Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие и специальные способности






Любая деятельность требует не одной способности, а целого их комплекса. Например, хороший организатор (комсорг, руководитель производственной бригады и др.) должен иметь следующий набор способностей: высокий уровень умственного развития (сообразительность, способность отказаться от привычного хода рассуждений и посмотреть на обстановку с разных точек зрения, хорошая память); наблюдательность, способность увидеть в обстановке не детали, а главное, что мешает делу и на что можно опереться для его улучшения: творческое воображение и инициативу; понимание людей и способность тактично влиять на них; решительность и твердость в исполнении решений.

В этом наборе способностей можно выделить две труппы: с одной стороны, болееобщие способности, необходимые для широкого круга занятий; с другой стороны — более специальные, необходимые для узкого круга видов деятельности. Так, например, высокий

132

уровень умственных способностей важен практически во всех профессиях и видах деятельности. Казалось бы, он «не нужен» при тяжелых или однообразных физических работах. Но, во-первых, их становится все меньше, а во-вторых, и это главное, если тяжелой и однообразной работой занят умный человек, то он быстро придумает, как облегчить, усовершенствовать эту работу. Творческое воображение и инициатива — это тоже общие способности, важные в очень многих профессиях. Способность же увидеть в обстановке главное и не «затеряться» в деталях, понимание людей и такт, решительность и твердость — это относительно специальные способности хорошего организатора.

Упражнение. Разберитесь самостоятельно в следующем комплексе педагогических способностей и выделите относительно общие и относительно специальные способности:

1. Высокий уровень умственных способностей.

2. Высокий идейный и моральный облик.

3. Организаторские способности.

4. Способность быстро и правильно понимать внутреннее, душевное состояние другого человека.

5. Волевые качества (самообладание, инициативность, целеустремленность).

6. Способность использовать речь как средство воздействия на людей.

7. Способность одновременно быть внимательным ко многим объектам.

8. Способность с большой вероятностью предвидеть дальнейшее поведение и развитие ученика.

Ответы. Очевидно, что способности 1, 2, 3, 5 и 7 более общие, чем 4, 6 и 8.

Успешная работа в любой профессии возможна только при сочетании общих и специальных способностей. Иногда о человеке говорят: «Он очень способный, но не склонен трудиться (лентяй)» или «Он не очень способный, но трудяга». Эти выражения теоретически не точны. Дело в том, что, как уже говорилось, склонность к занятости, к труду, трудолюбие — это важнейшие общие способности. Если человек не склонен к труду, то, значит, у него нет одного из важных компонентов в нужном наборе способностей, скажем, специальные способности есть, а общих — недостаточно. Может быть и наоборот — общие

133

способности ярко выражены («трудяга»), но недостаточны специальные. Развивать нужно и те, и другие.

А что делать, если у вас налицо не весь набор способностей, нужных для избранной профессии и недостает именно таких способностей, которые развиваются медленно и с трудом?

В этом случае возможны два пути: либо изменить выбор, либо поискать пути так называемой компенсации недостающих или слабо выраженных способностей. Компенсация способностей — это возмещение недостающих качеств за счет либо технических средств, либо за счет других, более ярко выраженных личных качеств. Например, плохую память можно в ряде случаев компенсировать систематическим ведением записей, заметок, использованием картотеки и т. п. Недостаточное развитие пространственных представлений можно компенсировать использованием объемных моделей, чертежей, схем. Медлительность можно компенсировать предусмотрительностью. Затрудняясь обсуждать вопросы «в уме», «про себя», люди часто прибегают к обсуждению их с другими людьми. Это для них необходимый способ уяснения трудных вопросов. Компенсация недостаточно выраженных способностей —явление нормальное, и его нужно сознательно использовать, сознательно искать соответствующие пути и способы действия.

Максимально используя ярко выраженные способности и компенсируя недостающие, человек вырабатывает свой индивидуальный стиль решения типичных жизненных, трудовых, спортивных и других задач. Выработка соответствующих индивидуальных способов действия, индивидуального стиля деятельности наряду с овладением общими для всех приемами работы — важная задача самовоспитания. Рассмотрим это на предельно простом примере.

Одному человеку удобнее идти крупными, но редкими шагами, а другому — более мелкими, но частыми. Оба идут одинаково быстро и легко. Если же считать «хорошим» стиль первого человека, то второму будет неудобно — он будет быстрее уставать. Кто от этого выигрывает? Если считать «хорошим» стиль второго — первый будет быстрее уставать. Каждый идет в удобном для него ритме, своим стилем, и поэтому у обоих получается одинаково хорошо. То же относится и к работе.

134

Не следует ни навязывать огульно другим людям способы работы, которые для вас хороши, ни слепо подражать способам работы других. Цель действия может и часто должна быть единой, а способы работы могут и нередко должны бытьиндивидуально своеобразными. Это надо твердо запомнить.

Однако сказанное не означает, что нет или не должно быть общих для всех людей приемов и способов действий. Могут спросить: «А как же быть с передачей личного опыта?» Передавать свой личный опыт и перенимать личный опыт других людей нужно не буквально, а творчески, учитывая конкретные особенности каждого человека. «Всяк мастер на свой лад» — говорит пословица, и это глубоко верно. (О стиле подробнее см. в § 19.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.