Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путь к подобию Христу






Мы говорили о первом толчке к освящению - радикальному изменению личности, которое производит Бог в человеке, уверовавшем в Христа-Спасителя. Это переход от духовной смерти к духовной жизни. Это начало новой жизни во Христе. Это первая буква закона, вписанная в сердце. Изменяется наше отношение к закону. Наравне с оправданием это - тоже дар Его благодати.

Но Бог не может ввести нас в Свое Царство и там бросить - чтобы росли самостоятельно. Он продолжает начатый в наших сердцах труд, все более уподобляя нас Своему Сыну, ибо сказал Павел: "...начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа" (Флп.1: 6). Эта непрестанная работа Бога называется " постепенным освящением". У нее есть два отличия от " начального освящения".

" Начальное освящение" происходит мгновенно при обращении человека к Богу в тот момент, когда мы переносимся из царства мрака в царство Христа (см. Кол.1: 13). Постепенное освящение продолжается долгое время вплоть до того момента, когда мы навеки отойдем ко Христу. Начальное освящение - дело Божьего Духа Святого, Который вживляет в нас Христову жизнь. Постепенное освящение - тоже дело Святого Духа, но оно требует и нашего участия, причем самого активного.

О постепенном освящении говорится во многих новозаветных посланиях, в тех местах, где авторы увещевают верующих расти духовно, изменяться, оставить прежний образ жизни и ветхого человека, облечься в подобие Христу. Этот процесс хорошо виден из собственного свидетельства Павла. Он говорит, что далек от совершенства, что учился быть довольным тем, что имеет (Флп.3: 12-14; 4: 11).

Постепенный характер освящения хорошо виден и из следующих отрывков Писания: " И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим.12: 2).

" Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3: 18).

И в том и в другом отрывке встречается слово " преобразиться". В обоих случаях действие не закончено. Вильям Хендриксен так перевел этот стих из Послания к Римлянам: "...но позволяйте преобразовывать себя...". Джон Мюррей следующим образом прокомментировал отрывок: " Употребленное здесь слово " преобразовываться" подразумевает, что нам следует постоянно пребывать в процессе обновления помыслов и ума... Освящение - это процесс резкого изменения сознания... Но как часто христианам свойственно совершенно обратное: духовный застой, равнодушие, гордость достигнутым...".

Во 2Кор.3: 18 говорится о природе этого процесса: он - работа Духа Господня. А вот в Рим.12: 2 сказано, что освящение приходит через обновление ума. В обоих отрывках глагол стоит в пассивном залоге, что показывает: действие производится, скорее, в нас, чем нами самими. (Есть множество отрывков из Писания, которые показывают нашу активную роль в постепенном освящении. Подробнее я пишу об этом в книге " Стремление к святости"). В этой же книге мы говорим о Божьей благодати, поэтому я хотел бы целиком сосредоточиться на освящающем нас Божьем труде. Пассивный залог глагола " будьте преобразованы" показывает, что преобразовательная функция постепенного освящения - это дело Божьего Духа. Именно Он все больше и больше уподобляет нас Иисусу Христу.

Такое преобразование - больше, чем коррекция поведения. Это обновление внутреннего естества, или, как кто-то очень точно подметил, преобразование человеческого " я". При этом у нас возникают совершенно новые побуждения, иные желания, и мы уже смело восклицаем вместе с псалмопевцем: " Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем" (Пс.118: 97), " На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве" (Пс.118: 14).

Глагол " преобразовывать" стоит, как мы уже говорили, в пассивном залоге, но не забывайте, что он употреблен в повелительном наклонении, значит, это приказ сделать что-то. Отсюда видно, что мы, верующие, играем далеко не пассивную роль в преобразовательном процессе. Мы - не глыбы мрамора, из которых скульптор ваяет прекрасное изображение. Бог даровал нам и разум, и сердце, чтобы откликаться на зов Святого Духа и трудиться вместе с Ним. И тут же на ум приходит отрывок, который можно назвать классическим описанием совместного труда верующего и Духа Святого: " Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (Флп.2: 12-13).

В стихе 12 Павел обращается к филиппинцам с увещеванием " со страхом и трепетом" совершать свое спасение", чтобы свидетельства этого спасения были видны в их повседневной жизни: повиновение Божьим заповедям и обретение богоугодных качеств, которые Павел называл плодами Духа. Вильям Хендриксен пишет, что время и вид глагола " совершать" указывают на " продолжающееся, безостановочное, непрерывное действие". И снова мы убеждаемся: освящение - это процесс, в котором мы, верующие, принимаем активное участие.

