Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Музейном ресурсном центре открылась выставка, посвященная языческому культу коренных малочисленных народов ЯНАО.

Мир духов глазами шамана

В Музейном ресурсном центре открылась выставка, посвященная языческому культу коренных малочисленных народов ЯНАО.

 

- Собранная коллекция формировалась в течение нескольких лет, - рассказал на открытии научный сотрудник музея городской истории МРЦ Богдан Гердев. - Здесь представлены графика, скульптура, предметы быта и одежды, чучела животных и птиц. Сотрудники центра установили контакты с представителями коренного населения Ямальского Севера. Большую помощь в сборе экспонатов оказали ненецкая писательница, собирательница фольклора Полина Турутина и местный умелец, мастер декоративно-прикладного искусства и ремесел Сергей Ледков. Часть предметов подарила семья лесных ненцев – Игорь и Луиза Пяк.
Знакомство с мифами и традициями языческого культа ненцев зритель начинает уже при входе в экспозиционный зал, проходя под бахромой, символично отделяющей мир людей от мира духов. Ощущение таинственности усиливается этнической музыкой, сопровождающей рассказ экскурсовода, много лет увлеченного мистической темой, Богдана Гердева.


МИФ О МИРОЗДАНИИ


Хранителей культа, коими и являются шаманы, сегодня осталось очень мало. Тем не менее аборигены Ямала по сей день чтут и передают из поколения в поколение легенды и традиции предков.
В представлении местных жителей мир делится на три уровня. Верхний принадлежит главному божеству – бестелесному Нуму, как обитатели неба, его символизируют птицы; средний – это земля, где живут люди и животные, текут реки, растут травы и деревья; подземный мир бога Нга населен духами, приносящими несчастья и болезни нарушителям заветов предков.
Наиболее распространенный среди северян миф о мироздании повествует о том, что сначала была лишь вода. Задумав создать землю, Нум послал в воды мирового океана гагару (чучело такой птицы представлено в числе экспонатов). Много раз она безуспешно ныряла и вот, скрывшись однажды на несколько дней под водой, поднялась на поверхность с кусочком глины в клюве. Ком стал расти и превратился в землю.
Не все пернатые создания символизируют у ненцев небо. Мистическая птица Минлей (ее изображение тоже представлено на выставке) имеет семь пар железных крыльев, издающих в полете страшные звуки. Согласно легендам, Минлей поднимается из нижнего мира, чтобы наказать провинившихся людей. Считается, что она вызывает ураганы, землетрясения и другие стихийные бедствия.


ГОВОРЯЩИЙ С ДУХАМИ


Главным хранителем народных традиций у ненцев является шаман. Стать им может либо потомок шаманского рода, перенявший силу и знания предков, либо человек, избранный духами. Аборигены Севера верят, что душа языческого мага зарождается в снесенном священной птицей яйце. Оно покоится в люльке, подвешенной на мировом дереве (соответствующая инсталляция также представлена на выставке). Считается, что способности будущего служителя культа зависят от того, сколько лет его душа оставалась в своем хранилище: каждый год прибавляет силу. Если люлька висит близко к корням дерева, родится посредник для общения с богом тьмы; душа шамана для среднего мира созревает не очень высоко над землей - в кроне; на самых верхних ветвях вынашиваются души ведунов, способных общаться с главным божеством неба - Нумом.
Когда скорлупа лопается, в мире рождается шаман. К появившемуся на свет ребенку присматриваются. Если он имеет признаки, отличающие его от остальных сверстников, например необычную пигментацию, шестипалость, странное поведение, его направляют к наставнику. Служитель культа проверяет кандидата, и только потом начинается обучение. Каждый новичок проходит свой путь, пробует общаться с обитателями разных уровней мироздания. После ряда испытаний становится ясно, с какими из них он может взаимодействовать.


РИТУАЛЬНАЯ ОДЕЖДА


На первых порах новоиспеченный шаман внешне мало отличается от своих соплеменников. По мере накопления опыта его наряд начинает «обрастать» привесками, символизирующими духов, с которыми установлен контакт. Постепенно число потусторонних помощников растет, и к концу жизни колдуна вес его костюма может достигать пятидесяти килограммов.
Одежда белого шамана, изготовленная потомком шаманского рода Полиной Турутиной и представленная на выставке, является отражением вселенной: верхняя часть малицы украшена орнаментом «щучьи зубы», символизирующим подземный мир; в середине расположены «головки», означающие ныне живущих людей; ниже – рисунок «чайка», представляющий небо. Таким образом, мир отражается в перевернутом виде. Шаманы говорят: «Там (в мире духов) так же, как и здесь, только наоборот».Неотъемлемая часть костюма – пояс, он демонстрирует силу владельца и рассказывает о духах, помогающих ему.

Особую роль в облачении служителя культа играет головной убор, в частности священная бахрома, закрывающая лицо. Во-первых, в буквальном смысле зашоривая реальность, она позволяет посреднику между мирами яснее видеть духов; во-вторых, защищает простых смертных от гнева высших сил: считается, что во время обряда дух может вселиться в тело шамана, а встреча взглядами с представителем потустороннего мира грозит неминуемой бедой любому непосвященному.


МАГИЯ БУБНА


Большая часть музейного пространства и экскурсионного времени отдана теме ритуального бубна. Для его изготовления ненцами используются дерево и выделанная особым способом оленья шкура. Начинающий шаман бубна не имеет. Лишь пройдя ряд испытаний, он получает свой первый инструмент от наставника или мастерит его самостоятельно. Как и другие культовые атрибуты, бубен видоизменяется по мере профессионального роста служителя духов: появляются металлические подвески - чем больше металла, тем большей силой обладает инструмент. С течением времени кожа на бубне лопается, и шаман изготавливает новый. После того как изнашивается девятый бубен, считается, что его хозяин вскоре покинет мир людей. Однако в отличие от служителей других религий шаманы могут спорить с богами: в данном случае они делают ложный бубен, который, правда, никогда не используется в обрядах.


ПУГОВИЦА ШАМАНА


Каждый атрибут культа имеет значение. Символы духов-помощников шамана бережно хранятся и передаются по наследству, ни один из них не должен покидать родовую общину. Это отчасти объясняет тот факт, что подлинные артефакты являются музейной редкостью. На выставке в основном представлены новоделы, выполненные современными мастерами с соблюдением древних технологий. Но среди них есть уникальный экспонат, приковывающий внимание всех посетителей, - это оригинальная костяная пуговица, когда-то принадлежавшая хантыйскому шаману.
Прикоснуться к культуре ямальских аборигенов на открытии выставки можно было и в буквальном смысле, проделав манипуляции с бубном или собирая свое стадо оленей в интерактивном разделе, представленном компьютерной игрой-викториной «Путешествие Ян-Тэта за оленьим стадом». Среди посетителей были и дети, и взрослые. Молодежь особенно заинтересовалась символизмом культовых предметов, ребята помладше с любопытством рассматривали и фотографировали чучела животных. Взрослые отметили оригинальное выставочное решение и инсталляции, демонстрирующие мир глазами шамана.


Музейный ресурсный центр приглашает желающих посетить выставку «Мир наоборот» до 20 августа в любой день, кроме понедельника.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Участники и условия проведения Игры.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.