Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности






Изучая предшествующие параграфы, вы могли убедиться, что успешность любых действий, деятельности непременно зависит от ориентировки в обстановке, от знаний, от умения что-то «держать в уме», короче говоря, от познавательной активности человека.

Различают два вида познания — непосредственное и опосредствованное. Если познаваемый объект действует в данное время на органы чувств, то это непосредственное познание. Например, вас интересует качество поверхности, или особенности внешней формы изделия, или его деталей (машины, одежды, обуви, мебели), и вы рассматриваете, ощупываете данные изделия.

Но если рассматривая незнакомое изделие вы стремитесь понять, каким инструментом, какими средствами получена такая поверхность, если вы пытаетесь догадаться о технологии изготовления этой вещи, это уже опосредствованноепознание. Почему? Вы познаете здесь ненаблюдаемый объект (способ обработки, инструмент) через посредство наблюдаемого.

В различных видах профессиональной деятельности культивируется и непосредственное и опосредствованное познание. Например, в профессиях художественного профиля, а также во многих профессиях и специальностях контролеров-приемщиков, бракеров, наблюдателей (например, летчиков-наблюдателей лесного, рыбного хозяйства), звукооператоров радио-, кино- и телестудий требуется особое развитие процессов непосредственного познания. В профессиях научно-исследовательского профиля, во всех профессиях, связанных с управлением коллективами, с обслуживанием и ремонтом сложной техники, в профессиях агрономического и животноводческого профиля обычно предъявляются повышенные

117

требования к опосредствованному познанию. Ни тот ни другой вид познания у человека не встречается в изолированном виде. Они тесно взаимопереплетаются и, более того, взаимообогащают друг друга.

Упражнение. Ознакомьтесь с нижеследующими примерами и дайте заключение, в каких случаях имеет место (или преобладает) непосредственное познание и в каких опосредствованное:

1. Руководитель музыкального ансамбля просит исполнителей извлечь из инструментов один и тот же звук («ля») и вслушивается («чистый» ли звук, не слишком ли сильны «биения», нет ли неприятных призвуков).

2. Столяр при строгании древесины вслушивается в звук (с которым выходит стружка), чтобы определить, хорошо ли заточен инструмент (легкое «шипение», «свистящий звук» говорят о хорошей заточке и качественной «строжке»).

3. Токарь присматривается к цвету стружки и сравнивает его с цветом материала заготовки, чтобы определить нормальность теплового режима обработки (нет ли перегрева).

4. Путевой обходчик на железной дороге осматривает рельсы, стыки, стрелки, состояние шпал, насыпи. Бдительно всматривается, нет ли малейших трещин на рельсах и т. д.

5. Осмотрщик железнодорожных вагонов при встрече поезда вслушивается в стук колес, чтобы определить, нет ли таких дефектов на колесных парах, как «навары», «ползуны». Вслушивается, нет ли своеобразного свиста («писка») в буксовых узлах, который говорит об их неисправности.

6. Шлифовщик-алмазчик сортовой посуды зрительно следит, совпадает ли проведение грани с разметкой, выдерживаются ли угол наклона грани, ее длина, ширина, не затемняется ли грань режущим материалом.

7. Слесарь при сверлении детали сосредоточивается на распознании легких мышечных усилий, необходимых для подачи сверла и преодоления сил, вращающих заготовку. Это он делает для того, чтобы определить, не затупилось ли сверло (излишние усилия говорят о том, что сверло затупилось).

Ответы и пояснения. Непосредственное познание, вероятно, преобладает в действиях, описанных в пунктах

118

1, 4, 6. В остальных пунктах люди узнают через посредство наблюдаемых явлений нечто ненаблюдающееся в данный момент.

Известно, что по некоторым характеристикам познавательной деятельности человек иногда может сильно уступать животным (нередко они могут воспринимать и различать более удаленные, более слабые зрительные и слуховые сигналы, источники запахов; некоторые животные хорошо воспринимают ультразвук, незаметные для нас вибрации, колебания воды, воздуха и т. п.). Разумеется, есть несметное количество обыденных для человека объектов и их свойств, которые в свою очередь животные совершенно не воспринимают и не различают. Бессмысленно, например, говорить о том, чтобы животное воспринимало и различало сорта типографской бумаги или марки стали.

Чтобы понять своеобразие и преимущества познавательной деятельности человека, рассмотрим опыт с высокоорганизованным животным — обезьяной шимпанзе.

Перед обезьяной — ящик с окном. В окне видно лакомство — банан. Но перед окном горит широкий фитиль. Рядом бачок с водой и кружка. Рано или поздно обезьяна выучивается наливать в кружку воду из бачка и заливать огонь; после этого можно беспрепятственно достать банан.