Обращаясь к филиппийцам, Павел уверенно говорит о том, что Божий Дух совершает в них Свой труд, озаряя их знанием Своей воли, пробуждая в них желание следовать этой воле, смиряя их собственную волю. Но самое главное - Он дарует им силы исполнять Свою волю!

Так что в процессе постепенного освящения нам отведена активная роль, но действовать мы должны, лишь полагаясь на Дух Святой. Неверно будет сказать, что в этом труде мы с Духом равны и каждый выполняет свою обязанность. Нет. Мы трудимся лишь по мере того, как Он дарует нам силы и разумение. За нашим трудом стоит Его труд. Лишь благодаря Его труду наш труд становится возможным.

Святой Дух может изменять нас так, что мы сами этого не заподозрим. Говоря об исходном освящении, мы уже упомянули, что Он дает нам новое сердце, совершенно иное отношение к Богу и воле Его. Сделать за Него эту работу мы не можем.

Но без Него мы не можем выполнить и своей работы. Без Него мы ни на что не способны. В процессе освящения есть то, что может сделать лишь Святой Дух, и есть то, что Он поручает сделать нам. Например, лишь Он может заронить в сердце человека желание повиноваться Богу, но повиноваться Богу за нас Он не станет. Мы способны повиноваться лишь благодаря тому, что Он дает нам силы к повиновению.

Итак, мы полностью зависим от Святого Духа, ибо есть такие вещи, которые может сделать только Он. Но наша зависимость не уменьшается и когда мы выполняем свои обязанности - ведь именно Он дает нам силы. Так что, мы зависим от Него. И не просто зависим, а зависим полностью. Слишком часто мы ставим знак равенства между подобием Христу и высоконравственностью, забывая, что достичь даже малой степени подобия Иисусу своими силами никогда и никому еще не удавалось. Если же всерьез изучить длинный список христободобных качеств, то увидим: без освящения и силы Духа они к нам не придут.

Например, взгляните на список таких качеств из Гал.5: 22-23 и Кол.3: 12-15:

 

Гал.5: 22-23 Кол.3: 12-15
любовь милосердие
радость смиренномудрие
мир кротость
долготерпение снисхождение друг к другу
благость взаимное прощение
вера дружелюбие
воздержание благодарность

 

Вот четырнадцать положительных качеств, которые должны у нас быть (кроме них в Писании упоминаются и другие). Есть и противоположные качества, от которых нам надо избавляться - гордыня, зависть, похоть, жадность, себялюбие... Так и хочется сказать словами Павла: " И кто способен к сему? " (2Кор.2: 16).

Наверняка, каждый видел в цирке жонглеров. Нелегко жонглировать четырьмя предметами, а насколько сложнее четырнадцатью! Вот к чему призывает нас Бог, когда говорит, что следует обрести четырнадцать, а то и более черт характера, и избавиться от множества дурных.

Лишь Святой Дух способен к этому. Лишь Он может уследить за развитием стольких черт в характере христианина. Тем не менее, нам заповедано обрести эти качества. Это наша обязанность. Правда, в Послании к Галатам Павел называет эти положительные качества " плодами Святого Духа", т.е. результатом работы в нас Духа. Если совместить две мысли, то мы придем к выводу: исполняя свои обязанности, мы целиком зависим от Духа Святого. Мы обязаны обрести христоподобный характер, но нам это не удастся, пока Дух не произрастит в нас " плоды". Мы ни на сантиметр не продвинемся по пути к освящению, если Святой Дух не будет идти с нами. И Он идет... Не потому, что мы заслужили Его помощь, а по благодати Своей.

Бог благословил нас всяким духовным благословением - включая и труд Святого Духа в наших жизнях - во Иисусе Христе (т.е. по благодати Своей и благодаря заслугам Христовым). Когда же мы молимся, прося освящения и силы Святого Духа, то делаем это с уверенностью, что Бог ответит на молитву: Его ответ обусловлен не нашими заслугами, не нашей личной святостью, а заслугами Его Сына.

Итак, в этой главе мы говорили о трех гранях освящения и святости. Мы говорили, что святость наша - это, прежде всего, объективная, совершенная святость, которая даруется нам благодаря единению с Тем, Кто истинно свят. Далее мы увидели, что в жизни христианина бывает момент " исходного освящения" - момент, когда изменяется его отношение к Богу и Закону. Верующий чувствует эту перемену, но она никак не зависит от его собственных усилий. Это труд Святого Духа. И, наконец, мы решили, что после " исходного освящения" начинается длительный процесс " постепенного освящения" - Святой Дух производит в нас " хотение и действие по Своему благоволению" (Флп.2: 13).

