Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Усвоение действий






Человек ценен тем, что́ он умеет делать. А умеет он делать то, чему научился самостоятельно или под руководством более опытных людей. Учение — это прежде всего усвоение опыта, накопленного человечеством. Научиться чему бы то ни было нельзя, не усваивая и не совершая действий — двигательных, перцептивных, интеллектуальных, социальных.

109

Как быстрее и лучше научиться тем или иным действиям?

На первый взгляд, надо скорее пытаться их выполнять, ошибаться, исправляться, набираться опыта. Действительно, на такой путь обучения, казалось бы, даже благословляет народная мудрость: «На ошибках учатся» и т. п. Более того, житейские наблюдения говорят о том, что, обучаясь методом проб и ошибок, человек в конце концов ошибается все меньше и меньше и со временем (иногда через несколько лет) начинает выполнять действие мастерски.

Однако описанный путь не очень разумен, — он требует много времени, сил и не обязательно ведет к успеху. Есть другой путь, он тоже отмечен народной мудростью: «Не знавши броду, не суйся в воду», «Семь раз отмерь, один — отрежь», «Не поглядев в святцы, не звони в колокола» и т. д. Выражаясь более строго, он состоит в следующем:

1. Необходимо мысленно отделить ориентировочную часть действия от исполнительной, отметить наиболее трудно осознаваемые элементы (записать, проговорить).

2. Определить (записать, проговорить) внутренние и внешние (предметные, социальные) условия выполнения действия, с тем чтобы их практически создать.

3. Тренироваться в ориентировочной части действия (обращать внимание на признаки его правильности).

4. Тренироваться в исполнительной части действия (обращать внимание на конечный результат действия).

Поясним некоторые из высказанных положений на примере усвоения простого действия по управлению педалью «газа» автомобиля или педалью электропривода швейной машины.

Ориентировочная часть действия: а) шум двигателя машины и другие признаки большего или меньшего числа оборотов, развиваемых им; б) сигналы «мышечного чувства» от голеностопного сустава и связанных с ним органов движения. Исполнительная часть — плавные движения ноги в голеностопном суставе.

Наиболее трудно осознается именно сигнализация мышечного чувства. В результате вместо малых и плавных перемещений ноги получаются резкие, грубые, размашистые движения. Человек то полностью «придавит» педаль, и двигатель «ревет», то отпустит педаль, и двигатель почти останавливается.

110

Предметные и социальные условия выполнения действия здесь не сложны и обычно не заслуживают особого обсуждения.

Как тренировать ориентировочную часть действия (в отношении мышечного чувства)? При выключенном двигателе поставить ногу на педаль (можно сделать педаль-тренажер отдельно от машины) и выполнить серию упражнений, подобную следующей: а) нажать педаль до упора; б) нажать педаль (не глядя) на 1/2 ее хода. Сразу же убедиться (взглянув) в правильности выполнения задания и исправить ошибку; в) нажать педаль на1/4, 3/4, 1/8, 7/8, 2/8, 6/8, 3/8, 5/8 ее хода. Так делать 10 раз с небольшими перерывами для отдыха (3 минуты — тренировка, 1 минута — передышка).

Важно добиться, чтобы практически безошибочно определять, опираясь на мышечное чувство (не глядя), в каком из положений находится педаль. После этого рывки и резкие движения исчезнут без специальной тренировки исполнительной части действия.

Выделение и сознательное, активное усвоение важнейших действий, типичных для той или иной специальности, профессии, — основной путь практической подготовки к выбору профессии, а также повышения уровня мастерства после того, как профессия избрана.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.