Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Социология культуры






Задание 1. Найдите в учебной литературе определения следующих клю­чевых понятий перечисленных в глоссарии, выпишите их и запомните: Культура, ценности, нормы, традиции, обычаи, символ, материальная культура, духовная культура, элитарная культура, массовая культура, народная культура, культурная интеграция, субкультура, контркультура.

 

 

Задание 2. Вопросы для контроля

1.Каковы основные компоненты материальной культуры? Как она взаимодействует с духовной культу­рой?

2.В чем состоит своеобразие духовной культуры? Какие основные компоненты входят в ее структуру?

3. Какие три фактора в своем взаимодействии опреде­ляют социодинамику развития культуры, ее динамической сис­темы?

4. Какую роль играет культура в структурировании об­щества, какие факторы взаимодействуют в этом процессе?

5.Какими особенностями отличается доминирующая культура от негосподствующей культуры?

6.Что представляет собой функция производства но­вых, ранее не существовавших знаний, ценностей и норм? Как эта функция взаимодействует с информационной функцией культуры?

Задание 3. Расскажите, почему именно человекотворческая функция явля­ется самой важной и решающей в культуре. Раскройте на приме­рах из жизни и литературы, в чем она выражается.

 

Задание 4. Понятийно-терминологическая игра

Цель игры: Изучить ключевые понятия и важнейшие термины, раскрывающие сущность культуры и ее роль в развитии личности и общества.

Задачи игры:

1. Повысить познавательную активность и коммуникационные способности студентов в процессе обучения.

2. Привить студентам навыки организации и проведения дис­куссии на основе метода действия малых групп.

3. Научить студентов самостоятельно проводить анализ поня­тийного аппарата по темам учебного курса.

4. Адекватно оценивать интеллектуальный потенциал и уровень подготовки студентов по учебному курсу.

Организация игры: студенческая группа подразделяется на дис­куссионные подгруппы по пять - шесть человек в каждой, а затем выделенные подгруппы активно включаются в дискуссии.

На первом этапе каждой подгруппе предлагается дать опреде­ление (устно) ключевых понятий по изучаемой теме: 1) культура, 2) духовная культура; 3) структурная архитектоника культуры; 4) социодинамика культуры; 5) типы культуры; 6) функции культуры; 7) человекотворческая сущность культуры, а также важнейших тер­минов: система ценностей, народная культура, национальная культу­ра, массовая культура, элитарная культура, субкультура, контркуль­тура, художественная культура.

На втором этапе каждая участвующая в дискуссии подгруппа получает термино-карту, состоящую из 6-8 ключевых понятий и тер­минов, содержащихся в данном учебном пособии. Они таковы:

Культура — это специфически человеческий способ деятельно­сти, направленный на созидание духовных и материальных ценно­стей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в соци­альном развитии человека, в его духовном мире.

Духовная культура — это совокупность нематериальных ценно­стей, созданных творчеством людей: идей, идеалов, символов, норм, правил, эталонов поведения, ритуалов, обычаев, традиций.

Структурная архитектоника культуры — структурное вопло­щение закономерностей строения, соотношения и взаимодействия ос­новных факторов, определяющих социодинамику развития культуры.

Социодинамика культуры - совокупность изменений, транс­формаций в историческом развитии культуры, смены в ней эпох, ме­тодов, стилей, форм.

Типы культуры - обобщенное выражение наиболее распро­страненных, повторяющихся, идеально-типических черт, особенно­стей и признаков, характеризующих определенную культуру и отли­чающих ее от других культур.

Функции культуры - значения и роли, выполняемые культурой по отношению к обществу как целостной системе, определенной общности (этнической, территориальной и т.п.), к определенной сфе­ре жизнедеятельности людей, к отдельной личности.

Человекотворческая сущность культуры - высшее предназна­чение культуры, воплощающееся в ее решающей роли в формирова­нии и развитии личности, ее духовного мира, жизненных позиций, смысложизненных установок, в духовном развитии общества, и одно­временно процесс творения ценностей культуры созидательной дея­тельностью человека.

Система ценностей — совокупность социально одобряемых и разделяемых большинством людей представлений о том, что свято для человека и общества, что такое добро и зло, прекрасное и без­образное, справедливость, любовь, дружба, благо и т.п., служащих эталоном, образцом и воплощаемых в ценностных ориентациях и по­ведении личности, социальной общности.

Задача каждой подгруппы в течение 10-15 минут усвоить новые понятия, выделив в них основные отличительные признаки.

Участники игры поочередно устраивают друг другу мини-экзамен: воспроизводят своими словами определение того или иного по­нятия, отвечают на вопросы, касающиеся основных признаков изу­чаемых понятий.

На третьем этапе каждая подгруппа в течение следующих 10 минут составляет связный текст (социологическая информация, со­общение, социальная характеристика изучаемого объекта и т.п.), ко­торый будет оцениваться по следующим критериям:

а) количество использованных понятий, вошедших в термино-карту;

б) точность в употреблении понятий, количество правильно ис­пользованных понятий;

в) занимательность текста и исполнительское мастерство про­чтения.

Оценка производится по пятибалльной системе.

В экспертную комиссию от каждой подгруппы приглашается один из участников. Экспертная комиссия оценивает в соответствии с вышеназванными критериями доклад каждой подгруппы.

По итогам проведения игры участникам, успешно справившим­ся с заданиями, выставляется общая оценка по конкретной теме заня­тий.

 

 

5. Список рекомендуемой литературы:

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

 

1.Ионин, Л.Г. Социология культуры: учеб. пособие/ Ионин Л.Г..- М.: Логос, 2006.- 280 с.

2.Ирхин, Ю.В.Социология культуры: учебник/ Ю.В. Ирхин.- М: Экзамен, 2006.- 525 с

3. Кравченко, А.И. Социология: в вопросах и ответах; учебное пособие/ А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2007.- 240 с.

4.Немировский, В.Г. Общая социология: учебное пособие/ В.Г. Немировская.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 320 с.

5. Радугин, А.А. Социология: курс лекций/ Радугин, А.А., Радугин, К.А..- М: Библионика, 2006.- 224 с.

 

Дополнительная литература

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов/ Гл.12. Социология культуры. Минск. 2001. 341 с.

2. Вебер А. К вопросу о социологии государства и культуры /М. Вебер // Культуроло­гия. XX век. Антология. М., 1995. 411 с.

3.Ионин Л.Г. Социология культуры: [Учеб. пособие для гуманитар. и соц.-экон. направлений и специальностей вузов] / Л. Г. Ионин. - 2-е изд. - М.: Логос, 1998. - 278 с.

4.Каган М.С. Философия культуры / М. С. Каган; Акад. гуманитар. наук и др. - СПб.: ТОО ТК " Петрополис", 1996. - 414, [1] с.

5.Клакхон К. Универсальные категории культуры // Личность, культура, общество. 2001. Г. III. Вып. 2 (8).

6.Комаров М.С. Введение в социологию: Учеб. для вузов / М. С. Комаров. - М.: Наука, 1994. - 317 с.

7.Орлов Э.А. Культура // Социология / Под ред. Г.В. Осипова. Учеб. для вузов / [Осипов Г. В., Кабыща А. В., Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев (отв. редакторы) и др.]. - М.: Наука, 1995. - 373, [1]

8.Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Нейл Смелзер; Науч. ред. изд. на рус. яз. [и авт. предисл.] В. А. Ядов. - М.: Феникс, 1994. - 687 с.

9. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии/ сост. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д..- М.: Аспект-Пресс, 1996.- 775

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.