Во всех трех аспектах освящения ясно проглядывает Божья благодать. По благодати Своей Бог считает нас истинно святыми во Христе. По благодати Своей Бог посылает Дух образовать в нас новое сердце и записать в нем Свои законы, изменив наше естество. И по благодати Своей Бог продолжает труд, все более и более уподобляя нас Своему Сыну.

 

 


9. Стойте в свободе...

" Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства... К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу"

Гал.5: 1, 13

В 1215 году английские бароны вынудили короля Иоанна подписать исторический документ - Хартию вольностей, дарующую англичанам гражданские права. Король действовал не по доброй воле - так поступить его заставили вельможи, решившие положить конец несправедливости и тирании Иоанна. Письмо апостола Павла к Галатам называют " Великой хартией религиозных вольностей", христианской " Декларацией независимости", Хартией вольности для церкви. Но свобода, о которой он пишет галатам, - это не свобода от Бога, а свобода от тех, кто призывает верующих к формализму и законничеству.

Итак, какие правила навязывали галатским христианам? Из главы 1 мы узнаем, что их убеждали соблюдать Моисеев закон и обрезаться ради спасения. Свое письмо Павел написал, чтобы опровергнуть эту ересь. Да, именно ересь! Она так возмутила Павла, что он призывает Божью кару на головы тех, кто ее выдумал: " Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал.1: 8).

Павел однозначно выступал за свободу от подобного формализма, когда писал: " Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал.5: 1). Именно против законничества предостерегает Павел: " К свободе призваны вы, братия." (Гал.5: 13).

Сегодня мы переросли законничество галат и не считаем обрезание обязательным условием спасения. Мы четко знаем, что спасение даруется по благодати через веру во Христа, а не соблюдением закона. Но у нас появились свои правила: уже не касательно спасения, а относительно обязанностей христианина. Эти правила я называю " евангельским законничеством" (эти два слова не очень хорошо сочетаются, но хорошо отражают суть проблемы). Вот как я могу описать такую разновидность законничества.

Во-первых, законничество - это то, что мы делаем (или чего не делаем), чтобы заслужить расположение Бога. Это то, что мы делаем ради награды или под страхом наказания. Это те правила, которые мы сами себе навязываем.

Во-вторых, законничество - это рукотворные религиозные установки и требования, о которых порой даже не говорят, но соблюдения которых требуют. Проще говоря, это те " можно и нельзя", которые существуют в христианских кругах. Свои правила мы навязываем другим, а другие навязывают их нам. Мы начинаем жить не так, как нас учит Библия, а так, как указывают люди. Чаще всего эти правила не имеют никакого библейского обоснования: подобно фарисеям времен Иисуса, мы стараемся " помочь" Богу, придумывая дополнения к Его заповедям. Обвинение, которое Иисус бросил фарисеям, не потеряло актуальности и сегодня: "...люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня; уча учениям, заповедям человеческим"; ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого..." (Мк.7: 6-8).

Неужели сегодняшние христиане заслужили столь серьезное обвинение? Заслужили. Для христиан очень часто человеческие заповеди становятся важнее заповедей Божьих!

Два определения законничества очень тесно связаны между собой. Слишком уж часто стараемся мы заработать Божье расположение, выполняя человеческие правила. Слишком часто чувствуем за собой вину, если их не исполняем. Мы делаем что-то или не делаем чего-то, потому что так нам говорят. Об этих " можно" и " нельзя" люди обычно рассказывают таким образом, как будто от их выполнения зависит расположение к нам Бога.

Об этой первой разновидности законничества я говорю на протяжении всей книги. Надеюсь, что теперь вы поняли, что заработать Божье расположение невозможно! Его расположение даруется исключительно по благодати через Иисуса Христа. Я, конечно, понимаю, что дела порой не поспевают за разумом, но жить по истине человек начинает, лишь осознав ее.

В этой главе я хочу поговорить о второй разновидности законничества - о соблюдении правил, созданных исключительно людьми. Павел призывает твердо стоять в обретенной свободе и не попадать вновь под иго рабства. Призыв его так же современен сегодня, как и в те времена, когда галат увещевали следовать Моисееву закону.

В начале главы я уже отмечал, что короля Иоанна вынудили подписать Хартию вольностей. Но Бог даровал нам свою, духовную " Хартию вольностей". Вместе с Павлом Он призывает нас к свободе: " К свободе призваны вы, братия". И не просто призывает, а говорит, что нужно стоять в этой свободе, противиться всем попыткам отнять ее.

