Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разрешение международных споров с участием третьей стороны.






1. Добрые услуги. Третья сторона устанавливает прямой контакт между сторонами международного спора. Например, во время советско-американского Карибского кризиса 1962г. свои добрые услуги сторонам спора оказал Генеральный секретарь ООН.

2. Посредничество. Третья сторона имеет уже свою конкретную функцию: она участвует в согласовании взаимных претензий и вносит собственные предложения, приемлемые для обеих сторон спора. Например, в 1979г. посредником в споре между Чили и Аргентины был местный католический кардинал. Гаагские конвенции о мирном разрешении международных споров 1899г. и 1907г. установили, что роль посредника заключается в согласовании конфликтных претензий и умиротворении чувств сопротивления сторон. Процедура посредничества специфична своей неформальностью и конфиденциальностью.

3. Установление фактов. Эта процедура принимается в случае необходимости установления фактов, лежащих в основе спора, в частности, фактов нарушения соглашения. Образуется смешанная следственная комиссия из равного количества представителей спорящих сторон, которая выслушивает стороны, опрашивает свидетелей, осматривает вещественные доказательства и спорную местность. В соответствии с Гаагской конвенцией о мирном разрешении международных споров 1907г., доклад следственной комиссии должен ограничиваться установлением фактов. Придавать ли этому докладу обязательную силу, зависит от совместного решения сторон спора. В 1996г. Постоянной палатой третейского суда был принят факультативный протокол для следственных комиссий по установлению фактов.

4. Примирение: сочетается посредничество и установление фактов, обычно на паритетной основе формируется согласительная комиссия. На создание таких комиссий как средство разрешения споров из договора указывают ряд основных международных договоров, в том числе Венская конвенция о праве международных договоров. В 1966г. Постоянной палатой третейского суда были приняты факультативные правила примирительной процедуры.

 

98. Международный арбитраж: правовые основания и порядок организации и деятельности.

Международный арбитраж – это третейский суд для рассмотрения споров, сторонами в которых являются государства и международные организации.

  1. Арбитраж ad hoc (создаваемый по случаю), сторон согласовывают компромисс, определяющий порядок формирования и деятельности арбитража, применимое право, предмет спора, зачастую также факты. В 1958г. Генеральной Ассамблеей ООН были рекомендованы модельные правила арбитражного разбирательства, разработанные Комиссией международного права. Некоторые многосторонние и двусторонние договоры предусматривают использование арбитража в одних случаях как единственного средства разрешения споров, в других – как применимого в ситуациях, когда согласительные средства не дали результата. По одному арбитру обычно назначается сторонами спора, председатель состава арбитража (суперарбитр) – арбитрами или международным должностным лицом (например, Генеральным секретарем ООН).
  2. Постоянный арбитраж. В Гааге была учреждена Постоянная палата международного суда (Гаагская конвенция о мирном разрешении международных споров 1899г., Гаагская конвенция о мирном разрешении международных споров 1907г.). Каждое государство-участник назначает в Палату четырех арбитров (от России: проф. А.Л. Колодкин, судья Международного трибунала по морскому праву; профессор МГИМО Ю.М. Колосов; заведующий кафедрой международного права МГЮА проф. К.А. Бекяшев; директор Центра международного права и гуманитарных проблем Дипломатической академии МИД России проф. С.В. Черниченко), из списка которых назначается каждый конкретный состав арбитража. На постоянной основе в Гааге, во Дворце мира (в том же здании, где заседает Международный суд ООН) действуют административный совет и бюро этого постоянно действующего международного арбитража. В настоящее время в его деятельности участвует 105 государств. Постоянная палата международного суда рассматривает споры, хотя бы одной из сторон которых является государство либо международная организация.

 

99. Международный Суд ООН: правовые основания и порядок организации и деятельности, решения.

Международный суд – главный судебный орган ООН, его статут является неотъемлемой частью Устава ООН. Международный суд ООН находится во Дворце мира, в Гааге.

Международный суд ООН является преемником Постоянной палаты международного правосудия, существовавшей в рамках Лиги наций.

15 судей Международного суда (которые действуют в личном качестве, не более одного от государства) избираются на девятилетний срок (с возможностью переизбрания) одновременно Советом Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеей ООН (кандидат должен набрать большинство в обоих органах). Отправлен в отставку судья Международного суда ООН может быть только по единогласному решению своих коллег (такого в истории Суда, конечно, ни разу еще не было и не скоро случится). Кворум составляет девять судей. Из своего состава судьи выбирают на трехлетний срок председателя суда и ее заместителя. Если у стороны спора нет судьи того же гражданства в составе суда, она вправе назначить судью ad hoc для рассмотрения данного спора.

Для быстрого рассмотрения споров (если на это согласны стороны спора) формируется специальная палата в составе пяти судей (председатель суда, его заместитель и трое судей).

Судьи избирают тайным голосованием секретаря Суда, а также его заместителя на семилетний срок с возможностью переизбрания.

Международный суд ООН уполномочен разрешать вопросы толкования международных договоров, любые вопросы международного права, существования любых фактов, если они составляют нарушение международных обязательств, природу или размер репараций, которые должны быть осуществлены в связи с нарушением международных обязательств.

Международный суд ООН может решать дело, если обе стороны признали обязательной его юрисдикцию на постоянной основе (представив соответствующую декларацию Генеральному секретарю ООН) или по данному конкретному делу, его юрисдикция (либо юрисдикция Постоянной палаты международного правосудия при Лиги Наций) предусмотрена международным договором, ратифицированным сторонами спора.

Помимо решений по спорам между государствами (которые обязательны для участников спора, но формально не имеют прецедентного характера), Международный суд ООН выносит консультативные заключения по правовым вопросам, которые вправе запрашивать органы и специализированные учреждения ООН в соответствии с Уставом ООН.

Международный суд ООН утверждает свои правила (последние изменения в них внесены в сентябре 2005г.).

 

100. Вооруженные конфликты: понятие, виды, правовая регламентация. Оговорка Ф.Ф. Мартенса и современность.

Вооруженный конфликт: война, иной конфликт с применением вооруженных сил, оккупация даже в отсутствие вооруженного сопротивления.

Виды конфликтов:

  1. Межгосударственные.
  2. Национально-освободительные войны (I Дополнительный протокол к Женевским конвенциям).
  3. Немеждународного характера (II Дополнительный протокол к Женевским конвенциям).

Правовая регламентация:

  1. Гаагские конвенции 1907г., Женевские конвенции 1949г., дополнительные протоколы 1977г. к Женевским конвенциям.
  2. Общие нормы о правах человека.
  3. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
  4. Международные договоры, ограничивающие применение определенных видов вооружений.

Оговорка Ф.Ф. Мартенса – принцип гуманности, впервые закрепленные еще в Гаагской конвенции 1899г., принятой на Первой конференции мира, созванной по инициативе России. В настоящее время отражена в Женевских конвенциях.

Даже в случае отказа от Женевских конвенций, стороны, находящиеся в конфликте, будут обязаны продолжать выполнять свои обязательства в силу принципов международного права, вытекающих из обычаев, установившихся среди цивилизованных народов, из законов человечности и велений общественной совести (ст.142 Женевской конвенции об обращении с военнопленными, ст.158 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны и др.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.