Затем такой же опыт с той же обезьяной проводится на реке. Обезьяна помещается на бревенчатом плоту. Перед ней, как обычно, ящик с бананом, перед которым горит огонь. Но бачок с водой и кружка находятся на соседнем плоту, до которого допрыгнуть нельзя.

Обезьяне нужно залить огонь, и она стремится добраться до бачка и кружки на соседнем плоту. Используя имеющуюся жердочку, она перекидывает ее в виде зыбкого моста между плотами, кое-как добирается до кружки (а ведь кругом вода!), наливает в нее воду, с риском, балансируя, несет наполненную водой кружку на свой плот и заливает огонь. Животное, таким образом, не усматривает ничего общего между водой, наливаемой из бачка, и окружающей водой в реке.

Видеть общее, однородное в разных предметах — это особенность человека, и она дает ему громадные возможности в деятельности и коренные преимущества перед животными.

119

Но чтобы увидеть общее, однородное в предметах, не всегда достаточно взглянуть на них или подумать о них. Нередко необходима более или менее напряженная умственная работа в течение некоторого времени.

Упражнение. В приводимых ниже рядах из пяти слов четыре слова всегда по значению в известной мере однородны, а пятое — «не подходит». Укажите в каждом случае неподходящее слово:

а) бледный, синеватый, скудный, тусклый, темный;

б) стул, стол, птица, шкаф, кровать;

в) видеть, слышать, отведывать, говорить, нюхать;

г) велосипед, автобус, мотоцикл, поезд, трамвай.

Ответы и пояснения.

а) все слова характеризуют свето-цветовые качества предмета, за исключением слова «скудный»;

б) все слова обозначают предметы мебели, за исключением слова «птица»;

в) все слова обозначают познавательные действия, за исключением слова «говорить», относящегося к исполнительным актам человека;

г) велосипед отличается от всех перечисленных видов транспорта тем, что не имеет обязательного механического двигателя.

Выделив общие признаки в непохожих по внешнему виду предметах, человек способен удерживать их «в уме». Это раскрывает ему удивительные возможности предвидеть будущее и делать правильные выводы даже о непривычных новых предметах, явлениях.

Возьмем предельно простой пример. Когда вы кладете в стакан чая новый кусок сахара, то почему вы уверены, что он растворится? (Вы ведь не испытывали этот кусок на растворимость в воде!) Вы уверенно действуете потому, что знаете общий признак любого куска сахара. Дело выглядит не столь безобидно, когда речь идет о заводских процессах переработки огромных масс того же сахара или металла, когда решается вопрос о методе ухода за засеянными полями при данных погодных условиях, о методе лечения данного человека и т. д.

Ум считается у человека важнейшей ценностью. Но что такое ум? Это и есть прежде всего способность мысленно действовать, оперировать общими признаками предметов, явлений —

120

усматривать сходство (общность) и несходство предметов, применять общее правило к частному случаю и, наоборот, наблюдая частные случаи, догадываться об общем признаке, правиле, законе, мысленно упорядочивать казалось бы разнообразные предметы по общности признаков.

Опосредствованное познание, связанное с оперированием общими признаками предметов, явлений, называется мышлением.

Обобщенность познавательной деятельности возможна благодаря речи. Поэтому, развивая речь (в частности, на материале не только специальных, но и общеобразовательных предметов), мы тем самым создаем предпосылки для развития профессионального мышления, ума.

Речь обогащает также и непосредственное познание. Более того, без участия речи невозможно четко выделять из окружающей среды и различать сложные предметы — машины, детали машин, чертежи и т. д. Если человек не знает, не дает названий тем объектам, сигналам, которые действуют на его органы чувств (кроме слов «это», «эта штуковина» и т. п.), то он, по существу, и не выделяет этих объектов достаточно определенно, четко и полно. Вот, в частности, почему так важно в каждой профессии овладевать принятой там технической терминологией, «профессиональным языком». Даже в тех профессиях, где мастерство, в конечном счете, казалось бы, не в языке, а «в руках», «в глазах» и т. п.

Непосредственное познание сколько-нибудь сложных целостных объектов, сигналов (четкое выделение их из окружающей среды) называется восприятием.

Непосредственное познание отдельных разрозненных свойств предметов называют ощущением; однако в реальной жизни здоровый, нормальный человек обычно выделяет не разрозненные свойства предметов, а именно предметы в целом. Таким образом, для непосредственного познания человека наиболее типично восприятие, а не ощущение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.