Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и функции финансов домохозяйств в финансовой системе






Личные финансы -совокупность экономических отношений, связанных с формированием и конечным использованием частных денежных фондов.

Личные финансы располагаются на 2-х уровнях:

1) Персональные - система формирования и использования финансовых ресурсов отдельных граждан, в соответствии с их индивидуальными потребностями и целями

2) Финансы домашних хозяйств- система формирования и использования финансовых ресурсов отдельных групп лиц, проживающих в одном помещении и ведущих общее хозяйство в целях совместно потребления и накопления.

Все отношения, к-е формируются при осущ-ии фин. деятельности делятся на внутренние и внешние.

Внешние отношения связаны с формированием и использованием ресурсов, участвуя в этих отношениях домохозяйство контактирует со страховыми органами, коммерческими предриятиями, пенсионными фондами, гос-вом и др.

К внутренним отношениям относятся отношения, связанные с формированием:

1. страхового резерва поддержки текущего уровня потребления

2. фонда накопления, использующегося для приобретения товаров длительного пользования

3. фондоинвестиции домохозяйств

4. фонды поддержки иждивенцев

Функции дом. хозяйств сводятся к 2-м:

1) Распределительная

2) Контрольная

Распределительная функция личных финансов является ведущей. Это связано с тем, что на уровне личных финансов определяется структура конечного распределения национального дохода государства между потреблением и сбережениями, а также между отдельными секторами промышленности, связанных с производством товаров конечного потребления. Контрольная функция в личных финансах реализуется каждым индивидуумом отдельно и состоит в контроле за порядком формирования и использования личных фондов денежных средств. Значение данной функции ослаблено тем, что очень часто формирование и использование, а также контроль за этими процессами осуществляет одно и то же лицо, в результате чего необходимость контроля отпадает, либо его качество отходит на второй план.
85. Финансовые ресурсы домохозяйств

Финансовые ресурсы домохозяйств могут формироваться под воздействием 2-х групп факторов: 1) фактор истории; 2) фактор современности

К факторам истории относятся: наследство, уровень развития конкретной страны и уровень развития ее граждан;

- К факторам современности относятся: уровень человеческого капитала, характеризующийся уровнем образования индивида и его профессиональными навыками; экономическая политика государства, воздействующая как на динамику национального дохода, так и на соотношение доходов в разных секторах экономики.

Финансовые ресурсы домохозяйств формируются из двух источников:

1) собственные средства – средства формируемые в результате: индивидуальной трудовой деятельности (заработная плата, доход от подсобного хозяйства); индивидуальной предпринимательской деятельности и деятельности на рынке ценных бумаг (прибыль от такой деятельности); инвестиционной деятельности (проценты по депозитам, купонный доход по облигациям, дивиденды по акциям); участия в формировании страховых и негосударственных пенсионных фондов (страховые выплаты, пенсии); получения наследства; получения социальных государственных выплат (пенсии, пособия, стипендии); иных причин (выигрыш в лотерее и т.п.).

2) заемные (привлеченные) средства – средства, мобилизованные на кредитном рынке. К заемным средствам относят ссуды, полученные от кредитно-финансовых учреждений, а также частных лиц.


86. Доходная и расходная части бюджета домохозяйств

Доходы домохозяйств можно разделять по следующим основным критериям:

1. По форме получения: доходы в денежной форме; натуральной форме.

2. По источникам поступлений: заработная плата вместе с различными начислениями и допла­тами; пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты; доходы от предпринимательской деятельности; доходы от операций с личным имуществом и денежные накоп­ления в финансово-кредитной сфере.

3. По регулярности получения: регулярный доход – это доход, который, согласно ожиданиям человека, сохранится в будущем; нерегулярным считается доход, который носит разовый, периодический, непостоянный характер.

4. По гарантированности получения: гарантированные (государственные пенсии, доходы по госу­дарственным ценным бумагам и др.); условно-гарантированные (заработная плата); негарантированные (доходы от предпринимательской де­ятельности, ройялти, гонорары, комиссионное вознагражде­ние и др.).

Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.

Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и на­туральных доходов домохозяйства по всем источникам их поступления.

Располагаемые доходы – доходы, остающихся в распоряжении до­машних хозяйств, после уплаты налогов и иных обязательных платежей из суммы совокупных доходов.

Номинальные доходы – денежная часть располагаемого дохода домашних хозяйств, измеренная в текущих ценах.

Реальные доходы домашних хозяйств представляют собой денежную часть располагаемого дохода домашних хозяйств, измеренную в постоянных ценах или ценах базового периода.

Расходы домохозяйств также можно классифицировать по целому ряду признаков.

1. По функциональному назначению расходов: личные потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг); налоги и другие обязательные платежи; денежные накопления и сбережения.

2. По степени регулярности: постоянные расходы (на питание, коммунальные услуга и др.); регулярные расходы (на одежду, транспорт и др.); разовые расходы (на лечение, товары длительного пользования).


87. Государственное регулирование доходов домохозяйств

Государственное участие в формировании доходов граждан может происходить по двум направлениям: прямое и косвенное участие. Под прямым участием понимается применение финансовых инструментов, связанных с непосредственными выплатами гражданам бюджетных средств либо средств внебюджетных фондов, а также инструментов удержания части таких доходов в денежной форме. К инструментам прямого регулирования доходов граждан относят:

- заработную плату работников бюджетной сферы;

- государственные пенсии;

- государственные пособия по различным основаниям;

- налоговые платежи.

Посредством косвенного регулирования доходов домохозяйств и отдельных граждан государство воздействует не столько на сами доходы граждан, сколько на их поведение в качестве субъектов экономической деятельности. При этом основными инструментами косвенного регулирования доходов домохозяйств являются:

- установление минимального размера оплаты труда;

- налоги на имущество и косвенные налоги;

- цены и тарифы на социально-значимые услуги государственных организаций и учреждений.

С 1 декабря 2008 г. в России была отменена оплата труда работников бюджетной сферы по ставкам Единой тарифной сетки, которая предполагала деление всех работников на 18 разрядов и оплату их труда в соответствии с этими разрядами. Начиная с указанной даты, оклады устанавливаются для различных профессиональных квалификационных групп работников, сформированных по видам экономической деятельности. Основными элементами систем оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений в настоящий момент являются:

- оклад (должностной оклад) работника, ставка заработной платы;

- выплаты компенсационного характера;

- выплаты стимулирующего характера.


88. Денежные сбережения и цели домохозяйств

Под сбережениями обычно понимается часть дохода домохозяйства или гражданина, которая не была потрачена на личное потребление. Целью формирования сбережений обычно являются:

- создание страхового резерва под возможное снижение уровня доходов домохозяйства в результате объективных факторов (достижение пенсионного возраста, потеря трудоспособности в результате производственной травмы или хронического заболевания, кратковременной болезни и т.д.);

- создание фондов накопления для финансирования покупки дорогостоящих активов, оплаты обучения детей, поездки в отпуск и т.д.

На уровень сбережения домохозяйств могут оказывать влияние следующие факторы:

- Ожидания населения, связанные с будущей конъюнктурой рынка товаров и услуг..

- Динамика процентных ставок на рынке капиталов. При этом на уровень сбережений влияют, в первую очередь, ставки по кредитам, нежели ставки по депозитам.

- Налоговая политика государства.Динамика ставки налогов будут обратно пропорциональна уровню сбережений;

- Жизненный цикл семьи.

В настоящее время, если основываться на данных опросов Фонда общественного мнения, около 37 процентов населения делают сбережения, при этом среди них превалируют две стратегии:

- целевое накопление (сбережения делаются в обязательном порядке в первую очередь), а оставшаяся часть дохода тратиться на текущее потребление (такой стратегии придерживаются около 27 процентов населения);

- целевое потребление (на сбережения идет только часть дохода, оставшаяся после осуществления расходов на текущее потребление – такой стратегии придерживается 73 процента граждан).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.