Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая схема решения задачи о выборе профессии






Прежде чем изучать данный параграф, освежите в памяти § 12 I части книги.

При изучении вопросов классификации профессий, кратких профессиограмм, особенностей деятельности, способностей мы неоднократно вели речь не только об основных, но и о производных признаках профессий, специальностей, о разных личных качествах, необходимых для той или иной работы. Несомненно, вы уже неоднократно «примеривали» к себе и различные рассматривавшиеся выше ирофессиограммы, и описания личных качеств.

Задачу о выборе специальности можно решать несколькими способами; ниже будет предложен один из них.

Первая операция (совокупность действий) в решении данной задачи — составить себе общую ориентировку в мире профессий и совокупности личных качеств человека, важных при выборе профессии. Эту сложную операцию вы уже в основном выполнили, изучив предшествующие разделы данной книги.

Вторая операция — выяснить потребность района, города, области, республики в кадрах. Узнать, где наиболее нужны ваши голова и руки, ваши знания, молодой задор.

Но где взять нужные сведения? В каждом городском, районном исполкоме Совета депутатов трудящихся есть комиссия по трудоустройству, а также либо целый отдел, управление, либо специальное лицо, ответственное за использование трудовых ресурсов (трудоспособного населения). В этих организациях ваша школа (директор, классный руководитель, представитель партийной или комсомольской организация) может либо получить нужные сведения, либо пригласить соответствующих работников в школу для проведения

170

необходимой беседы-обзора на тему «Куда можно пойти работать или учиться». Возможно, что не сразу вам будет преподнесено все «на блюдечке с голубой каемочкой», но не теряйте оптимизма. Учитесь бороться за достижение своей цели. Привыкайте к тому, что жизнь есть постоянная борьба за все лучшее устройство труда, учения, быта, досуга — общественного устройства в целом.

Занесите в свою тетрадь перечень названий профессий, в которых в ближайшие годы будет ощущаться наибольшая необходимость в вашем городе (районе, области). Помните, что название обманчиво, поэтому заносите в тетрадь названия и тех профессий, которые вам кажутся непривлекательными, неинтересными или малознакомыми. Опасайтесь оказаться на поводу у предрассудков, основанных на невежестве в области профессиологии.

Вместе с названием профессии полезно выписать названия и адреса предприятий, учреждений, учебных заведений, где эти профессии так или иначе представлены.

Третья операция — узнать о названных профессиях как можно больше в соответствии с ранее изученными признаками классификации профессий (освежите в памяти таблицу из § 11 I части книги; пусть это будет своего рода программа изучения профессий).

Основные возможные источники ознакомления с профессиями таковы:

1. Рассказ учителя о профессиях, связанных с преподаваемым им учебным предметом. Учитель лучше всего знает, какие из приобретаемых в школе знаний нужны в тех или иных видах труда и профессионального обучения. Но учитель может и не суметь ответить на все интересующие вас вопросы, касающиеся конкретных профессий. Профессий много, и все профессии сразу не знает никто.

2. Рассказ представителя той или иной профессии, приглашенного в школу для встречи-беседы со старшеклассниками. Он знает о своем деле много, а главное — он многое умеет в своей области. Но нередко бывает, что представитель практического труда, привыкший не говорить о своей работе, а мастерски выполнять ее, изъясняется не очень правильно в грамматическом отношении. Вам, привыкшим изо дня в день слушать

171

подчеркнуто точную речь учителя, может показаться непривлекательным профессионал-практик, допускающий речевые оплошности. Не спешите с выводами. Не забывайте, что мастерство созидательного практического труда неизмеримо сложнее и выше, чем само по себе умение «гладко» говорить.

3. Специальная организованная школой экскурсия на предприятие, в учреждение, в профессиональное (специальное) учебное заведение (профтехучилище, техникум, вуз).

4. Посещение отдела кадров предприятия и ознакомление с тем«информационно-справочными материалами о профессиях, которые там имеются. Следует оговориться, что не все предприятия и не все соответствующие отделы кадров хорошо заботятся о пропаганде своих профессий. Если встретитесь с безучастным или даже грубым отношением отдельных работников к вашему желанию получить сведения о профессиях этого предприятия, не теряйте оптимизма, обратитесь в комсомольскую организацию, там вам в хорошем деле всегда помогут.

5. Книги, статьи, справочники о профессиях.

6. Практическое участие в отдельных простейших видах труда после некоторой подготовки. Это — самый непосредственный источник сведений. Можно профессию полюбить по книгам, «по слухам», создать себе какой-то идеальный образ своего трудового будущего, но все это проверяется реальным участием в соответствующей работе или хотя бы в работе, близкой к ней. Разумеется, далеко не ко всякой профессии можно, как говорится, подпустить не обученного ей человека, но с простейшими трудовыми действиями вы знакомитесь на уроках труда. Насколько возможно, используйте этот источник ознакомления с миром профессий.

Сведения о профессиях, почерпнутые из перечисленных источников и упорядоченные в соответствии с вашей программой ознакомления с профессиями, заносите в вашу тетрадь в соответствующие разделы. Вначале занимайтесь накоплением сведений так же, как собирают почтовые марки. Чем больше их будет, тем разумнее будет принятое вами решение о выборе жизненного пути. Очень важно обмениваться накопленными сведениями с товарищами. При этом в отличие, скажем, от марок вы, «отдавая» свои сведения другому, их отнюдь

172

не теряете. Общение на основе обмена сведениями — это всегда взаимообогащение.

Четвертая операция — сделать заключение о наиболее подходящем для вас типе профессии, а затем также уточнить и предпочтительные класс, отдел, группу специальностей.

Иначе говоря, нужно найти формулу наиболее подходящих для вас профессий, специальностей, вашу «личную» формулу. Поскольку формула — очень общее указание на предмет, цели, орудия и условия труда, то она является, в сущности, указанием на некоторую широкую область деятельности, а не на конкретную специальность. Это вам и нужно вначале. Вашей «личной» формуле могут соответствовать десятки или даже сотни специальностей. Среди них-то в дальнейшем вы можете (без большого риска ошибиться) выбирать одну, «свою» с учетом уже чисто ситуативных обстоятельств («близко от дома»; «вместе со своими ребятами» и т. п.).

Пятая операция — сделать заключение о первом шаге на пути освоения избранной профессии, специальности. Дело в том, что если вы даже захотите сразу после выпуска из школы пойти работать, то все равно некоторое время вы будете учиться, хотя бы на краткосрочных курсах или индивидуальным методом (у хорошего работника на его рабочем месте). Даже первобытный каменный топор нельзя сделать, не учась некоторое время; в условиях же современной культуры практически нельзя занять никакой трудовой пост без предварительного обучения в той или иной форме. Поэтому выбор профессии — это, как правило, и выбор профессионального учебного заведения, выбор формы, пути обучения профессии (разнообразие их велико — от различных курсов до вуза).

В ходе выработки решения нужно посоветоваться: а) с врачом; б) с классным руководителем или фактически заменяющим его учителем; в) со старшими членами семьи или заменяющими их людьми; г) с представителями избираемой профессии, специальности.

Советоваться нужно, но решать надо самому (самой), с кем-то соглашаясь полностью, с кем-то — частично, а с кем-то расходясь во мнениях, «на свой страх и риск».

173






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.