Несмотря на призывы к свободе, несмотря на увещевание не отдавать свободы, сегодня в христианских кругах мало кто задумывается о значении этого вопроса. Даже наоборот. Вместо свободы мы придумываем себе все новые правила. Проповедуем не о благодати, а о делах, призываем верующих не уподобляться Христу, а следовать определенным правилам христианского образа жизни, принятым в нашей культурной среде. Мы делаем это не умышленно и оскорбляемся, услышав обвинения в законничестве. Тем не менее, такая проблема остро стоит во многих христианских церквях.

Например, многим не понравится, если процитировать лишь часть нашего стиха из Гал.5: 13 " К свободе призваны вы, братия". Вроде бы здесь содержится вполне законченная мысль, но мне скажут, что стих нужно цитировать только целиком: " Не забудь прочесть и вторую часть, ведь дальше Бог напоминает: " только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу". (И тут мы забываем, что текст Библии был поделен на отдельные стихи абсолютно произвольно и ничего богодухновенного в самом делении нет).

Точка зрения такого человека совершенно понятна: сегодня мы больше беспокоимся о том, как бы кто не злоупотребил свободой - уж и речи нет о том, чтобы сохранить ее. Согрешить для нас страшнее, чем впасть в законничество. Но законничество - друг греха, потому что оно толкает людей на путь самодовольства, религиозной гордыни. Оно отвлекает нас от насущного, выводя на первый план внешние, порой незначительные обряды.

" Заборы"

Законничество, человеческие предания уходят своими корнями не только в новозаветные времена, но гораздо глубже. Не избавились мы от него и по сей день. В книге " Фарисейское руководство к абсолютной святости" Вильям Колман пишет о фарисейской концепции " нравственных заборов": " Фарисеи изо всех сил старались не нарушать закона Божьего. В итоге они разработали систему, которая помогала им как можно дальше отстоять от любого рода нарушений. Они создали " забор" из фарисейских правил, и любой, соблюдающий эти правила, чувствовал себя в безопасности...

За многие годы " пограничных законов" набрались многие сотни. Они передавались, в основном, как устное предание. Потом в какой-то момент стало ясно, что соблюдение этих законов - дело вовсе не добровольное, а обязательное. Со временем они стали не менее важны, чем закон Писания, а порой даже важнее".

Подобная практика сохранилась и по сей день. Мы строим вокруг себя " заборы", чтобы уберечься от греха. Наступает момент, когда эти " заборы" заслоняют от нас сам грех. Свои рукотворные правила мы возводим на высоту Божьих заповедей.

В юности родители не разрешали мне посещать бильярдные залы. Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что они просто не хотели, чтобы мой неокрепший характер подвергался дурным посторонним влияниям. Поэтому они выстроили " забор": " Не ходить в бильярдные залы". Проблема состоит в том, что я не понимал сущности запрета и вырос с мыслью, что грешно играть в бильярд.

Значит, рушить " заборы"? Необязательно. Часто они помогают, а иногда просто необходимы. Я думаю, что " забор", который выстроили мои родители вокруг бильярда, вполне уместен. Но из этого я извлек урок: не стоит концентрировать все внимание человека именно на " заборе". Если вы вводите для своих детей какие-то запреты, то объясните им почему, вы это делаете. Пусть они видят не только " забор", но и суть проблемы. Не торопитесь, объясните им причину запрета столько раз, сколько будет нужно, чтобы они поняли.

Если вы, как и мои родители, не хотите, чтобы дети играли в бильярд, объясните им - почему. Объясните им, от чего вы хотите их защитить.

Каждому из нас полезно иметь два-три забора, но запомните: то, что полезно вам, может оказаться бесполезным для других, так что не навязывайте своих правил окружающим. А также охраняйте свою свободу от чужих " заборов".

В различных христианских общинах существуют свои запреты, многие из которых возникли очень давно. Порой мы уже не помним их происхождения, но они для нас - крепче гранита. Храните свободу, даже если для этого придется нарушить какой-то из самодеятельных законов! Помните слова Павла: " Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства..."

Я не предлагаю без оглядки скакать через все " заборы", лишь бы поконфликтовать с теми, кто их построил. Нам следует " искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию" (Рим.14: 19). Подумайте, прежде чем одобрить или отвергнуть тот или иной " забор". Но не позволяйте опутать себя фарисейскими правилами. И молитесь: просите, чтобы Бог показал вам, не смотрите ли вы на окружающих с высоты своего " забора", не стараетесь ли другим навязать свои правила.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.