Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Социальная структура общества






 

Задание 1. Найдите в учебной литературе определения следующих понятий перечисленных в глоссарии, выпишите их и запомните: мобильность, стратификация, системный подход, социальная система, структура, гомеостазис, социальные функции и дисфункции, социальный статус, межстатусная дистанция.

 

 

Задание 2. Вопросы для контроля

1.Почему в любом обществе существует неравенство? 2. Какие способы символического изображения неравенства в различных обществах вам известны? 3.Как неравенство проявляется в разных обществах, отражается на их структуре, способах взаимодействия? 4.Как связаны понятия неравенства и социальной стратификации? Каково происхождение понятия «стратификации? 5. Каковы классические критерии стратификации? 6.Какие типы стратификации вам известны? 7.Что такое «профиль стратификации» и «стратификационный профиль»? 8.Почему сословия существовали на Западе, но их не было на Востоке? 9.Как стратифицировано российское общество? В чем особенность стратификации в России? Задание 3. Определите, какие из показателей, принятых в социальной статистике для определения уровня жизни, играют роль причины, а какие – следствия? - размер и форма дохода; - структура потребления; - качество и обеспеченность жильем; - условия труда и отдыха; - образовательный и культурный уровень населения; - здоровье и продолжительность жизни; - состояние окружающей среды. Задание 4. Определите каждое понятие: - бедность, - масштаб бедности, - относительная бедность, - абсолютная бедность, - порог бедности, - депривация, - субкультура бедности, - обездоленность, - цикл бедности Задание 5. Обсудите следующие вопросы: - Равенство или неравенство в большей мере побуждает людей хорошо трудиться? - Где больше заботятся о соблюдении прав человека – в обществе официального равенства или в обществе официального неравенства? - Какое общество больше заботится о малоимущих и пенсионерах – бед- ное или богатое? Задание 6. Существуют две противоположные точки зрения на бедность. Одни считают: чем больше богатство и больше богатых, тем глубже нищета и больше нищих. Другие возражают: чем больше богатых, тем богаче население в целом, следовательно, тем меньше бедных и нуждающихся. Какой очки зрения вы придерживаетесь? Какие аргументы вы приведете в защиту своей позиции? Задание 7. Одни специалисты полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх, смиряются, отпускают руки. Другие думают иначе: бедность – это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, разрушительных войн, стихийных бедствий, крупных общественных трансформаций, а также по причине физической немощи, инвалидности, нетрудоспособности. Каково ваше мнение? Задание 8. Л. Калхаун (социальный мыслитель 19 в.) утверждал: бедность – это источник процветания общества. Трудится лишь тот, кто не имеет богатства и собственности. Чем больше бедных, тем больше рабочей силы в стране, значит, шире производства, выше рост богатства. Таким образом, без бедности нет труда, без труда нет богатства, без богатства нет цивилизованного общества. Попробуйте аргументированно опровергнуть Л. Калхауна. Задание 9. Какие термины, помещенные ниже, отражают социальную стратификацию, а какие относятся к политической и профессиональной структуре: разночинец, чиновник, либерал, народник, коллежский асессор, славянофил, монарх, солдат, духовенство, казачество, купечество, мещанин, жандарм, губернатор, земство, бедняки, зажиточные, середняки.

 

10. Список рекомендуемой литературы:

 

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

1.Бауман, З. Мыслить социологически: учеб. пособие: пер. с англ./ Бауман З..- М.: Аспект Пресс, 1996.- 255 с

2. Воеводина, Н. А. Социология и психология управления.: учеб. пособие/ Н. А. Воеводина, И. А. Данилова, - М.: Омега-Л, 2010.- 199 с.

3. Граждан, В. Д. Социология управления: учебник/ В. Д.Граждан.- М.: КНОРУС, 2008.- 512 с.

4. Добреньков, В.И. Социология: учебник/ Добреньков, В.И., Кравченко, А.И..- Москва: ИНФРА-М, 2007.- 624 с.

5. Кравченко, А.И. Социология: учебник/ А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин.- СПб.: Питер, 2006.- 432 с.: ил..-(Учебник для вузов)

6. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура/ Р.Мертон.- М.: АСТ Москва: Хранитель, 2006.- 873 с.

7. Фролов, С. С. Социология: учебник мо/ С. С. Фролов.- М.: Гардарики, 2006.- 344 с.

10.2 Дополнительная литература 1. Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М.И. Левиной. – М.: Юрист, 1994. – С. 78–309.2. Вебер М. Основные понятия стратификации/ М. Вебер // Социологические исследования. – 1994. – № 5.3. Смелзер Н. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов: Пер. с англ. / Нейл Смелзер; Науч. ред. изд. на рус. яз. проф. В. А. Ядов. - М.: Феникс, 1998. – 685 с. 4. Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение: [Сборник: Пер. с фр.] / Эмиль Дюркгейм. - М.: Канон, 1995. - 349 с5. Мчедолов М.П. О религиозности российской молодежи/ М. Мчедлов // СОЦИС. – 1998. – №6. – С. 107–111.6. Кравченко А.И. Учеб. для студентов вузов / А. И. Кравченко. - М.: Акад. проект, 2001. - 382 с. 7. Кравченко А. И. Социология: Хрестоматия: Для студентов вузов / А. И. Кравченко. - Екатеринбург: Деловая кн., 1998. - 366 с8. Ильин В. И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ / В. Ильин. Сыктывкар, 1996.- 311 с.9. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: [Учеб. пособие для вузов] / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан; [Ин-т " Открытое о-во" ]. - М.: Аспект-пресс, 1996. - 317, [1] с10. Сорокин П. А. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество / Под общ. Ред. А. Ю. Согомонова. М., 1992. 403 с.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.