотосоподобными глазами и темно-синим телом, который стоит на лотосовом троне. На груди у него драгоценное украшение с крупным сапфиром, на голове роскошная золотая царская корона, в ушах золотые серьги, на руках и ногах браслеты, на бедрах золотой пояс, а на шее – неувядающая цветочная гирлянда. Цвет одежд желтый. Обычно у него четыре руки, которые демонстрируют его божественную природу и всемогущество. В руках он держит по одному из своих главных атрибутов: раковину (шанкха), лотос (падма), и два оружия – палицу (гада) и огненный диск (чакра).

Раковина символически свидетельствует о Вишну как источнике бытия и творения. Аналогичную символику раковина имеет и в буддизме. Лотос является одним из важнейших символов индуизма и буддизма. Лотос символизирует духовное совершенство и прекрасный мир, возникающий из Высшей Реальности. Он также ассоциируется с духовной эволюцией человека, его конечным совершенством и чистотой. Кроме того, лотоя является символом плодородия. Огненный диск, вращающийся на указательном пальце правой руки Вишну, является символом дарующего жизнь солнца и универсального Разума, создающего множество форм вселенной. Чакра является основным оружием Вишну, которым он поражает зло и незнание. Палица – еще одно оружие Вишну и одновременно его божественный скипетр, символ царской власти.

Иногда одна рука Вишну свободна и находится в символическом положении (мудра), указывающем на ту или иную его силу. Темно-синий цвет тела Вишну символизирует бесконечное космическое пространство и цвет грозовой тучи, которая в начале муссонных дождей приносит облегчение и радость высохшей земле и людям – недаром во многих мировых культурах дождь рассматривается как знак божьей милости.

В образе Вишну людям больше всего импонирует его доброта и сострадание. Он поддерживает человека, хранит его от зла. Культ Вишну свободен от крайностей поклонения природе и от аскетизма, свойственного шиваизму.

Неотъемлемую часть культа Вишну образует почитание его супруги Лакшми. Ее образ также восходит ко многим истокам, один из которых – ведийская богиня счастья и благополучия Шри. Связан он и с аборигенными верованиями, в частности, с культами плодородия и животных (в т.ч. слона и коровы). В индуизме Лакшми почитается и самостоятельно (как богиня удачи и процветания), и вместе с Вишну.

Вместе с культом Вишну начали возвращаться и многие архаичные доарийские верования, которые истолковывались уже по-новому. Поскольку божество может проявляться во всем, то горы, растения и животные тоже воспринимались как его воплощения.

Со 2 в. н.э. начинается интенсивное развитие вишнуизма. Особую поддержку ему оказали цари династии Гуптов (4-5 вв.), считавшие себя воплощениями Вишну. На юге Индии рост влияния вишнуизма связан с деятельностью альваров – поэтов, проповедовавших путь личного служения богу, его эмоционального почитания – бхакти. Бурный рост вишнуизма в Средние века был в немалой степени связан с исключительной популярностью образов Рамы и Кришны. Культ последнего стал мощным всеиндийским течением, чему способствовало распространение идеи бхакти – любви к богу и безраздельной преданности ему.

БХАКТИ. Важнейшую роль в становлении и развитии движения бхакти сыграл юг Индии. Здесь в 7-9 вв. в тамилоговорящих районах бродили святые поэты-мистики альвары («погруженные в Бога»), которые, переходя от храма к храму, воспевали Кришну и его амурные похождения с пастушками-гопи. Их песни, гармонично сочетавшие глубокие религиозные чувства, поэтический блеск и красоту музыки, очень скоро приобрели огромную популярность. Именно альвары сформировали основополагающие черты бхакти и вызвали к жизни совершенно новую для индусов форму религиозных чувств и религиозного служения, которая позднее распространилась по всей Индии и стала успешно развиваться не только в рамках вишнуизма, но и других индуистских культов. Альвары выражали любовь и преданность Богу в песнях, написанных на местном тамильском языке, а не на санскрите, в понятной всем манере, на языке знакомых человеческих чувств.

Хотя на идеологическом уровне все секты, исповедующие бхакти, утверждают, что кастовая и половая принадлежность несущественны для любви к Богу и достижения конечного освобождения, на практике они значительно различаются в уровне терпимости. Так, влиятельнейшая вишнуитская секта Шривайшнава принимает в свои ряды членов низших каст, но при этом запрещает им доступ в главную святыню – храм в Шрирангаме.

Надежда на спасение и путь к нему, предложенный бхакти для всех без исключения, выразились в упрощении требований к бхакте, т.е. к тому, кто следует путем бхакти. Учителя бхакти никогда не придавали особой важности ни традиционой учености, ни аскетическим практикам, требующим длительной подготовки и большой силы воли. В сущности, бхакта не нуждается в знании, т.к. основное препятствие на пути к Богу составляет не незнание, а неверие. Бога можно познать интуитивно посредством абсолютной любви и преданности, а достичь просветления и освобождения возможно только благодаря его высшей милости.

Идеология бхакти включает в себя в качестве незыблемого кредо: беспредельную веру в личного Бога абсолютной любви и милосердия; всепоглощающую любовь к Богу; преданность и беззаветное служение Богу; полное самоотречение и покорность воле Бога; обращение к Богу как к высшей защите; веру в божественность человеческой души; веру в желание Бога спасти ее. Кроме того, бхакти включает в себя не только любовь к Богу, но и отстраненность от тех, кто не любит его столь же сильно.

Выдающийся философ бхакти Рамануджа сформулировал 6 основных жизненных правил, которым должен следовать бхакта: соблюдать нормы вегетарианской диеты и правила приготовления приема пищи; не проявлять интереса к мирским вещам; неукоснительно исполнять все предписанные религиозные обряды и ритуалы, заниматься духовными практиками, совершать молитвы; вести себя добродетельно; не поддаваться депрессии.

Практически все философские школы и секты бхакти признают, что неустанное повторение имени Бога является лучшим лекарством от грехов и болезней, более того, оно может привести душу к спасению, т.к. повторение имени Бога полностью разрушает все грехи.

Культовые практики бхакти также характеризуются ритмичным пением и танцами, во время которых бхакта, находясь в возбужденном состоянии, вызванном громкой игрой на барабанах и особыми танцевальными движениями, может пережить экстатический контакт с Богом. Этому способствуют и определеные танцевальные ритмы, их постепенное ускорение и внезапное изменение, что вызывает у исполнителей эмоциональный шок. При этом танцующие образуют круг и хором повторяют за солистом слова песни. Считается, что гром барабанов и сам танец отпугивают злых духов и создают «зону безопасности». Индивидуальная нама-джапа и коллективная киртана стали самым типичным внешним проявлением бхакти.

Почитание стоп Бога – одна из заповедей бхакти – выражается в том, что индусы поклоняются священным «отпечаткам» божественных ног и каменным сандалиям Бога; кроме того, вишнуиты наносят себе на лоб две вертикальные линии в форме U от корней до переносицы, где они соединяются. Этот знак символизирует стопы ног Вишну. Иногда между ними ставится красная точка или проводится красная линия. Символические знаки Вишну наносятся также на грудь и руки; они имеют множество вариантов и указывают на сектантскую принадлежность верующего и его религиозное кредо.

В высшей степени важной фигурой в бхакти является гуру – духовный учитель и наставник, в котором почитатели, ученики и последователи видят живое присутствие Бога. Наиболее выдающиеся гуру, обладающие харизмой высшей святости, еще при жизни почитаются аватарами Вишну. В некоторых сектах роль гуру была настолько возвышена, что он стал почитаться даже выше самого Бога.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.